Борьба на поясах как средство духовной интеграции татарского народа

news-U8W0JeUwBh
Идущий из глубин веков национальный праздник «Сабантуй» в Татарстане, в регионах России, в ближнем и дальнем зарубежье не проходит без любимой национальной борьбы «Көрәш», являющейся гордостью татарского народа.

Исследователю Казыму Миршану удалось расшифровать сложнейшие древние тексты, обнаруженные еще в 1024 году. Тексты были написаны на тюркском языке, руническим письмом, 4500 лет тому назад. Казым Миршан научно доказал, что финикийские и греческие письмена происходят от тюркских рун, соответственно современные латиница и кириллица того же происхождения.



Тексты этих бесценных находок потрясают мощью слова, величием и концентрацией силы Провиденческой информации. Одна из надписей гласит: «Есть повелевающая власть и она осуществляет прикосновение смерти, связанное с миром космоса».



Многие ищущие сыны Отечества порою утверждают, что сегодня тюрки разобщены, слабы и зависимы вследствие замены своей, объединяющей народ идеологии, религии, алфавита, культуры и письменности религией и культурой других народов.



Ученые доказали, что древний тюркский алфавит «Руни», происходящий из самого Шумера атлантов, дал начало развитию рунического письма скандинавских викингов, латиницы и кириллицы. Шло, как и подобает, безостановочное развитие письменности «железного века», начала которой в виде древнетюркского письма исходили из Шумера.



Тэнгрианство и общая идеологическая база способствовали высокому боевому духу и очищению нации. Однако появление к жизни новой полнокровной, мощной религии – ислама, и принятие его народами планеты было уже подготовлено Провидением, самим неизбежным ходом развития человечества Земли. Ислам вернул мир к Любви.



Чарующее религиозное учение ислам служит тем мощнейшим каналом спасения, по которому духовность изливается в сверхчувствительное тонкое тело огромных народных масс Земли пламенным поклонением Единому Создателю, поднимая в высшие миры миллиарды устремленных душ.



Бесстрашные, всегда готовые к самопожертвованию, несгибаемые тюрки передвигались по бескрайней Великой Степи от Тихого океана до Дуная, преодолевая все трудности походной жизни. Уверенные и целеустремленные, они не боялись ни безбрежных просторов, ни бездорожья, ни дождя, ни снега, они не боялись врагов, сколько бы их не было. Весь этот сложный комплекс факторов внешних воздействий выковал у гордых тюрок несокрушимую воинскую удаль, храбрость, честность, веру в лучшие качества человека, уверенность в своих силах, чувства взаимовыручки и оптимизма. В любых сложнейших ситуациях наши предки не теряли веру в лобеду.



Боевое искусство и методы борьбы у тюрков сформировались на рубеже III – II веков до н.э., когда столкновения народов Великой Степи с Китаем были наиболее активны. Отсутствие изнурительного труда, занятие охотой, джигитовка на коне, стрельба из лука способствовали физическому развитию и совершенствованию методик борьбы и боевого искусства. Шести-семилетние мальчики ездили верхом не хуже самых лучших наездников. Мальчики в 12-14 лет хорошо владели оружием. Тюрки учили своих детей не бояться смерти в бою.



Методики борьбы тюрков состояли из широкого диапазона приемов. В бою руки воина были заняты оружием. Основным способом приложения силы в борьбе были толчки.



Трудность проведения в бою приемов на основе возвратно-поступательных движений обусловила превалирование элементов, основанных на вращательных движениях. Особенностью тюркского боевого искусства «Кара Каплан» – «черный тигр» являются приемы, которые в непрерывном соединении создают надежную защиту воину. Образ тигра символизировал четкость координации движений, высокого боевого духа и разумной осторожности.



Древние китайцы считали, что тюркские воины могучи только в дальнем бою, представляя сокрушительную угрозу в виде метких лучников, выкашивающих живую силу противника. Однако когда тюрки отработали методики боя в контакте, путем сбрасывания врага с седла, то аналитики стали считать, что тюркские конники непобедимы.



У тюрков пояс являлся обязательным атрибутом одежды. В бою на близком расстоянии, противники старались выбить друг друга из седла. В плотном контакте размахивать саблей и кинжалом уже не хватало пространства. В ход шли руки, пальцы, зубы. Просто свалить конника из седла было очень трудно, почти невозможно.Самым эффективным оказывалось, ухватившись за боевой пояс противника, выдрать, вырвать его из стремян и седла и сбросив, продолжить борьбу на земле.



Древние корни көрәш уходят вглубь веков на три с половиной тысячи лет. Это убедительно доказывают и древние рукописи, документы и различные исторические экспонаты. Все тюркские воины в мирное время повышали и оттачивали свое боевое мастерство через методику и приемы борьбы көрәш.



По мере развития оседлости у мужчин на одежде появился пояс или кушак, отсюда пошло и название: көрәш, белбогли кураш, кураш по-бухарски, борьба на поясах. Для воспроизведения процесса схватки двух конников, находящихся в конатакте, пояса в мирных условиях тренировки было вполне достаточно. Противники сходились, и с дальней дистанции, схватив друг друга за кушаки, пытались, подтянув соперника ближе, вырвать его и бросить на землю. То есть точно воспроизводилась боевая схватка конников.



На коне, в бою воин всегда держит ноги в стременах, и действовать против врага ногами, без риска легко выпасть из седла на землю, он не может. Поэтому на тренировках в мирное время бойцы, точно воспроизводя боевую обстановку, также исключали действия ногами. Вследствие этого захваты ниже пояса в көрәш запрещены. Это было “харам” и не помогало росту боевого искусства, а наоборот, замедляло реакцию воина. Поэтому “чалыш” и во время схваток на Сабантуе никогда не допускался и строго судился. Однако по ходу схватки конник мог очутиться слева или справа от врага. Отсюда пошли броски с зашагиванием за левую ногу и броски с зашагиванием за правую ногу соперника.



При невозможности вырвать врага из седла находясь к нему лицом, то есть выполнить аналог броска прогибом через грудь, сильный и сметливый воин вначале делал движения-аналоги подседа или подсада и все равно проводил бросок соперника на землю с коня. В особых трудных условиях силовой борьбы иногда удавалось вывести, сдвинуть, подтолкнуть, протолкнуть врага за спину. И тогда проводился аналог броска с выводом за спину.



В любых случаях нужны были сильные кисти, локти, предплечья, плечевой сустав и спина. Тяговое усилие рук, плеч и спины в короткий миг решало вопрос жизни и смерти воина. Отсюда беспощадные, изнурительные тренировки, с развитием беспримерной мощи тягового усилия бойца и резкого, молниеносного броска через грудь, броска с зашагиванием, с подседом, подсадом или броска выводом за спину. Но по мере смены эпох кушак, пояс тоже исчез из одежды татаро-тюрков. Тогда появилось “ак сөлге”, то есть белое полотенце, и, обхватив друг друга полотенцами, борцы выясняли, кто же сильнейший.



О тысячелетней истории борьбы древних тюрок свидетельствуют ценнейшие памятники седой старины, относящиеся к искусству восточной группы кочевников III-I веков до н.э. Например, сцены борющейся пары изображены на двух бронзовых бляхах из Ордоса, из Китая, и на серебряных сосудах из городка на реке Обь в Тюменской области, где издавна жили тюркоязычные народы.



Майдан татарского народа является суровой жизненной ареной проверки духовно-нравственной, культурно-этической, физической и боевой, а в более древние времена и военной подготовки детей, молодежи и зрелых мужчин.



Постоянные, из века в век тренировки тюркских воинов в борьбе көрәш в мирное время. на майдане, строго по правилам, воспроизводящим жесткую боевую обстановку, оттачивало филигранную технику көрәш и довело его до наших дней начала XXI века, как органическую составную часть внутренней жизни, культуры, духовно-нравственного здоровья великого татарского народа.



Поэтому борьбу көрәш нельзя ставить на один уровень с большинством других видов борьбы и спортивных игр, которые служили только физическому воспитанию и появлялись только по мере развития тех или иных потребностей народа. Борьба көрәш исходила из жестокого сакраментального условия – быть нации завтра или превратиться в пыль под копытами коней завоевателей, нацеленных на поиск ресурсов для воспроизводства своего рода.



Борьба көрәш, являясь гордостью народа, в настоящее трудное время служит мощным и эффективнейшим средством духовной интеграции, восстановления мусульманской культуры и жизненного уровня древнего татаро-булгарского этноса.



В середине XVI века по ценностному ядру великой мусульманской культуры Поволжья был нанесен страшный и исступленный удар, была объявлена непримиримая война на истребление духовного и культурного пласта целого многотысячелетнего татарского народа. В этом демоническом ударе была не только растоптана личность мусульманина и система его ценностей, но и повреждено сакральное ядро, несущее таинственную способность татар переходить от одних Божественных смыслов к другим, от одной формы реализации мусульманской культуры к другой.



Повреждение ядра мусульманской культуры, механизмов состыковки, анализа и синтеза было неизмеримо хуже, чем отказ от просто ценностных ориентаций. Это приводит к потере способности к производству и воспроизводству ценностей, утрате социальности и смыслосодержания. Необходимо вдумчиво и бережно залечить травму от катастрофического удара, освободиться от шока, в результате которого появилось поколение, стесняющееся родного языка и собственной национальности. В этом трудном вопросе духовно-интегрирующую роль несет наша древняя борьба көрәш.



Несмотря ни на что, ни на какие ужесточения и гонения, көрәш продолжал развиваться в глубинных массах татарского народа Татарстана. Грозной сборной Татарстана боялись, самоотверженным татарским борцам подражали, бесстрашных потомков тюрко-атлантов зауважали, пытаясь выяснить, в чем же секрет такого мощного прорыва до этого никому неизвестной республики.



А секрет был прост, нужно было каждому неоднократно из года в год проходить через тугое сито боевых схваток с совершенно неудобными соперниками, порою с обладающим богатырской железной хваткой кузнецом или молотобойцем, на сельских, районных и республиканских Сабантуях по татаро-башкирской борьбе көрәш. Нужны были годы самоотверженных тренировок под руководством мудрых тренеров, сочетающих древний боевой көрәш с занятиями по классической борьбе. И только такой воин тюрко-атлант мог, входя в “крестовой” захват и, включая, как плунжеры кривошипно-шатунного механизма, мышцы рук, предплечий и плечевой системы, вытянуть противника из дальней стойки, и вырвав, прогибом, опережая на сотые доли секунды, мгновенно отправить его на лопатки.



Ведь воину тюрко-атланту на полном скаку нужно было сразить противника стрелой из тугого лука, а сблизившись, после коротких сабельных ударов, войдя в смертельный захват, вырвать, выдрать врага из стремян, седла и сбросить на землю.



То есть основы борьбы көрәш находятся в ДНК, в животворящем ядре генома татарского народа. Они создавались тысячелетия назад нашими Звездными Учителями и отшлифовывались веками, дойдя до нас через код ДНК и глубинную память народа. Только верным и особо достойным сынам народа Провидение давало способность магически ощущать накопленный веками опыт татарской национальной борьбы. Ведь поэтому чемпион мира по борьбе көрәш, заслуженный мастер спорта Татарстана Алипов говорит, что для того, чтобы достигнуть успехов в көрәш, надо хотя бы наполовину быть татарином, иначе нет доступа к таинственным кладовым, сокровищницам тех динамических стереотипов, которые тонко увязаны с аппаратом мышления и взрывными, сократительно-двигательными способностями мышц воина-атланта.





Вагиз Нургалиевич Абраров, д.т.н., профессор

Автор: Вагиз Абраров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика