Азербайджанский исследователь представил новый взгляд на Тимура

Восстановленный портрет Амира Тимура

Восстановленный портрет Амира Тимура

Теги:



1
17 Декабря 2020г.
- – —

15 декабря в Ташкенте была презентована книга нашего постоянного автора – азербайджанского публициста, историка Теймура Атаева «Феномен Амира Тимура. Взгляд из дня сегодняшнего». В онлайн-презентации, прошедшей по инициативе Азербайджанского Культурного Центра им. Гейдара Алиева в Узбекистане, приняли участие известные ученые Узбекистана – завкафедрой «История Узбекистана и политических дисциплин» Ташкентского химико-технологического института Шохистахон Ульжаева (научный редактор книги), профессор кафедры истории и методики преподавания Ташкентского Государственного Педагогического Университета Эркин Нуриддинов, известный историк Шухрат Барлас (он же – автор предисловия), завкафедрой «Философия и методология науки» Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека Нигина Шермухамедова, профессор Ташкентского госуниверситета им. Алишера Навои Гульбахор Ашурова и др.

Предлагаем Вашему вниманию рецензию на новый труд Теймура Атаева, посвященный легендарному завоевателю Тимуру, известному также под именем Тамерлан:

Книг, посвященных жизни и деятельности Амира Тимура, очень много. Каждая из них – оригинальна по своему, ибо авторы описывают образ Амира Тимура через призму личного понимания событий той эпохи. Значимая заслуга Теймура Атаева в том, что в своей монографии «Феномен Амира Тимура. Взгляд из дня сегодняшнего» он раскрыл не только деятельность выдающегося полководца как государственного деятеля, но и его личные качества.

Большой плюс труда Т. Атаева состоит в том, что в нем описывается историко-религиозная ситуация периода жизнедеятельности Амира Тимура. При этом автор дезавуирует положения различных исторических повествований, безосновательно утверждающих о том, что Тимур выступал против ислама. Параллельно приводимые в книге данные опровергают устоявшееся в различных кругах мнение, что Тимур был разъединителем и уничтожителем тюрков.

На основе исторических источников автор показывает, что Тимуру в значительной степени удалось воплотить в жизнь вековые стремления подавленного народа к справедливости и свободе, стать освободителем Турана и основать централизованное государство, где главным критерием правления было следование чести, достоинству и справедливости, благодаря чему Туран обрел реальный политический вес.

Отличительной чертой книги является такой нюанс, что в лице Амира Тимура просматривается правитель, строивший свою деятельность на основе коранических постулатов. Причем автор приоткрывает завесу над исторической подоплекой, позволившей Тимуру сочетать в своем правлении государством следование Корану и опору на Ясу, то есть руководствоваться религией и законами. Именно здесь просматривается причина, по которой Т. Атаев значительное внимание уделил тенгрианству. К тому же автор фактически проводит сравнительный анализ учений Р. Груссе, Сергея Малова, Хамадони, Клиффорта Босворта и многих других.

Также нельзя не отметить авторские параллели между тенгрианством и суфизмом. В изложении Т. Атаева довольно зримо просматривается суфийская направленность ислама в государстве Тимура. В авторском понимании истоки этого видятся такими же, как и в Золотой Орде. То есть, выводит Т. Атаев, в регионе ислам адаптировался к историческим условиям ареала на основе единства (или единения) исторического времени и культурного пространства.

Особо хотелось бы выделить главу «Вокруг Тимуровой цифры 12». Автор стремится понять, какие побудительные мотивы могли привести Тимура к особому восприятию цифры 12, что явно просматривается из его «Автобиографии» и «Уложения». Как это число связано с 12-ю месяцами или циклическими процессами и, соответственно, соотносится с музыкальной палитрой, то есть последовательностью звуков через секундовый интервал в 12-ступенном строе, замыкающимся через 6 шагов.

Вместе с тем, если в первой части автор рассматривает фигуру Амира Тимура в качестве основателя новой государственности, во второй он предпринимает усилия по разгадыванию характера Тимура. А уже в третьей части Т. Атаев затрагивает аспект отражения его образа в искусстве, в частности, в новом звучании прислушиваясь к строкам американского писателя Эдгара По. Унисонно чему раскрывается сущность оперы Фридриха Генделя «Тамерлан». Тем самым в рамках своего труда автор яркими красками смог обобщить историко-повествовательный подход к отображению образа Амира Тимура на отдельных исторических этапах – через призму далеко не одинакового прочтения жизни правителя представителями различных направлений искусства.

Таким образом, актуальность исследования Т. Атаева просматривается, в частности, в попытке (на основе обращения к значительному историческому материалу) составления портрета Амира Тимура в контексте критического осмысления взглядов историков, политических деятелей, поэтов, писателей, музыкантов, художников. Поэтому не случайно, что автору в немалой степени удается представить новые очертания фигуры выдающегося политического деятеля Амира Тимура. И это вызывает особый интерес к книге «Феномен Амира Тимура».

Автор: Нигинахон Шермухамедова

заведующая кафедрой Философия и основы духовности Национального университета Узбекистана, главный редактор международного журнала «Философия и жизнь», доктор философских наук, профессор

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Саида 17 Декабря 2020г.
Ответить

Очень интересная книга, результат исследований по изучения жизнедеятельности Амира Тимура.Поздравляю с презентацией авторов, думаю, что это большой вклад в историю тюркоязычных стран, спасибо большое!!