Дочь шахида, прощенная Богом Рабия

Роль Рабии-султан в фильме «Казахское ханство. Алмазный меч» исполнила актриса Карлыгаш Мухамеджанова

Роль Рабии-султан в фильме «Казахское ханство. Алмазный меч» исполнила актриса Карлыгаш Мухамеджанова

Теги:



0
21 Февраля 2022г. (19 Раджаб)

В духовном центре тюркского мира городе Туркестан в 60 метрах напротив мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави находится усыпальница, часто остающаяся без внимания туристов и паломников, приезжающих к праху суфийского мастера. Люди, не останавливаясь, проходят мимо здания с голубым куполом, видимо полагая, что это часть архитектурного комплекса Яссави. Личность аскета, автора «Дивани Хикмет» Ходжи Ахмеда заслонила собой, оставила в тени даже великих ханов, покоящихся внутри и вокруг мавзолея Яссави, что уж тут говорить о ней, Рабие, дочери Улугбега, правнучки Тамерлана и любимой жены Абулхаир-хана Шейбанида, сорокалетнее правление которого над Великой степью начиналось с Чимги-Туры/Тюмени.

Даже надмогильный камень Рабии султан бегим, как пишут, перенесли под своды ханаки Ахмеда Яссави. Убедиться в этом, однако, нам не удалось во время путешествия по древним городам на Шелковом пути. Усыпальница оказалась закрытой на реставрацию и внутрь мы не попали.

Рабия родилась в Самарканде около 1435 года. Росла, окруженная вниманием, во дворце своего отца, правителя державы Тимуридов, математика, астронома и поэта Улугбека. В это время ее суженный, молодой хан Абулхаир, пребывал в 2000 км от Самарканда, в сибирском городе Чимги-Тура, придя к власти при поддержке ногайцев в результате междоусобных войн в бывшем Улусе Джучи. Апогеем могущества Абулхаира в Сибири стал разгром им на берегу Тобола главного соперника и родственника-шейбанида Махмуд Ходжа хана.

Слева мавзолей Рабии-султан-бегим. Фото из открытых источников

Вот как описывается эта битва в «Тарих-и Абу-л-Хайр-хани» Масуда Кухистани:

«Звуки барабанов, труб и литавр, раздававшиеся с обеих сторон, достигали до высшей небесной точки... Огонь войны и сражений и пламя брани и битв воспламенились, орел смерти похитил птицу души противников когтями насилия. От страха за жизнь сердце в теле робкого задрожало, подобно листьям ивы под порывом резкого ветра. От молний мечей отважных потекли дожди кровопролития, а изумрудный цвет кинжала от крови храбрых сделался красным, как рубин…

Махмуд-Ходжа-хан с помощью быстроходной лошади хотел унести свою душу с поля брани и сражения в здравии. Однако, по предопределению бога всевышнего, захватили его в плен [и] по приказу [Абу-л-Хайр-хана] хакана, обладающего свитой, [отважные воины и витязи, сбивающие человека с ног, преградив [ему] дорогу с помощью божественной и небесной многочисленной], как звезды, отправили [его] из городских укреплений бытия в жилище вечности...».

Также Кухистани сообщает, что Абулхаир хан взял в жены вдову Махмуд-Ходжи-хана красавицу по имени Аганак-Бике и «стал счастливым и веселым».

После разгрома главного соперника и покорения прилегающих к Тюмени земель, Сибирь стала тесной для молодого хана. Оставив в велаяте Чимги-Тура даругами- наместниками верных эмиров, которые «стали причиной могущества хана», Абулхаир-хан двинулся на юг, прибирая один за другим степные просторы Восточного Дешти-Кипчака. Стольным градом он сделал Сыгнак (Сыганак). Развалины этого городища ныне находятся на территории Кызылординской области Казахстана.

Абулхаир-хана в фильме «Казахское ханство. Алмазный меч» сыграл Досхан Жолжаксынов

В историю степная империя Абулхаира вошла под названием Государства кочевых узбеков и простиралась она от Тюмени на севере до державы Тимуридов на юге, от вассальной Ногайской орды на западе до Джунгарского ханства на востоке.

Рабия султан приблизилась к совершеннолетнему возрасту в исламе, когда ее будущий муж Абулхаир хан вышел к границам Мавераннахра. Держава Тимуридов переживала в этот период «большую фитну». Потомки Тамерлана разодрались между собой. Отец Рабии Улугбек был убит собственным сыном Абдул-Латифом. В свою очередь отцеубийцу убил Абдулла – правнук Аксак Тимура. Страна разделилась. В междоусобной борьбе один из правнуков Тамерлана, Абу Саид, прибег к покровительству правителя кочевых узбеков Абулхаира, и летом 1451 года большая армия степняков двинулась на Самарканд. Поход возглавил лично хан Абулхаир.

Воссев на престол в Самарканде, Абу Саид преподнес покровителю богатые дары и выдал за него свою юную родственницу, младшую дочь Улугбека.

Масуд Кухистани следующим образом сообщает об этом:

«Когда вышеупомянутый падишах [Абу-Са'ид] с помощью божественной и милостью всевышнего [с] благословения хаканского утвердился на троне управления [Самаркандом] и могущества, то в согласии со столпами государства и правителями войска и народа по обычаю правоверных султанов с роскошью и [полным] великолепием он отдал в жены [Абу-л-Хайр-хану], хану, могуществом [своим] подобного Сулайману, величайшую колыбель и высочайшее покрывало, славу женщин, дочь султана-мученика и блаженного хакана Улугбек-курэкана – да озарит господь его гробницу – Раби'у-султан-бегим».

При покорении царскими войсками Средней Азии в 19 веке в мавзолей дочери Улугбека был пороховой склад

Также есть версия о том, что по мере приближения войска Абулхаира к Самарканду, Абу Саид стал сожалеть о своем поступке. Глядя на воинственных кочевников, он представил, как они будут скакать по улицам столицы Тимура, разоряя все на своем пути. Улучив момент, Абу Саид покинул Абулхаир-хана, и вышел ему навстречу из ворот с роскошными подарками и юной Рабией-султан. Красавица дочь Улугбека растопила сердце 40-летнего хана шейбанидов, и он дал приказ армии не вступать в город.

После никяха Рабия-султан-бегим отправилась с венценосным супругом в Сыгнак. Через девять месяцев она родила сына, которому дали имя Кучкунчи (кочевник). Еще через два года – сына Суюнчи («подарок за добрую весть»).

В памяти народа Рабия-султан, четвертая и любимая жена хана, сохранилась как благочестивая, щедрая на благодеяния женщина. Дочь великого астронома и математика отличалась образованностью, политической проницательностью. Рабия стала олицетворением мира и согласия между тимуридами и шейбанидами. Благодаря ей, покровительство в Сыгнаке находили даже потомки Тамерлана, не согласные с властью Абу Саида в Самарканде. Так, в частности, сообщая о прибытии к узбекскому хану Мухаммада-Джуки сына Абдул-Латифа, Кухистани пишет: «Шахиня, величайшая мать, колыбель и высочайшее покрывало, Билкис [своего] времени, Раби'а-султан-бегим, которая была почитаемой женой хана страны и теткой по отцу царевичу, устроила для племянника различные развлечения и милости. Мухаммад-Джуки-мирза, со спокойной душой и наслаждающийся покоем, предавался молитве в доме хана, подобного Сулайману».

Благодаря брачному союзу с шейбанидами, Абу Саид восстановил единство державы Тимуридов, однако неожиданно раскол случился в самом Государстве кочевых узбеков: часть степняков покинула Абулхаира, ушла к границам Могулистана в Семиречье и стала узбеками-казаками (вольными узбеками).

Рабия-султан отправляется из Сыгнака в Туркестан. Кадр из фильма «Казахское ханство. Алмазный меч»

Одной из причин раскола в кочевой империи исследователи называют реформы Абулхаира по централизации власти. Вольные степняки, не привыкшие к жесткой вертикали, государственному налогообложению, сами себе хозяева (узбек – в перевод «сам себе бек»), ставившие во главу угла не власть хана, а свой род, стали массово покидать Абулхаира и объединяться вокруг султанов Керея и Жанибека для казакования (вольницы).

Абулхаир умер в 1468 году, отправившись в поход протия мятежных узбек-казаков/казахов. После смерти мужа 33-летняя Рабия-султан-бегим покинула Сыгнак и поселилась в Туркестане, чтобы остаток жизни провести в молитвах рядом с мавзолеем Яссави. Сыновья ее Кучкунчи и Суюнчи с юности участвовали в воинах узбеков-шейбанидов с узбеками-казахами.

После смерти Абулхаира распалась и держава Тимуридов. Потомки Абулхаира, теснимые узбек-казахами, выбили правнуков Тамерлана из Мавераннахра и основали новое Узбекское ханство (уже не кочевое). Степные узбеки, ставшие казаками/казахами, заняли Сыгнак, Туркестан и все пространство бывшей империи Абулхаира до границ Сибирского ханства Ибак-хана.

Рабия ушла из жизни в 1485 году в возрасте 50 лет, пережив на 17 лет своего супруга. К тому времени Туркестан был уже столицей Казахского ханства. Сыновья Рабии и Абулхаира стали правителями в новом ханстве узбеков в Средней Азии, но никогда не забывали о своем происхождении. Рузбихан, историк шейбанидов, писал в «Записках бухарского гостя»: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] – шибаниты и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя – казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье племя – мангыты, а [из] них цари астраханские. Один край владений узбеков граничит с океаном (имеется в виду Каспийское море); другой – с Туркестаном; третий – с Дербендом; четвертый – с Хорезмом и пятый – с Астрабадом. И все эти [земли] целиком являются местами летних и зимних кочевий узбеков. Ханы этих трех племен находятся постоянно в распре друг с другом и каждый [из них] посягает на другого…».

В периоды примирения с казахскими ханами сыновья Рабии посещали мавзолей отца рядом с Сыгнаком. Они же возвели усыпальницу матери в Туркестане, оставив на надгробном камне эпитафию, которая в переводе на русский язык гласит: «Это место успокоения благородной, прощенной (Богом), помилованной, добродетельной Рабии Султан Бегим, дочери умершего мученической смертью, могущественного, великого султана Улугбека Гурагана, сына могущественного эмира Тимура Гyрагана. Да осветит Бог все их могилы до дня суда. Случилось же это отбытие от жилища временного в обитель вечную в один из месяцев 890 года (т. е. 1485 г.) новолунной эры Хиджры избранного Пророка – да будет с ним милосердие и мир».

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика