Предложение Путина по решению проблемы "исламского терроризма" не услышано - эксперт

В передаче "Что делать?" на канале "Культура" обсуждали тему исламского терроризма. По мнению ведущего Виталия Третьякова, в контексте событий в Европе (история Шарли Эбдо и события в Копенгагене) исламский терроризм становится острейшим вопросом современности. Чем и как он порождается, пытались выяснить участники дискуссии – издатель Корана на русском языке, эксперт по психологии и идеологии ислама Юрий Михайлов, заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Эдуард Хачукаев, профессор МГИМО МИД РФ Александр Крылов, руководитель отдела по связям с общественностью Союза мусульман Волгоградской области Сергей Баранов, заместитель председателя правления Института прогнозирования и урегулирования политических конфликтов Александр Кузнецов.

Александр Крылов полагает, что последние теракты в Европе исходят непосредственно от ИГИЛ.

В свою очередь, Эдуард Хачукаев считает, что "терроризм – это технология, которая используется в невоенное время с целью достижения каких-то искомых результатов". "Терроризм бывает в двух ипостасях: террор сильного против слабого и террор слабого против сильного. Я бы воздержался от названия "исламский терроризм" или придания терроризму какого-либо этнического или конфессионального окраса. Мы говорим о том, чем и кем порождается исламский терроризм? Скорее всего, это протест слабого против сильного, протест слабого против навязывания ему правил, по которым он не хочет жить. Религия, как и идеология, всегда использовалась для захвата власти, в то же время, религия использовалась на пути сопротивления этой власти. В данном случае мы видим пример использования религии для того, чтобы возбудить в мире, в том числе и в Европе, хаос, смятение, дестабилизировать ситуацию", отметил эксперт.

Сергей Баранов, со своей стороны, отметил: еще терроризм используется как политический и идеологический инструмент, и, судя по процессам, происходящим в мире и в России, те или иные исламистские организации экстремистского характера возникают тогда, когда это кому-то серьезно нужно. И такие организации используются для ведения войны против России, уверен участник дискуссии.

Все революции связаны с элементами террора, напомнил Виталий Третьяков. "Но сам феномен людей, которые идут убивать других, часто предполагая, что и сами могут быть убиты, может быть деструктивным и ведомым кем-то, а может быть чем-то иным", отметил он.

Юрий Михайлов на это заявил: "та сторона, которая взрывается, себя террористами не считает – есть четкая мировоззренческая система, мученичество, человек приносит себя в жертву во имя Бога, и здесь отнюдь не такие простые мотивы".

Но основная проблема, по его словам, в отсутствии диалога и в том, что мусульмане не научились вести диалог с христианской цивилизацией. "Мы слышим сплошные декларации – ислам религия мира, ну и что? Вы объясните, почему он – религия мира, кроме того, что вы вот эти транспаранты произносите, а вам в ответ говорят: а что такое ислам? Это то, что написано в Коране, или то, как себя ведут те люди, которые себя называют мусульманами? Если человек называет себя мусульманином, повесил на себя взрывчатку, пошел и взорвался в метро, а нам в ответ говорят: "это не ислам", а что это тогда такое? Поэтому здесь проблема сложная, многоаспектная, и она упирается, в частности, в невежество. Мы видим: действительно, кто-то его туда отправил, это чей-то инструмент. Но этот кто-то преследует вполне конкретные цели. И потом, если в центре всех событий находится Бог – мы же говорим о верующих людях, они, значит, веруют как-то не так? Но если они не совсем правильно воспринимают собственную религию, наверное, не проблема всей остальной цивилизации, что у этих отдельных людей проблемы с религией? Именно эту позицию европейцы и выражают", – сказал Михайлов.

В то же время, добавил он, когда кощунники покушаются на Пророка, они должны понимать, что покушаются на главного человека в жизни любого мусульманина, с которым мусульмане соизмеряют свои деяния.

Виталий Третьяков поинтересовался: когда мусульманин совершает очевидно плохой поступок, как он соизмеряет это с фигурой Пророка?

"Это от отсутствия знаний, – пояснил Сергей Баранов. – Люди, идущие на экстремистские действия, не обладают всей полнотой исламских знаний, знаний шариата, Корана и сунны, и используют тот материал, который внедрили в их сознание, закодировали их таким образом, что они считают неблаговидный поступок благородным. Здесь налицо провокация, поскольку согласно шариату, убийство – это харам".

Кузнецов видит события вокруг Шарли Эбдо следующим образом. Современные европейцы не воспринимают религиозные ценности всерьез, это цивилизация постмодерна, а для мусульман, приезжающих в Европу, религиозные ценности – это вполне серьезно. "Я думаю, это может быть одним из объяснений той трагедии, которая произошла с Шарли Эбдо", отметил Александр Кузнецов.

Третьяков, в свою очередь, добавил: смеяться над чужими ценностями и святынями для воспитанного европейского человека, конечно, ненормально, но не очень понятно и то, зачем мусульмане едут в Европу, если им не нравятся некоторые нормы европейской цивилизации. "Не лучше ли остаться на своих территориях и там устраивать свои порядки? Ведь очевидно, что рано или поздно дело закончится конфликтом ценностей", уточнил ведущий.

Хачукаев на это пояснил: если речь о Шарли Эбдо, то данный конфликт, скорее, следует рассматривать как провокацию против мусульман. Проблема, с точки зрения эксперта, в том, что представителей мусульманского сообщества не допускают к расследованию причин таких провокаций. "И это недопущение порождает новые инциденты, провокации и кровопролития", отметил Хачукаев.

Мусульмане едут в Европу за лучшей долей, считает Александр Кузнецов. "Но если так, логичный аргумент: раз вы приехали к нам за лучшей долей, живите по нашим правилам!" – отметил ведущий. "Но они при этом не перестают быть мусульманами, – продолжил свою мысль Кузнецов. – Кроме того, многие молодые мигранты из арабских стран, с одной стороны, уже оторвались от традиционной культуры, но, с другой стороны, еще не пришли к культуре западноевропейской. И это благодатная среда для экстремизма".

Юрий Михайлов, отвечая на вопрос о том, зачем мусульмане едут в Европу, напомнил: Запад создал себе хорошие условия за счет многих стран. У себя на родине мусульмане живут бедно из-за колониализма Запада и приезжают в Европу за некоей компенсацией. "Они ведь не едут для того, чтобы изменять христианскую цивилизацию, не выступают с протестами. Просят лишь их не трогать", добавил аналитик.

Но если для Европы ислам является религией, поступающей извне, в нашей стране мусульмане являются коренными народами, напомнил он. "В 2013 году президент Путин в Уфе выступал перед муфтиями. То, что он произнес – мы называем это уфимскими тезисами – произвело фурор. Можете себе представить, чтобы лидер европейского государства предложил программу, которая позволит фундаментально решить проблему терроризма, искоренить его из жизни нашего общества? И эта программа не получила развития. Это парадокс. Наш президент произнес важнейшую речь, прямо показал, как решить проблему терроризма напрочь, а об этой речи практически никто не знает. Мы сегодня реагируем на терроризм как на стихийное бедствие, и есть люди, которым нерешенность этой проблемы дает хлеб. Но хотелось бы, чтобы аудитория знала: эта проблема инструментальная, решаемая, и наш президент сказал, как ее решить", напомнил Юрий Михайлов.

ВИДЕО

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Alp Arslan 22 Марта 2015г.
Ответить

Третьяков дешевый "патриот" которого "бортанули" "небожители" вот крыса и подалась в псевдопатриотизм, у таких уродов только один ответ на проблему, чуть что "а зачем они едут", да не твое свинья дело куда и зачем они едут, разберись для начало со своим "руССким миром"!

Alp Arslan 22 Марта 2015г.
Ответить

Эти мрази доиграются с "термином" "исламский терроризм", безбожники сами придумали, сами и обсуждают, обсуждайте лучше свою культурную помойку, мурдары!!!!!!!

miller007 20 Марта 2015г.
Ответить

Во имя Аллаhа - Милостивого, Милосердного! 1. Горе обвешивающим, 2. которые требуют дать им сполна, когда люди отмеривают им, 3. а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон.

Яндекс.Метрика