Духовенство в исламе

Палестинский имам и иранский рахбар

Палестинский имам и иранский рахбар

Теги:


0
10 Ноября 2021г. (04 Раби ас-сани)

Если в христианстве священник – это человек, специально подготовленный для проведения определенных церковных обрядов – священнодействий (таинств), то из-за отсутствия в исламе таковых нет и самого института их исполнителей – священнослужителей.

Однако, с течением времени в исламском социуме выделился слой людей, которые посвятили себя изучению исламского права – фикха, которое базируется на Коране и сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Часто они занимали должности хакимов (судей) и получали за это жалование от властей.

Востоковеды часто называют их юристами, но учитывая религиозную основу исламского права, они были не просто правоведами, но скорее богословами со своей специализацией.

Постепенно в ареале исламской цивилизации появилась группа людей, которых стали назвать «риджаль-ад-дин» (мужи религии), занимавшаяся исключительно изучением религии во всех ее аспектах.

Кроме факихов это могли быть знатоки хадисов (высказываний и действий пророка, да благословит его Аллах и приветствует), муфассиры (толкователи Корана), муфтии (люди, чей уровень религиозного образования позволял им выносить богословские заключения по различным вопросам).

Их также объединяют под одним условным понятием «улемы», то есть ученые-богословы.

Стоит отметить, что «истиной в последней инстанции» в Арабском халифате был халиф, «наместник Пророка», который олицетворял вершину духовной и светской власти и выносил окончательные решения, как по религиозным, так и по «мирским» вопросам.

Попытка создать некое подобие иерархии духовных лиц была предпринята султанами Османской империи с учреждением должности шейх-уль-ислама, как главы суннитского миллета, «миллет-и-хакими», «правящей общины». Это позволяло османскому султану позиционировать себя не только как повелителя мусульман, но и всех подданных немусульман, проживавших в Османской империи.

Стоит сказать и несколько слов о духовной иерархии в суфийских орденах, которые возглавляют шейхи или пиры. В таких неформальных объединениях есть своя структура, где все ученики шейха –мюриды составляли первую ступень иерархии, а его заместители халифы – вторую.

Отдельного упоминания также заслуживает шиитский клерикализм, когда высшая власть в государстве принадлежит рахбару, духовному лидеру. В рамках концепции «велаят-и-факих», когда в эпоху «Большого сокрытия» руководство шиитами переходит к компетентным факихам и шиитским муджтахидам (факихам, имеющим право на вынесение самостоятельного решения по важным вопросам религии и мусульманского права) из их среды выдвигается рахбар.

В настоящее время эта концепция реализована в Исламской республике Иран, которая приводится в качестве примера политического режима, основанного на власти духовных лиц.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика