Этика взаимоотношений с родственниками

«Не тот поддерживает (родственные связи), в ответ на поддержание связи с ним; (по-настоящему) поддерживает их тот, с кем эти связи порывают, а он всё равно их поддерживает»

«Не тот поддерживает (родственные связи), в ответ на поддержание связи с ним; (по-настоящему) поддерживает их тот, с кем эти связи порывают, а он всё равно их поддерживает»

Теги:





0
12 Июня 2015г. (24 Шабан)
Природа человека и его инстинкты склоняют его к объединению с другими людьми, взаимодействию с ними и установлению с ними близких теплых отношений.

Это и то, к чему призывает ислам, установив между людьми тесные социальные взаимоотношения, и сильные духовные связи.

Организовав эти взаимоотношения, ислам тщательно структурировал их, определив виды этих связей и количество обязанностей в отношении их. И первое, с чего начал – это установление связи человека с самыми близкими людьми, с его родителей, велев установить доброе отношение к ним, уважение и подчинение им. Далее перешел к установлению связи между супругами и сделал основой этих отношений любовь и взаимоуважение, выполнение своих обязанностей по отношению друг к другу и уважение и соблюдение прав каждого из них. Далее перешел к связи с детьми, сделав основу этих отношений в уходе, добром отношении, заботе и хорошем воспитании со стороны родителей, с соблюдением одинаково доброго отношения ко всем детям и равенства между ними. Потом перешел к связи между братьями и сестрами, велев младшим уважать старших, а старшим проявлять милосердие и благосклонность по отношению к младшим. А также установил родственные связи между родными и близкими людьми и велел поддерживать с ними добрые отношения, посещать их, оказывать им поддержку и помощь, ведь близкие родственники больше всего заслуживают доброго и уважительного отношения к ним, чем другие люди.

Далее связи расширились и включили в себя доброе отношение к друзьям и товарищам. Ислам установил по отношению к ним обязанности, не забыв и о связи с соседями, определив человеку уважительное отношение к ним и оказание им помощи и соблюдение их прав.

Работа над возвышением этого общества является основой этих связей. Более того, ислам расширил эти связи до уровня государства и нации и установил основу этих отношений в работе над послушанием и подчинении, взаимоуважении, соблюдении общих правил, защите Родины и любви ко всем ее членам, представителям этой нации, и сотрудничеству с каждым из них, чтобы тем самым возвысить статус своей Родины, общины и нации в целом.

Всевышний Аллах сказал:
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха». Коран: (3:110)

Таким образом, разновидностей связей много, и некоторые из них мы уже затрагивали, но в данной теме «Этики связей и взаимоотношений» мы затронем только узкий круг этих видов, таких как: родственная связь, взаимоотношения с соседями, отношение к больным и отношение к мертвым.

Этика родственных взаимоотношений

1 – Посещение родственников, забота о их положении, поддерживание с ними родственных связей в надежде на довольство Господа и его награду.

Всевышний Аллах сказал:
«И давай (о, верующий) (своему) родственнику его право [поддерживай с ним родственную связь, давай милостыню,…], и (также давай из средств закята и добровольной милостыни) бедняку, и путнику». Коран: (17:26)

А также Всевышний сказал:
«Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами». Коран: (4:1)

2 – Следует остерегаться порывания родственных связей, малого уделения внимания поддержанию хороших и добрых отношений с родными по причине погони за мирскими благами и погружения в мирсую суету.
Всевышний Аллах сказал: «И может ли случиться так, что, если власть будет принадлежать вам, то станете вы распространять нечестие по земле и порывать родственные связи? Таких Аллах проклял и лишил слуха и ослепил их взоры». Коран: (47:22-23)

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний создал все творения, когда же Он завершил это, (со своего места поднялась) родственная связь и сказала: «Это – место того, кто прибегает к защите Твоей от разрыва». (На это) Он сказал: «Да, так удовольствуешься ли ты тем, что Я буду поддерживать связь с теми, кто станет тебя поддерживать, и порву с тем, кто будет порывать тебя?» – и она сказала: «Да». (И тогда) Он сказал: «Так тому и быть».

(Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что) потом Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
– Если желаете, прочтите (аяты, где сказано): «И может ли случиться так, что если власть будет принадлежать вам, то станете вы распространять нечестие по земле и порывать родственные связи? Таких Аллах проклял и лишил слуха и ослепил их взоры» .

А также Пророк Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Родственные связи непрерывно связаны с Всемилостивым, (поэтому) Аллах сказал: “Я буду поддерживать связь с тем, кто станет тебя (родственную связь) поддерживать, и порву с тем, кто разорвёт тебя”» .

Джубайр ибн Мут’ым, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Не войдёт в Рай порывающий родственные узы» .

А также Пророк Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал
«Пусть тот, кто желает, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён, поддерживает родственные связи».
А также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Аллах, Благословен Он и Величественен, сказал: “Я – Всемилостивый (Ар-Рахман), и Я создал родственную связь (рахима), которой Я дал имя производное из Своего имени. И тот, кто будет поддерживать ее, с тем Я буду поддерживать связь, а кто же будет ее порывать, с тем и Я порву связь”» .

3 – Поддержание родственных связей должно выражаться и в том, чтобы увещевать своих родных и близких, делать наставления заблудившимся из них, призывать к праведности грешащих из них, напоминать тем, кто проявляет небрежность и беспечность, подвигать сбившихся к пути Аллаха к поклонению Всевышнему, выполнению своих обязанностей пред Ним и оставлению совершения грехов.
Всевышний Аллах сказал:
«И предостерегай (увещевай) своих ближайших родственников!» Коран: (26:214)

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «После ниспослания того айата, (в котором говорится): «И предостерегай (увещевай) своих ближайших родственников…» [Сура «Поэты»: 214 аят] , Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, созвал к себе курайшитов, а когда они собрались, стал обращаться как ко всем (собравшимся вместе), так и к некоторым из них лично, говоря: «О бану ‘Абд шамс, о бану Ка‘б бин Луайй, спасайтесь от огня! О бану Мурра бин Ка‘б, спасайтесь от огня! О бану ‘Абд Манаф, спасайтесь от огня! О бану Хашим, спасайтесь от огня! О бану ‘Абд Аль-Мутталиб, спасайтесь от огня! О Фатима, спасайся от огня! Поистине, никак не смогу я (защитить) вас от Аллаха, однако (меня) связывают с вами узы родства, и я обязательно буду поддерживать их (и впредь)!» .

4 – Поддержание родственных связей должно выражаться и в финансовой поддержке родственников, находящихся в трудном положении и нуждающихся в этой помощи. Тот, кто помогает близким, поддерживая их материально, получает огромную награду от Аллаха, награду за поддаржание родственной связи и награду за милостыню.
От Анаса, да будет доволен им Аллах, передается, что: «Из всех ансаров Абу Тальха владел в Медине наибольшим количеством финиковых пальм, а больше всего из его имущества он любил находившуюся напротив мечети «Байруху», куда часто заходил Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы испить там хорошей воды».

Анас сказал:
– А после того, как был ниспослан этот аят: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите …» (Коран:«Семейство Имрана»: 92 аят), Абу Тальха подошёл к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, Всевышний Аллах сказал: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите …», а самым любимым для меня из принадлежащего мне имущества является «Байруха», так пусть же она станет пожертвованием ради Аллаха, я же надеюсь, что благодаря ей обрету благочестие, и это будет моим накоплением у Аллаха. Используй её, о Посланник Аллаха, по своему усмотрению». И Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Прекрасно! Это имущество принесёт доход, оно обязательно принесёт доход! Я слышал твои слова и, поистине, я считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким». Абу Тальха сказал: «Я сделаю это, о Посланник Аллаха», а потом разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди» .

5 – Не следует отвечать на зло равноценным злом и на плохое отношение к себе таким же плохим отношением, не следует порывать родственной связи с теми, кто порвал или старается порвать ее с вами, не следует ожидать ответного добра на проявленное доброе отношение, как и ответного визита на нанесенный визит или посещение.
Всевышний Аллах сказал:

«И те, которые поддерживают то, что приказал Аллах поддерживать [родственные связи и хорошее отношение к бедным], и страшатся своего Господа (когда совершат грех), и боятся плохого расчета (в День Суда) (что им не будут прощены их грехи)».
Коран: (13:21)

Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказал, что:

«Один человек (пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха) и сказал ему: “О Посланник Аллаха! У меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, а они порывают их со мной, я делаю им добро, а они причиняют мне зло. Я проявляю кроткость в отношении них, а они невежественно ведут себя по отношению ко мне”. (На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если дело действительно обстоит так, как ты сказал, это подобно тому, что ты наполняешь их рты горячей золой, и пока ты не перестанешь поступать так, с тобой будет помощник от Аллаха против них”» .

А также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Не тот поддерживает (родственные связи), в ответ на поддержание связи с ним; (по-настоящему) поддерживает их тот, с кем эти связи порывают, а он всё равно их поддерживает» .

7 – При посещении родственников следует остерегаться оставаться наедине с посторонними женщинами, даже если это двоюродные сестры, и нельзя здороваться с ними за руку. Также не стоит забывать о этике нахождения в гостях, следует потуплять взор и следить за тем, что говорит язык, оберегая его от пустословия и всего запретного.

Всевышний Аллах сказал:
«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят».
Коран: (24:30)

Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что он слышал, как однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Пусть мужчина ни в коем случае не остаётся наедине с (посторонней) женщиной, если с ней не будет близкого родственника» .

От Укбы ибн Амира, да будет доволен им Аллах, передается, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Пусть никто из вас ни в коем случае не входит к посторонним женщинам!» Один мужчина из ансаров спросил: «О Посланник Аллаха, а как насчет близкого родственника мужа? » Он сказал: «Близкий родственник – это смерть! »

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика