Что предшествовало падению Казанского ханства?

В «Сборнике актов, собранных в библиотеках и архивах Российской империи», выпущенном в Санкт-Петербурге в 1858 году, есть любопытный документ за № 220, найденный в архивах Вятского уездного суда. Он датирован 20 июля 1548 года и называется «Царская жалованная грамота Арским князьям на поместье в Вятском уезде, оставшееся им после умершего брата их татарина Мусы».

Любопытна ситуация, ради разрешения которой и была дана эта царская грамота. Шейхислам, Нурислам, Дюняш, Агиш и Муртаза, сыновья Мурсеита, добиваясь возвращения поместья своего умершего брата Мусы, «бьют челом» самому Царю и Великому князю Ивану Васильевичу, который позже получит прозвище «Грозный». 

При этом они расписывают заслуги брата: Муса сражался в войске знаменитого воеводы Василия Семеновича Серебряного с…казанскими татарами и попал в плен. В течение двенадцати лет Муса находился в неволе, пока его братья Шейхислам и Муртаза не взяли в плен знатного казанского татарина Белека. Они привезли его в Москву и «били челом» Царю и Великому князю, прося разрешения обменять его на своего брата и мать еще одного московского служилого татарина Башканды, также находящуюся в плену в Казани.

«И аз Царь и Великий князь тех Арских князей, за их службу, Шейхислама с братьею пожаловал, дал есми того Татарина Казанского Белека на мену и они де выменяли из полона Мусу, а Башканда матерь», – говорится в документе. То есть будущий Иван Грозный в ответ на просьбу служивших ему татар-мусульман отдал захваченного ими в плен казанского татарина для обмена на их брата и матери еще одного служилого татарина.

После освобождения из плена Муса приехал в Москву хлопотать о выплате жалованья за все двенадцать лет плена. Однако что-то пошло не так и он, дожидаясь ответа на свою челобитную, так и умер в первопрестольной.

В то же самое время вышеупомянутый Башканда Карачюрин поместье Мусы захватил вместе с дочерью и прочим имуществом покойного. Приехав в Москву, Башканда обманом переоформил поместье на себя, заявив московским казначеям, что именно он выкупил Мусу из плена, и таким образом поместье принадлежит ему. Узнав суть дела, Иван Васильевич повелел поместье, располагавшееся в местечке Каринка Вятского уезда, вернуть братьям Мусы «за их службу».

Таким образом, из данного документа можно узнать, что всего за 4 года до взятия Казанского ханства татары-мусульмане легко воевали между собой, захватывали в плен, годами держали в неволе, при необходимости обменивали друг друга. За свои действия против единоверцев татары, служившие «Грозному царю», удостаивались всяческих милостей, в том числе их жаловали поместьями.

Были среди них и мошенники, которые, пользуясь случаем, говоря современным языком, «отжимали» эти поместья у своих единоверцев-соплеменников. Из чего следует, что татары тогда не были дружны между собой и враждовали друг с другом. Уже тогда они не придерживались завета Всевышнего: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путем». (Коран; 3, 103).

Это в полной мере касалось и правящей знати Казанского ханства, за престол которого боролись между собой крымский, сибирский и московский ставленники. Казанская знать не смогла выдвинуть из своей среды человека, который бы ставил бы на первое место интересы самих казанцев, а не претендующих на власть группировок.

Видимо, это и явилось главной причиной того, что Казанское ханство в конце концов пало, а татары полностью утратили свою государственность.

Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий