Дружба в исламе

Не будет открытием сказать, что все мы подвержены влиянию своих друзей. Более того, иногда вся жизнь человека изменяется, если Аллах дарует ему хорошего друга. Но порой случаются и перемены в худшую сторону – под влиянием дружбы с аморальным приятелем. Это объясняется тем, что по своей природе человек испытывает потребность иметь единомышленника, с которым он мог бы поговорить: пожаловаться на то, что его беспокоит; посоветоваться в ситуации неопределённости; попросить и его в свою очередь поделиться собственным опытом. Поэтому каждый из нас должен быть очень внимателен к подбору окружения, так как чаще всего именно друзья увлекают подавляющее большинство людей по своему пути и склоняют к своему образу жизни. Всевышний Аллах говорит:

وَاصْبِرْ نَفْسَكَ مَعَ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ ۖ وَلَا تَعْدُ عَيْنَاكَ عَنْهُمْ

– « Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом, и стремятся к Его Лику, и не отвращай от них своего взора… » [1] . В этом аяте содержится повеление избирать для тесного доверительного общения наиболее достойных, ибо в дружбе с ними содержится благо, сокровенный смысл которого ведом только Аллаху. Пророк & говорит:

الرجلُ على دينِ خليلِه فلينظرْ أحدُكم من يُخالِلُ

– « Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу! » [2] . Таким образом, человек обязан быть избирательным: мало того что дружба с плохими и грешными людьми несёт опасности в реальной жизни, так о ней ещё придётся сожалеть в День воскрешения. Всевышний сказал:

وَيَوْمَ يَعَضُّ الظَّالِمُ عَلَىٰ يَدَيْهِ يَقُولُ يَا لَيْتَنِي اتَّخَذْتُ مَعَ الرَّسُولِ سَبِيلًا (27) يَا وَيْلَتَىٰ لَيْتَنِي لَمْ أَتَّخِذْ فُلَانًا خَلِيلًا (28)

– « И в тот день несправедливый будет кусать свои руки, говоря: “Лучше бы я последовал путём Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвратил меня от Напоминания (Корана) после того, как оно дошло до меня!”. Воистину, сатана оставляет человека без поддержки » [3] .

Среди друзей есть те, кто возьмёт тебя за руку и поведёт в Рай, но могут найтись и другие – те, кто отдалит тебя от Рая, станет причиной несчастья в этом мире и наказания в Жизни вечной. От благочестивого наперсника [4] ты услышишь благое слово или призыв к хорошему, тогда как от порочного – ничего, кроме мерзости: он станет призывать тебя исключительно к сомнительному. Пророк & говорит:

إِنَّمَا مَثَلُ الْجَلِيسِ الصَّالِحِ وَجَلِيسِ السُّوءِ كَحَامِلِ الْمِسْكِ وَنَافِخِ الْكِيرِ فَحَامِلُ الْمِسْكِ إمَّا أنْ يُحْذِيَكَ وَإمَّا أنْ تَبْتَاعَ مِنْهُ وَإمَّا أنْ تَجِدَ مِنْهُ ريـحاً طَيِّبَةً، وَنَافِخُ الكِيرِ إمَّا أنْ يُحْرِقَ ثِيَابَكَ وَإمَّا أنْ تَجِدَ مِنْهُ رِيـحاً مُنْتِنَةً

– «

Поистине, праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и человеку, раздувающему кузнечные мехи. Что касается продавца мускуса, то он либо подарит тебе что-нибудь из своего товара, либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего мехи, то он либо прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь исходящий от него неприятный запах

»

[5]

Высочайшим примером друга, готового пожертвовать за своего товарища жизнью и имуществом, является Абу Бакр ас-Сиддык, сопровождавший Пророка & во время его переселения. Именно он был первым из мужчин, кто уверовал в миссию Мухаммада. Под влиянием этого примера для нас само собой разумеющимся является то, что человек должен играть только позитивную роль в жизни своего друга: вмешиваться в неё исключительно в положительном ключе – быть для него полезным и не вредить ему. Если же он замечает, что своим присутствием отягощает товарища, угрожая его стабильности или счастью, то будет лучше навсегда исчезнуть из его жизни. Я говорю всё это с полным сознанием проблемности дружбы в современных условиях, они настолько сложны, что взаимопонимание становится труднодостижимым, а его поиск приносит больше вреда, чем пользы. И да наставит всех Аллах на истинный путь...


------------------------------------------------

[1] Сура «аль-Кахф», аят 28.

[2] Хадис передали аль-Бухари и Муслим.

[3] Сура «аль-Фуркан», аяты 27-28.

[4] Наперсник – друг и доверенное лицо, которому поверяют сокровенные мысли и тайны (прим. пер.).

[5] Хадис передали Ахмад, Абу Дауд и ат-Тирмизи.

Автор: Хасан Хадийя

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий