«Чистый ислам» в СССР

Прихожане Московской соборной мечети, начало 1980-ых гг

Прихожане Московской соборной мечети, начало 1980-ых гг

Теги:





5
04 Сентября 2013г. (28 Шавваль)
О мусульманском движения в СССР известно довольно немного, несмотря на историческую близость той эпохи. В частности, это связано с тем, что многие его действующие лица пока еще не взялись за перо. А ведь советский период заслуживает к себе самого пристального внимания, так как является одним из наиболее трагических и одновременно интересных периодов развития ислама на евразийском пространстве. Дабы как-то восполнить этот пробел, ИА IslamNews предлагает вниманию статью об организации "Саф ислам", стоявшей у истоков исламского просвещения в СССР. Данный материал подготовлен представителями Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений "Собрание", руководитель которой, Мухамед Саляхетдинов, был одним из активных участников исламского возрождения советского и постсоветского времени.

"Саф ислам" – неформальная организация, объединившая мусульманских активистов в целях возрождения исламских традиций коренных мусульманских народов в СССР. Предпосылками рождения организации была неудовлетворенность молодых активных людей той ситуацией, которая сложилась в сфере мусульманского просвещения и образования, то есть их фактического отсутствия как таковых.

В РСФСР организованная работа по исламскому просвещению практически не проводилась. В начале 1970-х годов была создана неофициальная Всесоюзная исламская организация иностранных студентов. С 1973-1974 гг. иностранные студенты (преимущественно арабы и индопакистанцы) стали проводить регулярные занятия в единственной тогда мечети Москвы на Проспекте Мира. По воскресеньям собрав небольшой кружок (25-30 человек), они учили читать Коран, обучали хадисам (преданиям о высказываниях и действиях пророка) и тафсиру (толкование Корана). Представители духовенства старалось дистанцироваться от подобных собраний, делая вид, что ничего не замечают. В других городах занятия проводились преимущественно на дому. В последующем выпускники таких кружков приняли участие в формировании "Саф ислама".

В условиях брежневской оттепели наметилось ослабление репрессий в отношении инакомыслящих по сравнению со сталинскими и хрущевскими временами. Это создало условия для самоорганизации и объединения молодых людей, желавших возродить мусульманские ценности. Неформальное движение объединило жителей Москвы, Ленинграда, регионов Поволжья и Урала.

В 1981 году решением прошедшего в Казани очередного собрания новой организации было принято решение взять название "Саф Ислам" (Чистый ислам). Под этим подразумевалось, что движение собрало волонтеров, которые своей искренностью и бескорыстностью отличались от представителей официального духовенства, прислуживавшего атеистическому режиму. На момент провозглашения организации ее активисты имели за плечами опыт исламской работы: свою деятельность они вели на протяжении полутора и более лет. Руководителем "Саф Ислама" был избран Мухамед Саляхетдинов.

Члены организации осуществляли репринтное издание дореволюционной мусульманской (татарской) литературы. Из изданий были наиболее распространены: учебники «Мугаллим ас-сани», «Мабдель-кираа», «Шафахия», «Кыссасатуль-анбия», «Сарф», «Наху», тафсиры на татарском языке «Иткан», Нугмани, «Баян», сборники хадисов с шархом «Джавамигуль-калим» Р.Фахреддинова, «Илмуль-халь» (мусульманское право), «Гыйбадатуль исламия», «Хазрати Мухаммад» (жизнеописание пророка), перевод Корана Крачковского и другие. Часть напечатанной продукции отправлялась в Среднюю Азию и на Кавказ для местных худжр (надомных неофициальных школ).

Получили продолжение воскресные образовательные кружки, которые по традиции проводились в Московской соборной мечети.

После установления отношения с представителями Средней Азии молодых людей стали отправлять на летние каникулы в худжры Узбекистана и Таджикистана, где преподавались азы арабского языка и исламских наук. Также поддерживались тесные контакты с иностранными студентами из мусульманских стран.

На майские и ноябрьские праздники в Казани и Чистополе (Татарская АССР) регулярно проводились сборы, на которые приезжали мусульманские активисты со всех регионов. Данные слеты служили налаживанию контактов, обсуждению работы на местах, обмену опытом, литературой и методологическими наработками. В частности, участники слетов получали старые книги и материалы для последующего переиздания и распространения.

[caption id="attachment_513878" align="alignleft" width="300"] Нурулла Мофлюхунов[/caption]

Выдающимися деятелями и просветителями в 80-е годы прошлого столетия были: Нурулла Мофлюхунов (Чистополь), Абдулхак Каюмов (Казань), Талгат Валеев (Казань), Рашида Исхакова (Казань), Хасян Мустафин (Москва), Мухаммад Биджиев-Карачай (Карачево-Черкессия), Мударрис и Нурислам Ибрагимовы (Татарстан) и многие другие.

Через просвещение "Саф Ислама" прошли имамы Раис Билялов, Шамиль Аляутдинов, Фаиз Мухамедшин, Нурислам Ибрагимов и многие другие.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Гали Сафин 04 Сентября 2013г.
Ответить

Должен быть один Муфтий,и один Назарат.Все остальные Имамы Мухтасибы и Имамы-Хатибы.Институт муфтията в России ,дискридитирован до не узнаваемости.Это приносит огромный вред в первую очередь Государству ,а во вторых рядовым гражданам страны.Идет не доверие , к Муфтияту а затем и к Государству в целом.Сектанское засилье разного рода ,вдвойне наносит вред как госбезопасности страны ,так и гражданам всех вероисповеданий.

Габдулла Шаймарданов 04 Сентября 2013г.
Ответить

в это время мусульмане были едины во многом, и муфтиятов было всего то нечего..друг друга не ругали, помогали двигались вперед, а после где то в пути растеряли все что было сделана вмести..

Габдулла Шаймарданов 04 Сентября 2013г.
Ответить

в это время мусульмане были едины во многом, и муфтиятов было всего то нечего..друг друга не ругали, помогали двигались вперед, а после где то в пути растеряли все что было сделана вмести..

Яндекс.Метрика