Непрерывная милостыня

В нашем доме над дверью висит текст хадиса: «Когда человек умирает, его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться другие люди или праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Муслим). Эти слова дают самый правильный ответ на вопрос, о том, как взращивать плоды нашей жизни.

Все мы стремимся быть успешными. Мы работаем, тратим больше половины нашей активной жизни, чтобы стать преуспевающим руководителем, владельцем бизнеса, миллионером, выплатить ипотеку или просто зарабатывать столько, чтобы хватало на комфортную жизнь. Но достигнув их, обнаруживаем, что нам больше не к чему стремиться, и разочаровываемся в жизни, проведенной в погоне за ускользающей целью. Тем более ничего из этого нельзя будет забрать собой в могилу.

Но есть особые дела, совершив однажды которые на этом свете, человек не перестает получать награду за них, даже после смерти. Например, больниц, мостов, дорог, мечети или медресе – все, что направляет на путь истины, несмотря уже на отсутствие самого человека, записывается ему как садака. Даже тень от посаженного им дерева, которая становится облегчением от жары для кого-то, становится нескончаемой милостыней. Я знаю одного торговца овощами и фруктами у нас в городе, у которого точка продажи находится под ветками большого дерева грецкого ореха, вдоль дороги. Кто был на Северном Кавказе, тот знает, какая у нас летом невыносимая жара. Так вот, этот продавец каждый раз говорит: «Я каждый день благодарю того человека, который посадил это дерево. В то время, когда остальные рядом торгуют под палящим солнцем, я стою под деревом, здесь прохлада и всегда много людей, хвала Аллаху». Традиционно мы привыкли «садака» считать деньги или что-либо материальное, однако истинная садака – это польза, милосердие по отношению к другим.

Знания – также являются непрерывной милостыней. В исламе человек, распространявший истинные знания, не перестает получать благословение Всевышнего даже после своей кончины. На первый взгляд, кажется, что сообщить людям нечто такое, что будет находить применение и после твоей смерти – это очень трудно. Но это не так. Это может быть любое полезное знание, которым мы можем поделится с благим намерением. Это может быть личный жизненный принцип, который пригодится другому человеку, это может быть объяснение того, как лично ты понимаешь уроки Корана или Сунны и как им следуешь, таким образом, оживляя традицию и призывая других делать то же самое. Это может быть даже твой пример добронравия и обходительности, который взял на вооружение другой человек. Ты можешь написать книгу, поделиться новой идеей или свежим взглядом на тот или иной предмет – это тоже те вещи, которые могут сослужить хорошую службу окружающим. Одним словом, это может быть любое полезное знание – переданное с благим намерением.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В Судный День возвысят степень человека в Раю, и он спросит: «Благодаря чему мне это?» Ему ответят: «Благодаря тому, что сын твой молил о прощении твоих грехов». Наилучшее из того что может оставить человек после себя – это праведное потомство. Он получает пользу от праведных детей на этом свете, а также в могиле и в День Суда, и даже когда войдёт в Рай. Поэтому нужно воспитать их надлежащим образом. К сожалению, в наше время часто приходится быть свидетелем того, что после смерти родителей дети не имеют даже представления о том, чем помочь им. Для многих всё ограничивается проведением зачастую не имеющим ничего общего с Шариатом мероприятий, которые распространены в их местности. Даже чтобы прочитать несколько сур из Корана и обратиться с мольбой за родителей они отправляют за муллой, на 40 дней после смерти или год, хотя для выделения этих дней нет основания в Шариате. Наши дети вырастают и не имеют представления о том, как обращаться к Аллаху с мольбой ни за себя, ни за кого-либо другого. А ведь мольба за родителей для верующего должна быть таким же привычным делом, как приём пищи или воды. В Коране сказано: «И опусти пред ними обоими крыло смирения, проявляя милосердие, и говори: «О мой Господь Аллах, смилуйся над моими родителями так же, как они проявили милосердие ко мне, воспитывая меня в детстве, когда я был маленьким!» Некоторые учёные, толкуя этот аят, говорят, что мольба за родителей является обязанностью детей.

«Что посеешь то и пожнёшь» – гласит народная мудрость. Исламский богослов, правовед, философ – Абу Хамид аль-Газали в своих трудах писал: «Ребёнок – это временно вверенное родителям Всевышним. Его чистое сердце является драгоценной жемчужиной, чистой от всех узоров и какой бы узор мы не высекли на нём, оно принимает его. Ребёнок склоняется к тому, к чему мы его склоняем. Если научить его добру и приучить к этому, он вырастет на этом и обретёт счастье в обоих мирах. И воздаяние за это приобретут также его родители, и каждый, кто принял участие в его воспитании».

Любое деяние, которое несет нескончаемую пользу, потомство, которое является достойным представителем нашей уммы и знания, которые продолжают наставлять на путь ислама и делают верующих лучше, – вот вечные деяния, которые являются особо ценными на весах деяний. Каждый человек имеет массу возможностей оставить после себя значительное наследие. Но для этого сначала нужно перестать думать только о моментальном результате и переключиться на создание того, что будет жить после тебя. В Коране сказано: «Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя» (сура Йа Син, 36:12).

Автор: Екатерина Махмутова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий