Аскетизм великого поэта мудреца Абу аль-Ала аль-Маарри

Аскетизм – это не ограничение себя в еде и питье, не бездельничанье закрывшись в мечетях и кельях, не выполнение роли муджавиров[1] [на территории] Каʻабы и благородного Харама, не чтение добровольных молитв и перебирание чёток. Аскетизм заключается в том, чтобы приносить людям пользу посредством дозволенных вещей, не испытывая при этом потребности ни в ком, кроме Аллаха Всевышнего (и неважно делает ли это бедный человек или богатый). Исходя из этого, тот, кто довольствуется своим добытым разрешенным путем миллионом или своей физической силой является аскетом, а тот, кто на словах или в душе проявляет нужду к другим – нет. Собственно довольно трудно утверждать, что кто-то является или же не является аскетом на самом деле, поскольку аскетизм находится в сердце. Вместе с тем, у него имеется множество внешних проявлений, которые словно зеркало отражают сокрытое в душе. Авторы, писавшие об аскетизме Маарри, делали это, опираясь именно на эти признаки, а мы лишь передаем сказанное ими. Да простит Аллах, если была допущена ошибка!

Маарри с определенного момента, начал получать по тридцать динаров в год, одну половину этой суммы он отдавал своему слуге, а вторую тратил на себя. Он извинялся перед приходящими к нему учениками за то, что не обладал богатствами.

Тот факт, что Маарри на протяжении сорока лет не ел мяса и других продуктов животного происхождения, довольствуясь лишь растениями и семенами, вероятно, показывает какой степени достигал его аскетизм. Однако и эту пищу он употреблял в очень малых количества, проводя большую часть своей жизни в постах.

По его мнению, употребление опьяняющих напитков было в высшей степени отвратительным, не только с точки зрения религии, но также и общественной жизни. Он заявлял, что не употреблял бы алкоголь даже в случае отсутствия запрета со стороны шариʻата. Об этом в «аль-Лузумиййат» имеется множество стихов. Им был написан самостоятельный трактат на эту тему под названием «Хамаса ар-рух», состоящий из десяти частей.

У Маʻарри не было привычки заискивать, виляя хвостом. Человек по своей природе смотрящий на этот мир глазами философа и не являющийся рабом [собственной] страсти, не опустится до угодничества, ему будет доподлинно известно, что нет иного преимущества, кроме знания и добродетели и он обнародует все, что считает правдой. И неважно, довольны ли этим люди или нет, он не станет обращать на это внимания.

Скорее всего, именно поэтому для Маʻарри не было разницы между эмиром и визирем, богачом и бедняком, он всегда говорил то, что находил верным, укоряя в своих стихах лиц, к которым в его время полагалось проявлять почтение. Между тем в ту пору остальные поэты принимали довольство этих людей за счастье этого мира и последующего.

В некоторых своих стихах он выражает, притворно или искренне, недовольство теми, кто его восхваляет.

Аскетизм Маʻарри, коренится не в бессилии или малодушии, а во власти над своим нафсом. Ибо будучи благонравным он заботился о своей душе, а его уединение было вызвано его неспособностью стать соучастником людской двуличности и подлости.

Поскольку Маʻарри был человеком благородным, он писал книги и трактаты не в соответствии с пожеланиями просителей, а в согласии со своей совестью и подчиняясь собственному независимому мнению. Он не делал ничего, что шло бы в разрез с его волей, какие бы значительные люди этого не просили. Когда человек по имени Мухаммад бин Синан написал ему от имени Амир аль-умара – эмира эмиров[2], с просьбой сделать сокращенный вариант «Калила ва Димна», он ответил отказом.


[1] Муджавир (арб. «соседний») – смотритель.

[2]Амир аль-умараʼ – высшая военная должность в аббасидском халифате.

Из книги Ризаетдина Фахретдина “Абу аль-Ала аль-Маʻарри”

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика