Этикет похорон (соболезнование)

Могила
1 – Когда до вас доходит весть о гибели или смерти кого-либо, то следует произнести мольбу за этого человека.
Абдулла ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Смерть (внушает) страх, и если до кого-либо из вас дойдёт известие о смерти его брата (мусульманина), пусть скажет: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему мы вернёмся и, поистине, вернёмся мы к нашему Господу. О Аллах, запиши его у Себя как одного из творивших добро и помести запись (о делах) его в «‘иллийун» , и замени его для (членов) его семьи, которые останутся после него, и не лишай нас награды за него, и не подвергай нас испытаниям после него! /Инна ли-Лляхи, ва инна иляй-хи раджи‘ун, ва инна иля Рабби-на ля-мункалибун. Аллахумма-ктуб-ху ‘инда-кя фи-ль-мухсинина, ва-дж‘аль китаба-ху фи ‘иллийина, ва-хлюф-ху фи ахли-хи фи-ль-гъабирина, ва ля тахрим-на аджра-ху, ва ля тафти-на ба‘да-ху!»

2 – Семье умершего следует оказывать всяческую помощь, помогать им подготавливать тело к захоронению, нести его на кладбище и хоронить его. За покойного следует совершить похоронную молитву, и далее проследовать с похоронной процессией до кладбища и присутвовать при предании тела умершего земле и при его захоронении.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Поистине, тот, кто примет участие в похоронах мусульманина, храня веру и надеясь на награду Аллаха, и останется с ним до совершения заупокойной молитвы и завершения погребения, вернётся назад с наградой в два карата, каждый из которых будет подобен (горе) Ухуд, а тот, кто совершит по нему молитву и вернётся до погребения, вернётся с наградой в один карат».

3 – При погребении тела умершего желательно произнести проповедь для присутствующих, увещевая их и напоминая им о скоротечности жизни и неизбежном исходе их жизненного пути, о том, что предстоит им после смерти и чем следует запасаться для жизни вечной.
Также после завершения похорон следует произнести мольбу за умершего.
Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что:



«Однажды мы присутствовали на похоронах в Баки-Аль-Гъаркад, и к нам присоединился Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он присел, и мы уселись вокруг него. У него была маленькая палка, и он, опустив голову, начал ковырять палкой в земле. (Через какое-то время) он сказал: “ Среди вас нет никого, ни единой души, которой не было бы предписано ее место в Раю или Огне, ее счастье или несчастье”. Один мужчина спросил: “Посланник Аллаха, не стоит ли нам положиться на то, что предписано нам, и перестать трудиться?” Он ответил: “Тот, кто принадлежит к числу счастливых, будет совершать деяния тех, кто будет счастлив, а тот, кто принадлежит к числу несчастных, будет совершать деяния тех, кто будет несчастен”. Он сказал: “Трудитесь, ибо каждому из вас облегчается путь (к тому, для чего он был сотворен). Тому, кто принадлежит к числу тех, кто будет счастлив, облегчаются деяния тех, кто будет счастлив, а тому, кто принадлежит к числу тех, кто будет несчастен, облегчаются деяния тех, кто будет несчастен”. Потом он прочел (из 92 суры: Ночь: 5-10 аяты): «Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему»» .

Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что:

«После завершения погребения покойного Пророк, мир ему и благословение Аллаха, (какое-то время) стоял у его (могилы) и говорил: «Молите Аллаха для вашего брата о прощении его грехов и просите для него стойкости, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы» .

4 – Для того, чтобы не обременять близких усопшего, при выражении соболезнования после похорон нежелательно задерживаться и садиться, тем самым обязывая их подать вам угощение. Наоборот, желательно, в меру возможности, ухаживать за семьей покойного и готовить им пищу и кормить их, так как им в этом состоянии и трудном для них времени некогда будет готовить себе пищу и заниматься посторонними делами, избавляя их от домашних хлопот в течение первых дней.
Абдулла ибн Джафар ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда дошли вести о смерти Джафара, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Приготовьте еду для семьи Джафара, к ним явилось то, что будет занимать их».

5 – После утраты близкого родственника люди нуждаются в поддержке своих друзей и близких, особенно в первые часы, поэтому не стоит откладывать на потом выражение своих соболезнований семье покойного и оказания им моральной поддержки.
6 – Выражать слова соболезнования семье усопшего следует любыми добрыми словами, словами поддержки и молитвами, которые могут утешить их, главное, чтобы слова соболезнования не переходили границ дозволенного и не содержали неподобающего мусульманину и его вере смысла.
Можно произнести мольбу для семьи усопшего, сказав в ней:



«Пусть Аллах увеличит вашу награду и даст вам терпения, и простит вашего умершего (близкого вам человека)».

7 – Семье и близким умершего следует дать доброе наставление, утешая их, напоминая им о том, что нужно проявлять терпение и довольство предопределением Аллаха и Его решениями, за которые они будут вознаграждены. А также следует предостеречь их от того, чтобы они в своем трауре по усопшему не переходили границ дозволенной скорби, не кричали, не рыдали громко, не хлопали себя по щекам и т.д., а также следует разъяснить им, что они должны делать в такой ситуации, и чем они могут помочь покойному.

Усама ибн Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:



«Когда мы были у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, одна из дочерей Пророка, мир ему и благословение Аллаха, послала к нему (человека), чтобы пригласить его к себе и сообщить ему о том, что её мальчик (или: её сын) находится при смерти. И (Пророк, мир ему и благословение Аллаха), сказал этому посланцу: «Вернись к ней и скажи, что Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, а потому вели ей проявлять терпение и надеяться на награду Аллаха» .

Всевышний Аллах сказал:

«Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: "Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся". Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем».
Коран: (2:155-157)

8 – Во время выражения соболезнования и нахождения в доме семьи и родственников умершего следует оставить все пустые разговоры, шутки, улыбки и проявление безразличия к горю, постигшему эту семью, ведь все это является признаками черствости сердца. Ведь тот человек, которого не заставляет задумываться смерть людей, и он не извлекает для себя уроков и не поддается назиданиям при виде смерти, не сможет извлечь уроков для себя уже ни из чего другого.
9 – Соблюдение траура по умершим не должен превышать трёх дней, однако траур более трёх дней должна соблюдать женщина, у которой умер муж, в этом случае траур соблюдается ею на протяжении всего срока идды, который длится 4 месяца и 10 дней со дня смерти мужа..
Всевышний Аллах сказал:

«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения положенного им срока, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой разумным образом. Аллах ведает о том, что вы совершаете»
.Коран: (2:234)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Не разрешено женщине, которая верит в Аллаха и в Судный День, находиться в трауре по покойному более трёх дней, кроме мужа, (траур по нему) четыре месяца и десять дней» .

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика