Два вида мультикультурализма на Западе

Бишари: относительно успешная модель мультикультурализма была реализована в Великобритании

Бишари: относительно успешная модель мультикультурализма была реализована в Великобритании

Теги:



1
07 Марта 2019г. (29 Джумада ас-сани)

В разных государствах «проект мультикультурализма» считается проводником преобразований и развития, однако воплощается по-разному. Происходит это в силу особенностей культурной политики государств и их способности заблаговременно предвидеть, каким образом разнообразие культур отразится на их общественном и политическом укладе.

Прежде всего необходимо отметить разницу между понятиями «культурный конфликт» и «культурное различие». Различие – это первопричина, конфликт же – случайное явление. Конфликт является следствием того, что государство не в состоянии грамотно регулировать вопросы, связанные с разнообразием культур и различиями между ними. Страны, которые своевременно предприняли важные шаги в вопросе принятия культурных различий, в конечном итоге пришли к признанию плюрализма и, через это признание, к сохранению единого и сплочённого общества. Другие же страны избрали путь ассимиляции меньшинств, пытаясь насильственно «растворить их в горниле большинства» без признания их культурных прав. В этих государствах культурные различия переросли в конфликты, разжигающие пламя идеологических и политических «раздоров», что, в свою очередь, создало благодатную почву для радикалов – как среди представителей меньшинств, так и среди тех, кто считает себя частью большинства и защитниками его ценностей.

Перед нами сложный феномен, изучение которого требует сравнения подходов различных стран к данной проблеме. Особое внимание следует уделить двум моделям, одна из которых в значительной степени помогла решить сопутствующие мультикультурализму проблемы, в то время как другая в них «увязла», что негативно отражается на политической и социальной жизни.

Цивилизационные модели мультикультурализма

Мы считаем, что относительно успешная модель мультикультурализма была реализована в Великобритании, в то время как французская модель является одной из наиболее спорных в связи с непоследовательной государственной политикой в данной области.

Чтобы понять разницу, необходимо принять во внимание исторические влияния, политические ставки и функции, отводимые культуре в мировой геополитике после окончания холодной войны. Сравнение британской и французской моделей требует возврата к колониальному прошлому двух стран и их политике по отношению к колонизированным народам. Британская империя по мере возможностей старалась прибегать к системе косвенного управления (через предоставление мандата своим ставленникам), в то время как Франция опиралась на систему прямого колониального управления и политику «подчинения и пристегивание».

Доктор Мухаммад Бишари

После распада колониальной системы в Европе возникла острая нужда в рабочей силе, которую можно было бы использовать для восстановления подорванной экономики и ликвидации ущерба, причиненного в ходе Второй мировой войны. В этой ситуации европейские страны воспользовались своими бывшими колониями, «импортируя» из них трудовых мигрантов. Разумеется, европейцы продолжали обращаться с жителями своих бывших колоний так же, как и в колониальную эпоху. Во Франции, например, на смену политике «подчинения» пришла во многом наследующая ей политика ассимиляции.

Британия, в свою очередь, вела более дальновидную колониальную политику и отказалась от притязаний на свои колонии раньше Франции. К началу 60-х гг. Соединенное Королевство осознало необходимость предупредительных мер, которые нужно было принять ввиду грядущих сложностей мультикультурализма – результата следующих одна за другой волн миграции и их влияния на общественный и культурный уклад страны (становящегося всё более очевидным со сменой поколений).

Так, в 1965 году был принят Закон о расовых отношениях (Race Relations Act), который затем дважды дополнялся (в 1968 и 1976 годах), чтобы скорректировать политику мультикультурализма в Соединенном Королевстве[1]. Таким образом, Британия перешла от введения уголовной ответственности за расовую дискриминацию к выстраиванию дружественных отношений между коренными жителями и мигрантами, а затем – к признанию равенства между этническими и культурными группами и укреплению связей между ними на национальной основе.


[1] В своей первой редакции Закон о расовых отношениях запрещал прямую расовую дискриминацию, но только в местах общественного отдыха, что являлось во многом формальной мерой. Закон 1968 года распространил запрет на дискриминацию в области обеспечения жильем, найма на работу, страхования и предоставления кредитов. Наконец, закон 1976 года, отменивший два предыдущих, ужесточил правовые акты против дискриминации. На его основании год спустя была создана Комиссия по вопросам расовых отношений с целью устранения дискриминации, обеспечения равных возможностей и установления добрососедских отношений между различными расовыми группами в Великобритании.

Профессор Мухаммад Бишари,

Генеральный секретарь Всемирного конгресса мусульманских общин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

ashir01 07 Марта 2019г.
Ответить

بحــث بعنــوان ( الخلافات الثقافية والتعددية الثقافية في إطار مستقبل الشراكة الإسلامية الغربية)

Яндекс.Метрика