Дастаны и исламское наследие татар

Поэма Кол Гали «Сказание о Йусуфе»

Поэма Кол Гали «Сказание о Йусуфе»

Теги:




1
15 Марта 2023г. (22 Шабан)

Если в современной мировой культуре имеется понятие «эпос», то за это мы должны благодарить накопленный веками фольклор. Неоспорим и весомый вклад исламской культуры в сохранение старинных эпических текстов.

«Эпос» можно объяснить как объемный эпический текст или как жанр устного народного творчества. У некоторых народов он исполнялся с пением либо речевым произнесением, например, в сопровождении музыкального инструмента и/или движений. Своих исполнителей разные народы называли «чичан», «ашуг», «бахши», «сэсэн», «манасчи» и т. д. У других, например у поволжских татар, издревле развита письменная форма эпоса. Мусульманские и тюркские этносы употребляют термины «эпос» и «дастан» в едином значении.

Тема дастанов – общечеловеческие ценности: истина, честь, свобода совести, любовь, отношения отцов и детей. Также национальный эпос поднимал проблемы страны-родины, веры, обязанностей перед Богом и человечеством, героизма, истории и личности.

Исторический факт: татарский народ создавал, в основном, письменные (книжные) дастаны. Доказательством тому служат самые первые документы со времени принятия ислама татарами. Так, Ахмад Ибн Фадлан Ибн аль-Аббас ибн-Рашид ибн-Хаммад (ибн Фадлан), секретарь посольства аббасидского халифа аль-Муктадира, посетил Волжскую Булгарию в 921-922 гг. В отчете Ибн Фадлана об этом событии содержатся, в т.ч., эпические сказания. В книге болгарского историка Якуба ибн Нугмана «История Булгарии» также зафиксированы эпические предания о алыпах. Известный исламский ученый-факих, путешественник Абу Хамид Мухаммад ибн Абд ар-Рахим аль-Гарнати Аль-Андалуси (Абу Хамид аль-Гарнати), живший в 1135-1136 годах в Волжской Булгарии, в своих трудах упоминает эпические предания местных мусульман.

Учеными были найдены многочисленные рукописные и печатные варианты текстов «Тахир и Зухра», «Книга Юсуфа», «Сайфульмулюк», «Лейли и Меджнун» и др. Их до сих пор их находят у населения во время фольклорных, этнографических, диалектологических экспедиций. Это относится и к знаменитому «Идегею»: известно не менее тридцати его вариантов, связанных с различными территориями проживания татар. Однако в судьбе этого дастана, общего для татар, крымских татар, ногайцев, башкир, оставлено «белое пятно».

В дни подготовки к празднованию 500-летия великого произведения решением советского правительства на него был навешен ярлык «эпос ханов и феодалов» (1944). «Идегей» хоть и связан с периодом угасания золотоордынского государства и обострения борьбы за ханский престол, на самом деле не нес никакой угрозы для советской идеологии. Наоборот, главный персонаж Идегей выступает защитником интересов народа. Еще в начале Великой Отечественной войны эпос использовался как пропагандистское средство для пробуждения патриотических чувств в массах. Однако постановление от 9 августа 1944 года наложило запрет на публикацию, перевод, научный анализ «Идегея». И только с постперестроечной оттепелью, в 90-х гг. дастан был издан на татарском, затем в переводе на русский язык.

Дастанное наследие татарского народа – огромное. К примеру, только в центре письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ хранится более 8000 единиц рукописных документов. Наибольшее число из них составляют дастаны. Исследованием, систематизацией, изданием, переводом татарских дастанов занимались Нигмат Хаким, Наки Исанбет, Флора Урманчеева, Фатих Урманчеев, Айслу Садекова. Известными эпосоведами современного этапа являются Ильсеяр Закирова, Лилия Мухаметзянова (ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ) и др.

Дастановеды делят татарский эпос на героический и романический (любовный) разновидности. Но на самом деле у татар имеются и дастаны религиозной тематики: «Книга Йусуфа», «Кахарман Катил», «Киссаи авык», «Киссаи сякам», «Кисекбаш», «Джумджума султан» и др. Как правило, такие произведения и начинались с упоминания имени Аллаха.

Среди религиозных эпических произведений чрезвычайно распространено «Сказание о Йусуфе». Его создал в XIII веке великий поэт Кул Гали, опираясь на известный коранический сюжет – историю пророка Йусуфа. В более поздние времена «Сказание о Йусуфе» вдохновляло на создание других вариантов на основе традиционного сюжета.

Следует обратить особое внимание: у поволжских татар переписчиком эпических (да и любых) текстов был грамотный (имеющий религиозное образование) мулла, шакирд медресе и др. Творчески одаренные переписчики к тому же обогащали знакомые произведения свежими мыслями и идеями. И все же отличительная особенность народного эпоса – это его многовековое развитие и формирование под влиянием ислама.

Автор: Рузия Сафиуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Циклоп 16 Марта 2023г.
Ответить

Так эпос есть только у мусульман или у других тоже? У русских есть эпос?

Яндекс.Метрика