«Некоторые религиозные деятели России застряли в прошлом»

Муфтии и имамы больше занимаются административными, нежели научно-богословскими вопросами

Руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов вчера заявил о том, что для борьбы с терроризмом надо, чтобы официальное духовенство было по-настоящему конкурентоспособным в споре за умы молодежи.

«Мы должны делать ставку на исламское духовенство. Причем не только делать ставку, а помогать ему. Наставники должны быть конкурентоспособными в споре за умы молодежи с проповедниками радикального ислама. Они должны говорить на современном языке, они должны четко разбивать все аргументы, которые приводят радикалы, экстремисты. Чего, к сожалению, на сегодняшний момент нет», – цитирует чиновника ТАСС. Однако возникает закономерный вопрос: как добиться этой конкурентоспособности и что предпринимают для этого сами муфтии? Муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашии Альбир Крганов поддержал мнение Баринова, «поскольку оно очень созвучно выступлению главы государства в 2013 году на встрече с религиозными деятелями, когда Владимир Владимирович говорил о том, что надо от вопросов о верховенстве переходить к реальной работе и укреплению традиционной российской богословской школы, существующей в стране системы исламского образования». «Он также говорил о необходимости создавать современные переводческие центры с участием квалифицированных экспертов, экспертные площадки. К сожалению, мы видим по факту, что за истекший период многое из этого пока не сделано, но делать это надо», - подчеркнул собеседник агентства. При этом он отметил: новые реалии требуют современных методов работы с аудиторией. «Безусловно, духовные управления мусульман в регионах нужны, это площадка и модель, действующая в России, и она безальтернативна. Но, тем не менее, мы видим, что некоторые религиозные деятели, имамы, муфтии, которые очень достойно прожили жизнь и много чего сделали полезного, считают: то, что сегодня открыли мечети и им позволили свободно ходить по праздникам, по меджлисам, поминкам, - это, для некоторых, некая высшая мера развития ислама. Тогда как у активной части современной молодежи, которая сформировалась за последние 20 лет, совсем другие взгляды на жизнь. И прежний советский подход не подходит для современной молодежи. Некоторые наши религиозные деятели упорно не хотят это принять», - считает Альбир Крганов. «Я, конечно, не говорю о том, что базовые ценности ислама незыблемы, неизменны, тут не может быть никаких вопросов, но сам подход к современной работе должен быть другим. И когда наши религиозные деятели докладываю наверх о том, что, дескать, «тех ребят, которые учились за границей в арабских странах в непонятных медресе, мы на работу не берем, и тем самым как бы обезопасили нашу деятельность», это тоже не ответ, это неправильно, это лукавство, поскольку этим вопрос не решился. У нас в стране несколько тысяч человек, которые обучались за границей, они трудоустроены, они являются лидерами мнений в своих ячейках друзей, товарищей, и они остаются в некоей оппозиции официальным религиозным исламским структурам. Нужно находить с ними точки соприкосновения, работать с ними. В моем понимании, конкурентоспособность сегодня должна заключаться именно в этом. Мы должны уметь работать с нашей молодежью. Те формы, которые были во времена СССР и позже, не устраивают современное общество. Люди уже другие, должны быть современные подходы работы. Но объяснить это некоторым нашим деятелям сложно», - добавил он. С Альбиром Кргановым во многом согласен глава Ассоциации общественных объединений «Собрание» Мухамед Саляхетдинов. Отвечая на вопрос IN о том, насколько наше духовенство в настоящее время конкурентоспособно, эксперт отметил: «Муфтии и имамы больше заняты административными, нежели научно-богословскими вопросами, основная часть времени у них уходит именно на это, они больше позиционированы не как богословы и духовные лидеры, а как люди, возглавляющие административно-религиозные структуры». «Кроме того, к сожалению, сегодня научно-образовательная база в области исламских наук в различных мусульманских учебных заведениях поставлена очень слабо, в первую очередь, надо обратить внимание на это. За период советского прошлого в России была уничтожена многовековая образовательная мусульманская база, которая до сих пор не восстановлена. Один из показателей – отсутствие и поныне в наших образовательных учреждениях, считающихся университетами, кандидатов и докторов в области исламских наук. Слабо или вообще не привлекаются международные исламские научные академические круги – ученые, академики и тп. Поэтому говорить об идеологическом или научном противостоянии радикальным идеалогиям на этом фоне очень сложно», - заявил эксперт IN.

Автор: Вера Ильина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Amin26 25 Октября 2015г.
Ответить

Аллах уже разъяснил нам, что запретно, а что дозволено. Всё разъяснено для нас в нашей религии от пробуждения и до отхода ко сну. И если человек счел для себя дозволенным убийство, то тут вряд ли кто-то поможет. В Коране много сур, где нам сказано не печалиться о тех, кто не следует прямым путём. Да наставит и укрепит нас всех Всевышний! Амин!