Ахмад Гарифуллин: Дальний Восток дает множество возможностей для развития

Ахмад Гарифуллин

Беседа о прошлом, настоящем и будущем мусульман Дальнего Востока

Не так давно общественности была представлена книга «Мусульмане на Дальнем Востоке: история и современность», а также первый документальный фильм из одноименного цикла, посвященный прошлому и настоящему мусульман Дальневосточного федерального округа. О том, как родилась идея этого проекта, а также о современном положении мусульманской уммы этого огромного региона, нуждах и чаяниях мусульман рассказал руководитель проекта, поддержанного Фондом президентских грантов, председатель ДУМ Дальнего Востока в составе ЦДУМ России Ахмад Гарифуллин.

- Ахмад-хазрат, если сравнить состояние мусульманского сообщества на Дальнем Востоке в 2014 г., когда Вы только приехали для работы в регион, и сегодняшнее, шесть лет спустя, насколько большие произошли изменения?

- С того времени поменялась не только мусульманская община, не только влияние религиозного фактора на общество, но и поменялась экономика, инфраструктура Дальнего Востока. Здесь виден большой вклад федерального центра, лично Президента РФ, и мы видим результаты данного развития. Это дороги, дома, аэропорты, вокзалы, торговые центры, больницы, школы. Вместе с этим меняется и мусульманское сообщество. Мы видим открытие новых молельных комнат, строительство и открытие мечетей и медресе.

Открытие мечети в г. Биробиджан, 17 октября 2019 г.

- Достаточно ли сейчас для мусульман Дальнего Востока молитвенных помещений?

- Понятие «достаточности» не только на Дальнем Востоке, но и в западной части России, очень актуальный и болезненный вопрос. Но сегодня их стало больше, чем было еще несколько лет назад. За это мы воздаем хвалу Всевышнему, благодарим всех коллег и партнеров, которые принимали участие в создании мест поклонения. Но мы будем дальше работать и создавать условия для наших единоверцев на территории всех регионов, чтобы здесь люди могли молиться и исповедовать свою религию, воспитывать своих детей, развивать и сохранять свою культуру и традиции.

- Объезжая регионы Дальнего Востока, я заметил, что в тех регионах, где Вы ведете работу, Духовным управлением мусульман Дальнего Востока реализовывается интересная стратегия: приобретаются коттеджи либо иные помещения и приспосабливаются под религиозные нужды – где-то устраивается молитвенное помещение, где-то начинается обучение детей.

- Есть такая мудрая поговорка – если гора не идет к Магомету, то Магомед идет к горе. Пользуясь имеющимися ресурсами, мы стараемся найти условия, которые есть в том или ином городе. В том числе, безвозмездное выделение какого-то помещения, аукционы, другая государственная поддержка. Если видим, что в регионе обстановка и без того накалена, когда даже для государственных учреждений недостаточно площадей, мы с пониманием к этому относимся, идем по пути наименьшего сопротивления, создаем условия теми ресурсами, которые у нас есть. Мы, как мусульмане, получившие и дающие знания, осознаем, что тот путь, который начертил нам пророк Мухаммед, предписывает идти по пути наименьшего сопротивления, и мы видим результат. Мы стараемся не накалять обстановку и находить со всеми общий язык. Это видят и власти, и народ. Да, когда-то были здесь мечети и активность мусульманских общин, сегодня может быть она чуть меньше, но завтра может она возрастет, потребуются новые рабочие руки, будет больше приезжать людей, поэтому мы стараемся создавать инфраструктуру, используя те возможности и условия, которые есть в регионе.

- Где сегодня такие проекты реализуются?

- У нас практически в каждом регионе Дальнего Востока есть подобные проекты, все называть не буду: счастье любит тишину, но в основных региональных центрах – Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск – идет активная работа по созданию всей необходимой инфраструктуры для мусульманской общины. Это создание садиков, мактабов, медресе, чтобы дети могли получать основы нравственного воспитания, которого не хватает сегодня всему обществу, ну, и конечно, создание мечетей, молельных комнат, кладбищ.

- За последние шесть лет на Дальнем Востоке и при Вашем личном участии на качественно иной уровень вышел межрелигиозный диалог, почему Вы придаете этому такое значение, насколько это важно?

Ахмад-хазрат Гарифуллин на встрече с ректором Хабаровской духовной семинарии игуменом Пантелеимон (Бердниковым), 5 февраля 2020 г.

- На самом деле, это основной вектор Центрального Духовного Управления Мусульман России и лично Верховного муфтия Талгата Сафа Таджуддина, которые давно уже ведет такую политику. Конечно, 1990-е годы внесли определенную турбулентность в межнациональные и межрелигиозные отношения, но, на мой взгляд, она преодолена. Сегодня мы видим результат: у общества появился определенный иммунитет от конфликтов на межнациональной и межрелигиозной почве, это плод совместных усилий и государства, и правоохранительных органов, и гражданского общества, и национальных, и религиозных общин. Конечно, не все проблемы еще преодолены, но наша задача – беречь и развивать культуру межнационального и межрелигиозного общения. Я думаю, этим должны заниматься все религиозные деятели.

- Где, на Ваш взгляд, достигнут наибольший успех в этой сфере?

- На Дальнем Востоке это Еврейская Автономная область. Первым городом, где была торжественно открыта полноценная мечеть с участием первых лиц региона, представителей всех основных конфессий, стал Биробиджан. Именно в этом регионе было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между традиционными конфессиями нашей страны: православием, исламом и иудаизмом. Затем на I-м Дальневосточном межконфессиональном форуме осенью 2019 г. присоединилась и четвертая традиционная конфессия – буддизм. Та атмосфера, которая царит в этом регионе, является показательной не только для регионов Дальнего Востока, но и для страны в целом.

- Еще один вопрос, с которым руководителям мусульманских общин приходится работать – это профилактика экстремистских проявлений. Какая работа проводится в этом направлении, в чем причины того, что раньше люди попадали под влияние экстремистской идеологии?

- Тут много пережито. Но на Дальнем Востоке я бы не сказал, что была повышенная активность, хотя, конечно, адепты запрещенных экстремистских и террористических групп присутствовали, пытаясь создавать дисбаланс в обществе и вселить в людей страх. Были различные негативные события в разных субъектах Дальневосточного федерального округа. Но чтобы подобное не повторялось, работают и правоохранительные органы, и администрации муниципальных образований и регионов, и духовенство традиционных конфессий. У всех нас ключевая задача – не допустить подобные вещи. Я считаю, что и консолидация мусульманского сообщества в регионе, и появление новых молитвенных помещений, все это играет свою положительную роль, помогает проводить профилактику и пресекать попытки распространения деструктивной идеологии через просвещение. Вопрос с экстремизмом всегда оставался актуальным. К счастью, Дальний Восток не такой пестрый в этом плане, надеюсь, что с каждым годом негативных проявлений будет все меньше и меньше.

- Какие конкретно шаги Духовное управление мусульман Дальнего Востока предпринимает для того, чтобы этого не было?

Ахмад-хазрат Гарифуллин с учениками курсов по основам ислама в г. Чита, февраль 2020 г.

- В первую очередь, это работа с молодежью, которая сегодня очень много времени проводит в Интернете. Мы создали целый отдел, который работает в направлении просвещения в социальных сетях и в Интернете. Мы понимаем, что иначе молодежь зацепить невозможно. Но виртуальной реальностью управлять невозможно, равно как и контролировать ее очень сложно. Наше Духовное управление больше ориентируется на работу вручную, нежели чем на автоматическую. Это работа с детьми с самого раннего возраста. Поэтому и создаем детские сады, проводим детские лагеря, воскресные школы, женские группы. Работая со своей общиной, мы доносим до них истинные ценности ислама, а не псевдоисламские лозунги, которые пытаются навязать представители экстремистских групп через Интернет. Имея рубль, проводим работу на миллион. Если бы все общество проснулось и задумалось бы о будущем своей родины, проблем было бы намного меньше.

- Говоря о дне сегодняшнем, нельзя ни спросить о прошлом. Почему Вы поддержали идею написания этой книги «Мусульмане на Дальнем Востоке России: история и современность»?

- Человек, который не знает прошлого, не имеет будущего. Все должны знать свою историю, в том числе и дальневосточники. Нужно знать, кто заселял Дальний Восток, развивал и защищал его от врагов, строил БАМ, гидроэлектростанции, предприятия, города. Кто были эти люди по национальности, по вероисповеданию, как в непростых условиях сохраняли свои традиции, языки, культуру. Понимая это, мы и поддержали этот важный проект. И собранный материал показывает, что ислам на Дальнем Востоке имеет достаточно давние корни. Это знание станет опорой для местных мусульман, чтобы они не чувствовали себя здесь лишними или чужими, это станет инструментом для интеграции тех, кто сюда приезжает жить и работать. К сожалению, с Дальнего Востока большой отток населения, в то же время сегодня сюда приезжают сюда жить и работать люди разных национальностей из разных уголков бывшего СССР. Нужно проводить работу по их социокультурной адаптации и интеграции. Такая работа уже проводилась в прошлом в разные исторические периоды, об этом написано в этой книге, поэтому я думаю, что она будет полезна тем службам и институтам, которые строят планы по развитию Дальнего Востока на завтрашний день, чтобы избежать ситуаций, которые складываются сегодня в Европе.

- В связи с этим вопрос: согласны ли Вы с утверждением, что мечеть сегодня – это значимый институт для адаптации приезжих в российское общество?

- Да, безусловно, мечеть является многофункциональным центром на Дальнем Востоке. К нам не только прихожане обращаются со своими вопросами, но и власти, когда происходят какие-то конфликтные ситуации. В других субъектах это редко случается.

- Заметили ли Вы перемены за последние годы в отношении властей к мусульманам?

Встреча Ахмада – хазрата Гарифуллина с врио губернатора Хабаровского края Михаилом Дегтяревым, 29 сентября 2020 г.

- Здесь не то, что власти начали меняться, тут, как ты себя покажешь, так к тебе и начнут относиться. Там, где говорят, что мусульман якобы ущемляют, думаю, мусульмане сами себе задать вопрос должны, что они делают не так. Ислам учит, что нужно начинать менять в первую очередь самого себя. Отношение поменялось в хорошую сторону во многих регионах, постепенно меняется и в других, идет к лучшему, это касается не только самих руководителей регионов и городов, в том числе и силовых органов, министерств. С обществом чуть сложнее. Но здесь тоже есть определенные подвижки. Отношение властей выстраивается от отношения самого духовенства, а отношение общества к религии складывается от опыта взаимодействия с последователями ислама. Но не всегда исповедующий ислам сам свою религию знает. Вижу, что идут молодые ребята и пиво пьют, ругаются громко, я иногда даже останавливаюсь и вразумляю их. Здесь опять на нас ложится работа с людьми, чтобы они осознавали, где они находятся, куда приехали, как здесь принято себя вести.

- А без образовательного процесса этого добиться невозможно…. Поэтому и необходимо организовывать просветительский процесс.

- Это на 100% истина. Мы обязательно будем работать над тем, чтобы подобные просветительские институты создавать, и если солнце встает на востоке, и если Всевышний позволит, чтобы мы стали таким солнцем, которое пойдет на запад в сторону Калининграда, и понесем эту тенденцию по созданию таких институтов, то мы будем очень счастливы, что стали пионерами в данном деле.

- Я был в Хабаровске в детском центре «Райские птички», признаться, он на меня произвел неизгладимое впечатление, потому что ничего подобного в других регионах мне видеть не доводилось. Это инновационный проект? Может быть Дальний Восток тем и уникален, что здесь рождаются и могут реализоваться подобные инициативы?

- В чем-то с Вами соглашусь, но не потому, что в других регионах кто-то препятствует, а тут разрешает. Здесь площадка для самореализации человека во многих моментах намного шире, чем на западе нашей страны. Это начинается с самого простого – открытие бизнеса и поиск работы, которые можно выполнять здесь. Её здесь очень много. Продолжается тем же образованием: здесь намного проще поступить в вузы. Заканчивается тем, что здесь социальная политика намного лучше для людей: тот же дальневосточный гектар, ипотека в 2% и так далее. Условия создаются более приемлемые для людей, в том числе и для мусульман, что делает возможным открытие детских садов, медресе, строительство мечетей. У обывателей есть представление, что если мечеть построится, то «вся Средняя Азия» сюда переедет. А на самом деле ситуация является иной, если мы не создадим условия, то не сможем приезжих адаптировать под правила местного населения. Поэтому нужна общая консолидация для этого.

- Подводя итоги проделанной работы, как можно охарактеризовать современное состояние мусульманского сообщества на Дальнем Востоке?

- Итоги подводить рано, но мне кажется, что ислам на Дальнем Востоке переживает свое второе рождение, идут процессы похожие на те, что были описаны в дореволюционном разделе нашей книги: начинается возрождение новой общинной жизни, развитие общинных институтов. Главное, чтобы как сто лет назад никакие политические катаклизмы в нашей стране не остановили этот процесс.

Беседовал Алексей Старостин,

фото автора и из архива ДУМ Дальнего Востока

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика