Армяне много веков были друзьями исламского мира

Отношения между армянами и исламским миром в последнее столетие обострились на фоне конфликта между Арменией с одной стороны и Турцией и Азербайджаном с другой. Однако до возникновения современных территориальных споров армяне долгое время были одним из самых близких и дружественных к мусульманам народов.

Армяне видели вживую Пророка Мухаммеда и получили его благословение. По свидетельствам арабского историка Зеки ад-Дина, в 626 году армянский патриарх Иерусалима Авраам направился в Мекку во главе делегации из 40 видных представителей армянской нации, чтобы встретиться с Пророком и просить его личного покровительства.

Армян Пророк принял с теплотой и заботой, даровав им по итогам встречи грамоту, в которой говорилось следующее: «Я, Мухаммед, сын Абдуллы, Пророк и раб Божий, выражаю свое почтение Патриарху Аврааму и всем архиепископам, епископам и священникам в Иерусалиме, Дамаске и в других арабских землях – всех тех, кто почитает Иерусалим, включая эфиопов, коптов и ассирийцев. Я признаю и гарантирую сохранность их монастырей, церквей, образовательных центров, имущества и земель. Я, Пророк Мухаммед, свидетельствуя волю Аллаха, и 30 человек, которые находятся вокруг меня, даруем покровительство, защиту и милость армянским церквям, где бы они ни находились, по всему Иерусалиму – Святому Гробу Христову, Церкви Святого Иакова, Вифлеемской церкви, всем молитвенным домам, монастырям, Голгофе и святым местам. Я также гарантирую, что моя защита распространяется на христианские холмы, долины и учреждения, приносящие доход. Я провозглашаю все это от моего имени как Пророка и от имени моих правоверных мусульман».

Наследники Пророка, которые именовались праведными халифами, каждый раз подтверждали права армян на религиозные святыни и имущество. В 638 году заветам Пророка следует халиф Умар ибн аль-Хаттаб, который издал свою грамоту сразу после завоевания Иерусалима. А уже после Умара права армян на святыни и имущество подтверждает зять Пророка – Али ибн Абу Талиб. Родоначальники Ислама именовали армян и другие древние религиозные конфессии «людьми Писания», к которым мусульмане относили иудеев и христиан.

Арабы были знатоками армянской истории. Поэтому в период их владычества на Кавказе Армения, Картли и Албания именовались «Арменийа». То есть армянская цивилизация воспринималась арабами как материнская по отношению к соседним народам.
«Арменийа» со столицей в Двине пользовалась в рамках халифата широкой автономией и управлялась армянскими князьями. Армяне чеканили свою монету. Страна пользовалась высокой степенью независимости.

Более того, в Армении не размещались арабские гарнизоны. Халиф гарантировал даже военную помощь в случае нападения со стороны Византии. Взамен армянские князья платили относительно небольшие налоги и в первой половине VIII века участвовали в войнах Арабского халифата с Хазарией.

Даже в годы ожесточенных войн с крестоносцами халифы не отказывали армянам в их правах на иерусалимские святыни. К примеру, когда в 1187 году халиф Салахаддин изгнал из Иерусалима 100 тысяч христиан и запретил церковные службы, исключение он сделал только местным армянам, подтвердив в своей грамоте заветы Пророка Мухаммеда, а также халифов Умара и Али. Также Салахаддин даже снизил налоги с армянских купцов и паломников.

Спустя столетия теперь уже османские султаны, объявившие себя халифами и предводителями Ислама, следовали предписаниям Пророка Мухаммеда. Так, в 1517 году захвативший Палестину султан Селим подтвердил имущественные права армян в Иерусалиме. Его преемник султан Сулейман также следовал предписаниям праведных халифов. Затем права армян подтверждались в 1659 году султаном Мехмедом IV, в 1735 году султаном Махмудом I и в 1853 году султаном Абдул-Меджидом I.

В последствие потомок пророка Мухаммеда, хранитель Мекки Хусейн ибн Али, который в 1917 году, будучи уже королем Хиджаза, то есть правителем будущей Саудовской Аравии, призвал всех мусульман защищать армян. «От вас требуется защитить всех представителей армянской общины, кто остался или живет в ваших кварталах или по соседству с вашими племенами… Обеспечьте их всем, в чем они могут нуждаться… потому что они народ, защищаемый мусульманами, о котором пророк Мухаммед сказал: «Кто украдет у них хотя бы веревку, тому я буду противником в день Страшного суда», – заявил он.



Автор: По материалам Саркиса Цатуряна

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика