Военные неудачи «фельдмаршала» Халифы Хафтара стали демонстрировать «межконфессиональный» и даже «сектантский» характер ливийского конфликта. Об этом пишет глава Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов в статье, опубликованной на портале TRT.
По мнению аналитика, поражения вынуждают Хафтара снимать с себя маску «ливийского светского патриота», которую он создал для покровительствующих ему России и Франции. Теперь Хафтару приходится ориентироваться на своих союзников из числа ливийских мадхалитов.
Мадхалиты стали укреплять свои позиции в Ливии еще во времена правления Каддафи, который не позиционировал себя светским политиком. По некоторой информации сын Каддафи – Саади сам был мадхалитом и всячески распространял мадхалитизм в Ливии. По этой причине ливийских мадхалитов называли «Джамаатом Саади».
Идеология саудовского богослова Раби аль-Мадхали направлена на противостояние т.н. «умеренным исламистам» и суфиям, но при этом весьма лояльна любым правящим режимам (естественно, кроме представляющих «умеренных исламистов» или суфиев). Учение было адаптировано под потребности Саудии и перенесено на ливийскую почву. Каддафи какое-то время пользовался поддержкой ливийских мадхалитов, пока во время Арабской весны они не присоединились к выступлениям против него. В этот же период сторонники Раби аль-Мадхали начали активно атаковать суфиев и ибадитов, последователей традиционных для Ливии направлений ислама.
В ходе развития конфликта между Хафтаром и Всеобщим народным конгрессом, а позже и Правительством национального согласия, ливийские мадхалиты встали на сторону фельдмаршала, и вошли в состав его ЛНА.
Спровоцировала ситуацию фетва (богословское заключение) Мадхали, в которой он призвал своих ливийских последователей поддержать Хафтара.
Помимо Раби аль-Мадхали Халифа Хафтар имеет непосредственную связь с богословом палестинского происхождения, проживающим в КСА, Усамой Атая аль-Отейби. В феврале 2018 года запись их разговора стала достоянием общественности. В беседе Отейби, порекомендовал Хафтару координировать действия с зинтанскими последователями шейха Тарека Дармана, которых он назвал «братьями в Зинтане», и с другими аналогичными «боевыми группировками по всей Ливии», говорится в статье.
Сам Хафтар убеждал Отейби, что Ливия – мусульманская страна и в ней нет места для демократии, а он сам сражается только ради своей религии.
Хафтар также способствовал тому, что все ведущие должности в религиозных структурах, прежде всего в «Комитете по фетвам» Восточной Ливии, заняли последователи мадхалитского учения.
Несмотря на поражения Хафтара под Триполи, влияние мадхалитов в Ливии не ослабло.
Однако в будущем эти подразделения на западе Ливии могут сыграть роль «троянского коня», отмечает Кирилл Семенов. Само по себе их присутствие в составе сил ПНС представляет угрозу, так как нет никаких гарантий, что на определенном этапе они не перейдут на сторону противников ПНС.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: