Что есть истинный джихад

Намаз тоже джихад

Намаз тоже джихад

Теги:


0
11 Октября 2019г. (11 Сафар)

Некоторые авторитеты настаивают на том, что существует и шестой столп ислама – джихад. Слово «джихад» стало хорошо известным на Западе из-за современной политической ситуации и концентрации внимания средств массовой информации на насилии. Поэтому следует уделить больше внимания этой теме, больше, чем того требует взгляд на роль джихада в исламе.

Во-первых, важно понимать, что перевод термина «джихад» как «священная война» в высшей степени неточен и только вводит в заблуждение.

Прибегая к термину «джихад», мусульмане осуждают противную сторону как идущую против Бога. В сущности, это слово везде играет роль патриотического лозунга. Объявить джихад – означает (в сопоставимых терминах) «бороться за сохранение демократии и свободы». То есть поступать так, как поступают честные люди.

Кораническое употребление термина «джихад» гораздо шире, чем можно предположить по его политическому употреблению. Основное значение этого термина – «борьба». В Коране это слово наиболее часто используется вместе с выражением «на пути Бога». «Путь Бога» – это, разумеется путь праведного образа жизни, который Бог указал в Коране и явил на примере Пророка.

С одной точки зрения, джихад представляет собой просто приложение к исламу. Ведь слово «ислам» прежде всего означает «подчинение», «покорность». На Западе это склонны трактовать как своего рода пассивность. Но подчинение возникает по воле Божьей, и по воле Божьей люди сражаются на Его стезе. Следовательно, подчинение требует усилий. Послушание Божьему велению предполагает активные действия по отношению ко всем негативным тенденциям в обществе, а равно и ко всему тому в душах людей, что уводит их от Бога. В этом смысле подчинение Богу и борьба на Его стезе вполне гармонично уживаются и даже не могут полноценно существовать друг без друга.

В исламском контексте самоочевидно, что подчинение Богу требует борьбу на Его пути. Намаз, закят, пост и хаджж – всё это борьба. Если вам представляется, что в этом нет ничего особенно сложного, попробуете несколько дней подряд совершать намаз по всем правилам.

В сущности, наибольшим препятствием в подчинении Богу выступает человеческая лень и отсутствие воображения. Люди бездумно плывут по течению, увлекаемые потоком современной жизни с ее вызовами и рутиной. Требуется настоящая борьба, чтобы подчиниться авторитету, чтобы преодолеть не только собственные пристрастия и антипатии, но и давление общества и не поддаться конформизму.

Место джихада в Божьем Промысле обычно иллюстрируют словами Пророка, сказанными им однажды по возвращении в Медину после схватки с противниками новой религии. «Мы вернулись с малого джихада, – произнес он, – чтобы приступить к джихаду великому». Его спросили: «О Посланник Бога, какой джихад может превзойти сражение мечом с неверными?» – «Сражение против врага в вашей собственной гpvди», – ответил Мухаммад.

В более поздних текстах эту внутреннюю борьбу чаще именуют муджахада, а не джихадом. Грамматически слово «муджахада» образованное от того же корня, что и «джихад», имеет точно такое же значение. Однако слово «джихад» используется для обозначения как внешних войн, так и внутренней борьбы человека с его собственными отрицательными наклонностями, а слово «муджахада» используется исключительно для обозначения более важного, внутреннего, джихада.

Мусульманские ученые, которые джихад называют шестым столпом ислама, имеют в виду тот факт, что борьба на пути Бога необходима для всех мусульман. Вместе с тем они признают, что иногда эта борьба принимает форму войны с врагами ислама.

Следует подчеркнуть, однако, что в обиходе исламских стран слово «джихад» используется для обозначения вообще любой войны. Точно так же большинство американцев полагают, что любая война, которую ведут Соединенные Штаты, справедливая. Но, с точки зрения строгого применения исламского вероучения, большинство так называемых джихадов не заслуживают этого названия. Любой монарх (или диктатор) может провозгласить джихад. Всегда находилось несколько религиозных авторитетов, готовых оказать поддержку правителю, – например, ученый, которого тот назначил проповедником в главной мечети. Но обычно существовала и немалая группа улемов, не желавших поддерживать войны только потому, что власть объявляла их. Точнее, они готовы были санкционировать лишь такие войны, которые полностью соответствовали исламскому учению.

Исходя из этих критериев, вероятно, можно с уверенностью сказать, что в прошлом веке наблюдалось мало истинных джихадов (если вообще хоть один!), равно как их не наблюдалось и несколько предыдущих столетий.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика