Top.Mail.Ru
0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Часы восторга и блаженства

На концерте

Музыкальные коллективы, работающие для мусульманской части России, традиционно дают свои концерты в честь празднования окончания поста Рамадан. В Москве в эти дни состоялось представление под названием «Рамадан 2007», которое представил новый продюсерский центр «Рух» под руководством народной артистки Республики Татарстан и заслуженной артистки РФ Наили Фатеховой. Хотя одновременно в те же часы на концертной площадке «Космос» проходил концерт с участием многих видных эстрадных татарских артистов, зал кинотеатра «Мир» на Цветном бульваре был заполнен. Кто-то пришел послушать кумира своей молодости Ильгама Шакирова, кто-то мечтал услышать необычный голос молодой певицы Зульфии Камаловой, ее манеру исполнения в сопровождении самых разнообразных инструментов. Наверное, не ошибусь, если скажу, что зал, судя по овациям, отнюдь не пожалел (как часто бывает, отчего многие интеллектуалы просто не ходят на татарские концерты, предпочитая иное искусство) о потраченном времени. То, что мне пришлось услышать во втором отделении концерта, не могу назвать более другим определением, как минуты восторга и блаженства. Потому что это надо было внимать своими глазами и ушами, как играли, как пели наши молодые, яркие и талантливые Айдар Гайнуллин, Зульфия Камалова, как виртуозно подыгрывали им русские и иностранные мастера инструментальной музыки. После каждого номера звучали продолжительные овации и дарились бесконечно цветы. На высоте была ведущая концерта несравненная, очаровательная Венера Ахметова. Ее партнер Шафкат Латыпов своими стандартно-пошлыми, сальными юморесками зачастую оставлял у зрителей ощущение нестерпимой оскомины…Представление началось песней «Альхамдулиля» и «Без уяндык» в исполнении ансамбля «Медина». Зрители уже успели  полюбить эти две песни, и потому зал  пел вместе с артистами, которые выступали к тому же в красивых национальных костюмах. Основное время всего первого отделения царствовал Ильгам Шакиров. Его исполнение было близким и понятным всем, кто вырос на народной песне. В зале находились любители творчества певца, такого стиля как «озын кой» (протяжные).  Руководитель татарской автономии города Пушкино по просьбе старшего поколения, пожелавшего услышать И.Шакирова, арендовала автобус для поездки на концерт. Часть молодежи, сидящая в зале, явно слабо зная слова песен, и тем более не слыша их четкости в пении кумира 60-70 годов, явно скучала, единицы, разуверившись увидеть что-то интересное, покидали зал после первого же отделения. И зря, потому что второе отделение превзошло все ожидания!   Когда объявили  Айдара Гайнуллина, баяниста и композитора, для многих это имя не сказало ни о чем, кроме представления. Айдар - выпускник Российской академии музыки имени Гнесина, продолжает учиться в Высшей школе музыки в Германии. В 2003 году за выдающиеся достижения в сфере баянного инструментального искусства имя Айдара вписано в «Золотую книгу талантов России», стипендиат 2003 года  различных благотворительных фондов: М.Ростроповича, Ф.Липса, «Русское исполнительское искусство». В 2006 году удостоен премии «Лучшие из лучших» и ордена «Молодое дарование России».  В 2006 г. стал лауреатом кинопремии «Ника» и премии кинопрессы и кинокритики «Белый слон» в номинации «Лучшая музыка к фильму» (фильм «Эйфория» Ивана Вырыпаева, в настоящее время композитор Айдар Гайнуллин работает над созданием музыки к новому фильму И.Вырыпаева «Кислород»). Пригласить в состав своего оркестра Айдара Гайнуллина считают за честь коллективы с мировым именем.  Нам выпало счастье не только убедиться в истинности этих наград, но и испытать фантастические чувства от игры музыканта. Приятно взволновало – Айдар начал свое выступление молитвой на арабском языке. Слушая один за другим «Попурри на татарские темы» Р.Курамшина, «Зима» из цикла «Времена года» А.Вивальди, фантазии на тему «Аргентинское танго», собственные композиторские произведения «Евразия», музыка к фильму «Эйфория», зал приходил в восторг от страстной, зажигательной, фантастической, феерической и нереальной игры гениального баяниста и композитора! Айдар любит и понимает татарскую песню, поэтому он не может не петь, но это исключительно из любви к татарскому зрителю. Мы были награждены исполнением произведения, которое в вольном переводе можно назвать «Не покидай меня». Бесконечно радует, что у нас, есть «алмазы, которые хотят быть бриллиантами, стремятся иметь наивысшую степень огранки». Пример с Айдаром показывает, что драгоценным талантам нужно сильное и глубокое образование и всемерная поддержка. Наше татарское исполнительское и певческое искусство уже перенасыщено самодеятельным уровнем, за которым отсутствует вовсе или в наличии слабая профессиональная  школа. И такой уровень не может устраивать большинство нашего народа в современности. Мы можем и должны по праву гордиться Айдаром Гайнуллиным, потому что он своим высоким творчеством, в отличие от некоторых татар, служит не только обогащению других культур, но в первую очередь обогащает родную татарскую через познание и передачу иных культур. Молодой гений творит и живет, по моему мнению, прежде всего для татарского народа.    Пропагандистом татарской культуры на мировой сцене начала XXI века стала Зульфия Камалова. Слушая ее песни, я не могла не вспомнить Льва Толстого с его князем Андреем Болконским. Увидев Наташу Ростову в ее русском танце, он был изумлен и вопрошал себя: «Откуда в этой девочке, выросшей на всем французском, столько русского?» И я говорила себе словами героя великого русского писателя: «Откуда в этой удивительной одновременно хрупкой и сильной певице, выросшей в столице Удмуртии Сарапуле, учившейся в русской школе, которую звали когда-то в окружающем ее обществе Зоей, окончившей факультет иностранных языков Пермского университета, по обмену молодыми специалистами оказавшейся  в Австралии, такая тяга к татарскому языку и его песням? «Я росла в татарской культуре, и эта музыкальная традиция органически входила в мою жизнь. В своём сердце я сохранила старые народные татарские песни, которые я слышала в детстве от бабушки, они запали мне в душу и вошли в мою кровь»- говорит певица. Бабушке, вот кому мы должны быть благодарны за то явление, каким стала Зульфия Камалова!     Вспоминая свою жизнь за океаном, Зульфия  рассказывала: «Мне очень повезло, что я  попала в общение за границей не русскоязычную, а в иную языковую среду. Занимаясь музыкой, закончила консерваторию. В 1999 году я записала свой первый альбом с русскими, французскими, индийскими, цыганскими, португальскими, испанскими, ирландскими песнями. Мне было удивительно, что его заметили в Австралии. Дали зеленый свет, поддержали. Очень тепло откликнулась пресса, критика. Это привело меня в мир фестивалей. В Австралии я остро почувствовала, как много для меня значат мои татарские корни, и решила в музыке быть такой, откуда я происхожу». Зарабатывать на жизнь музыкой (тем более такой – в стиле фольк) тяжело. Но Зульфия нашла поддержку... у австралийских чиновников от культуры. В Австралии певица записывает несколько альбомов. Один из них, "Alokie (Аллюки)", который вышел в 2000 году, получил в Австралии премию в номинации "Лучший альбом года". А в 2001 году ее признали и лучшей певицей года. Песни она пишет сама и исполняет их достаточно в вольной манере. Певица очень любит смешивать жанры и стили. Репертуар Зульфии почти полностью татароязычный, но это не мешает ей занимать верхние строчки в национальных австралийских чартах. Сегодня с ней работают лучшие музыканты Австралии и России.     Мы, благодарные слушатели, были вознаграждены песнями, которые Камалова пишет сама: «Йокысызлык» (Не спится), «Сагыну» (Тоска по родному краю), «Офык артында» (За горизонтом), «Сонга калам» (Спешу), «Сафар» (Путешествие), «Томан теште» (За туманом). Певица пела благодарственные родителям, колыбельные песни, ибо как она призналась всем, теперь у нее есть самое сокровенное существо на свете – маленькая полуторагодовалая дочурочка Зифа. Аккомпанировали певице наш баянист, гениальный  Айдар Гайнуллин, Геннадий Лаврентьев – скрипка, табло, гитара, Джастин Маршал - индийский барабан, перкуссия и Эндрю Томас -контрабас, варган (родственный кубызу). Импровизация и совершенство, так можно охарактеризовать игру музыкантов.   В заключение, хотелось бы отметить откровенно открытое платье певицы, не соответствующей названию концерта «Рамадан-2007», но это скорее можно отнести к недостаткам работы организаторов, не продумавших общую канву празднества. Не сомневаюсь, что для Зульфии ислам – это святое, ее душа в исламе. Но нам, слабым духом созданиям нужны по жизни духовные  наставники. И не всегда они встречается в нужное время. Легче всего произнести хазратам стандартно-холодные, не доводимые ни до ума, ни до сердца общие слова со сцены, чем стучаться своим исламским призывом до души каждого в отдельности человека.     Будут впереди еще много новых работ талантливой Зульфии Камаловой, гениального Айдара Гайнуллина, ансамбля духовной музыки «Медина». На нашей сцене не первый год сверкает яркий талант Альфии Каратаевой. Очень жаль, что одновременно в эти же часы Коротаева выступала на другой сцене. Две звезды мы увидели и услышали, не хватало на нашем концерте третьей. Мы непременно будем ждать их на одной сцене, и радоваться новым встречам. Напоследок мне остается поздравить новый продюсерский центр «Рух» с хорошим началом в представлении нам  татарских профессиональных имен.

Автор: Халида Хамидуллина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0) Версия для печати

Добавить комментарий