Что сближает хорватов и боснийцев

Загреб, «павильон Мештровича» в первой половине 1940-х гг

Загреб, «павильон Мештровича» в первой половине 1940-х гг

Теги:




1
10 Января (17 Джумада ас-сани)

В центре столицы современной Хорватии, Загребе, стоит примечательное здание – так называемый «павильон Мештровича», названный по имени автора его проекта – хорватского скульптора Ивана Мештровича. Сейчас в нем располагается Хорватская ассоциация художников, однако в 1941-1945 году оно было мечетью.

История этого здания необычна: изначально построенное как художественная галерея оно было превращено в мечеть решением властей «Независимого государства Хорватия». Таким образом власти этого марионеточного государства хотели перетянуть на свою сторону мусульман-боснийцев после поражения в войне Королевства Югославия.

Стоит отметить, что в современной Боснии и Герцеговине мусульмане-боснийцы и хорваты смогли ужиться вместе, тогда как сербы существуют фактически отдельно в рамках своего квази-государства – Республики Сербской. Корни такого устройства кроются в историческом антагонизме, с одной стороны, между хорватами и боснийцами, считающих себя потомками древних иллирийцев, римлян и готов, населявших местность, где ныне располагается Босния и Герцеговина, и, с другой – сербами, которые согласно сведениям византийских историков, пришли на Балканы лишь в 7 веке н.э.

С конца 16 века, после того как Босния и Герцеговина перешла под власть Османской империи, часть местных жителей стала принимать ислам, и христиане назвали их «потурченцами», а сами себя они назвали «турками», хотя по происхождению ими не являлись, а были представителями местного автохтонного населения.

По данным турецкого историка Омера Лютфи Баркана, в Боснийском санджаке в 1520 – 1530 годах население уже на 38,7 % составляли мусульмане. По другим сведениям, в 17 веке мусульманское население стало преобладать. Туда активно переселялись не только турки, но и арабы, курды, выходцы с Кавказа и другие народы, которые сыграли свою роль в формировании субэтноса местных мусульман. Таким образом на ментальном уровне они были отделены от сербов, которые исповедовали православие и исторически тяготели к Сербии, хотя их разговорным языком был один из южнославянских диалектов.

После аннексии Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией, чьей государственной религией был католицизм, хорваты-католики оказались в привилегированном положении. В отношении мусульман был принят закон «Anerkennungsgesetz» (»акт признания»). Политические позиции хорватов и мусульман таким образом сближались и противостояли антиавстрийской позиции сербов. Квинтэссенцией всего этого стало убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Австро-Венгрии Франца Фердинанда в столице Боснии и Герцеговины Сараеве сербским националистом, что стало поводом для начала Первой Мировой войны.

Со своей стороны правящие круги и интеллигенция Сербии полагали, что Босния и Герцеговина – это исторически сербская территория, которая должна быть интегрирована в общесербское культурное пространство. Ни хорваты, ни мусульмане-боснийцы этого не хотели. Исторически сложилось так, что главными сторонниками независимости этой страны были и остаются представители этих двух народов, что фактически получило отражение в государственном устройстве современной Боснии и Герцеговины. Являясь формально федерацией, которую населяют боснийцы, хорваты и сербы, она поделена на боснийско-хорватскую часть, с одной стороны, и Республику Сербскую – с другой. Подобному политическому устройству предшествовала война в 90-х годах прошлого века, во время которой массово проводились этнические чистки и изгнание представителей тех или иных групп населения с мест их проживания. Все это лишь углубило огромную пропасть между соседними народами, которые могли сосуществовать в рамках единого государства лишь под внешним политическим давлением.

Таким образом на сближение хорватов и мусульман повлияла общность политических интересов, связанная с сохранением обоими народами своей независимости, прежде всего от Сербии. Отличает их от сербов и их сложный этногенез, связанный непосредственно с территорией Боснии и Герцеговины, и шире Западных Балкан, тогда как сами сербы пришли на эти земли, уже будучи сформировавшимся народом.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Имам 11 Января
Ответить

Меня всегда удивляла симпатия хорватоа к боснийцам и в целом к мусульманам, теперь все встало на свои места. Спасибо за статью!

Яндекс.Метрика