0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Барашка жалко. Буквализм помешал Батрову понять смысл Курбан-байрама

Бывший заммуфтия Татастана, а ныне публицист Рустам Батров (Батыр) после довольно продолжительной паузы отметился очередной «сенсационной» статьей, написанной в присущих ему стиле и манере. На этот раз объектом его самозабвенного реформаторского порыва стал центральный мусульманский праздник Курбан-байрам. Заголовком статьи автор объясняет читателю – «буквализм в Курбан-байраме задавил изначальный смысл». Первую половину текста автор рассуждает,  что «в этот праздник сотни миллионов невинных агнцев будут убиты во имя Бога и во славу желудка». Далее сетует, что ему «сложно понять мир тех грубых, неотесанных людей, в котором жил великий Ибрагим-Авраам».

В общем и целом смысл рассуждений таков – Ибрагим никто иной, как кровожадный варвар и сыноубийца, смакующий в своих снах, как он перерезает горло единственному сыну, а также женоненавистник, отправивший в пустыню Хаджар и Исмаила.

Знаменующий окончание хаджа праздник, по мнению мусульманского деятеля,  «ретранслирует нам историю о верности Ибрагима данному обету (т.е. принесению в жертву сына)», что на взгляд г-на Батрова весьма спорно. Но одновременно, автор несколько парадоксально заключает, что Курбан-байрам это все же и истинный манифест гуманизма, так как Бог через Авраама переворачивает «черную страницу в истории человечества и теперь убийства даже в ритуальных возвышенных целях – дикость и варварство».

В части выводов Рустам Батров предлагает пожалеть бедных баранов и отказаться от раздачи хотя и праздничного, но все-таки полученного через кровь мяса, заменив это денежными пожертвованиями. Более того в нашу эпоху знаний можно и деньги заменить обучением бедных новым знаниям и навыкам. «Мы часто говорим, что ислам – религия науки и знания, а по факту у нас вся благотворительность сводится к еде, что в Рамадан, что в Курбан-байрам. Какая же это религия знаний? Это культ желудка», – пишет автор.

Реакция мусульманского сообщества не заставила себя ждать. Группа казанских мусульман обратилась в прокуратуру с требованием провести лингвистическую экспертизу статьи в рамках процессуальной проверки и возбудить в отношении Батрова уголовное дело по ч.5. ст. 128.1, ст. 148 ч.2 и ст.282.

Наверное, на этот инцидент местного масштаба и не стоило обращать особого внимания, но раз уж «запахло» Уголовным кодексом, есть смысл уже сейчас подумать, кто здесь прав, а кто не прав.

Сначала, как юрист, – о статьях УК. Наверное, 128-я «прим» здесь лишняя. Она предусматривает наказание за клевету в отношении определенных лиц, а пророк Ибрагим (мир Ему) в силу естественных причин на сегодняшний день не является субъектом правоотношений по уголовному праву РФ. Зато по 148-ой и 282-ой «состава» хоть отбавляй.

Можно, например, еще раз перечитать слова о «мире…неотесанных людей» или о том, что ислам  в его реальном воплощении «не религия знаний, а культ желудка». Из контекста статьи очевидно, что последняя фраза сказана с утвердительной коннотацией. А прочитав статью целиком, становится понятным, что перед нами – ярко выраженное уничижительное отношение к исламу, как к религии, которое не может не распространяться на ее последователей. Тут, что называется ни к гадалке, ни к адвокату ходить не надо. Кстати «Бизнес-Онлайн» не несет ответственности за эту статью, поскольку г-н Батров не сотрудник редакции, а всего лишь блогер, а блоггеры сами отвечают за свои тексты.

С другой точки зрения – историка религиоведа – могу  сказать, что в статье Рустама Батрова имеется один позитивный момент. Это слова о том, что «Бог через Авраама переворачивает черную страницу в истории человечества», делая убийство незаконным. Но весь остальной контекст статьи сводит эту мысль на нет.

Во-первых, вызывает неприятие взятый автором на вооружение менторско-совковый новояз. Необходимо понимать, что язык, как средство коммуникации в религиозной сфере имеет ключевое значение. То, каким образом до умов и сердец людей доводятся религиозные проблемы, является едва ли не самым важным. Иначе возможны ментальные, психологические, да и правовые проблемы тоже.

Во-вторых (и это главное), судя по данной публикации, автор не до конца понимает сущность такого явления, как религия, вообще, и ислам, в частности. Видимо, для него религия – некий набор моральных, этических, правовых постулатов, который со временем должен кардинально меняться, безжалостно сбрасывая все, что, по мнению автора, безнадежно устарело. Автор несколько вульгарно переносит узкое юридическое видение позитивиста на религию. Может поэтому для него все что, можно назвать «писаным законом» (будь он религиозный и секулярный) фиксирует лишь нечто, сложившееся на определенный момент, но в дальнейшем подлежит радикальному пересмотру. Только эта  позиция не имеет никакого к религии отношения.

Между тем, религия – это не только закон, но и нечто более широкое. В ней существует постоянная, или «константа». Эта «константа» – Всевышний, который проявляет себя в нашем переменчивом мире через тексты священного писания и предания. Глубокий внутренний смысл религиозной традиции также доносят до нас некоторые события нашей истории. Любое священное писание в его видимой форме – это также выражение веры первых последователей той или иной религии. Мы не можем знать всех деталей коранической истории с Ибрагимом и Исмаилом, но есть самое главное – посыл абсолютного упования на Аллаха и Его Милость. В любой ситуации. И если ты это не принимаешь, или принимаешь, но с какой-то жесткой оговоркой и даже критикой, то подумай наедине с собой – а мусульманин ли ты?

Рустам Батров выступает с упреком в «иррациональности» по отношению к празднику Курбан-Байрам. Но как не крути, любая религия, ее догматы, обряды и символы по своей природе будут рациональным выражением иррационального, предназначенными Всевышним для наших незрелых умов.

 Наш уважаемый автор постоянно и с упреком говорит о «буквализме», при этом сам впадает в этот самый формализм-буквализм. Иначе, как объяснить, что он увидел в пророке Ибрагиме лишь маньяка-сыноубийцу и плохого главу семейства, выгнавшего наложницу со своим родным сыном в пустыню? Как объяснить, что он «перехват-залихватски» предлагает заменить раздачу мяса, на раздачу денег и знаний (как-то уж очень однопорядковыми у него обе эти вещи выглядят). Неужели автор не понимает, что это всего лишь символ, связывающий нас, современных верующих с историей нашей веры, а через нее – с чем-то более и высоким, и глубоким? Неужели не видит, что многовековая история потребления мацы на праздник Песах, или крашеных яиц и куличей на Пасху, вовсе не мешает современным евреям и христианам, быть, условно говоря, «высокотехнологичными» нациями?

Автор этих строк субъективно считает, что одной из форм поклонения Аллаху является соединение «захир» и «батин» (внутреннего и внешнего смыслов коранического откровения) умом и сердцем в некое гармоничное явление. К сожалению, земная история ислама в основном шла путем перекоса, то в сторону «захир», то «батин». Судя по данной статье, не удается это пока и «исламскому реформисту» российско-татарского масштаба Рустаму-хазрату Батрову. Может оттого, что ему слишком «барашка жалко»?

Автор: Исмаил Валерий Емельянов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (3) Версия для печати

Добавить комментарий

Шейх
20 Августа
Ответить

Батыров будучи замом муфтия Самигуллина с его согласия делал Зульфия мусульманам! Делайте братья и сестры дога, что бы Аллах убрал этих лжёт мусульман!

Шейх
20 Августа
Ответить

СМР- уже передал этого ........ анафеме! Лишь казанские татары наконец-то проснулись. Пусть Аллах обрушит на недовесь свой гнев! Этот хулитель будучи зажимом муфтия ДУМ РТ официально оскорбил один самых активных приходов мусульман в России. Из за него сейчас не работает социальная Столовая, кунакхана, детские мусульманские лагеря где каждое лето на природе отдыхали более 450 детей из социально не замещённых слоёв населения. Не печатается и не раздаётся бесплатно буклеты. И так далее.... и это все с подачи нынешнего муфтия! Дай Аллах очистить умму от этих лжецов и лже муфтиев! Амин! Пусть Аллах...
Читать дальше

Муфтий
20 Августа
Ответить

НЕ ПОРА ЛИ ОСТАНОВИТЬ ЭТОТ МАРАЗМ И ПОКАЯТЬСЯ!

Постоянный автор газеты business-gazeta.ru, в своих статьях с постоянной периодичностью публикует свои умозаключения на тему, как ему кажется Ислама . Но, на самом деле он цинично, на свой лад интерпретирует незыблемые постулаты религии Аллаха, уже на протяжении длительного времени, распространяет смуту и ложь об Исламе, привлекая внимание слабых мусульман к своей сомнительной персоне.
Более того он, в последнем своём «произведении» уже открыто и цинично клевещет на самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и привет...
Читать дальше