Этикет сна

Сон схож со смертью
Сон  – это последняя «станция», на которой сходит «пассажир», проделавший свое дневное путешествие. Дома он отправляется в тихое, уютное и темное место, и вверяет свою душу её Создателю, который возлагает на себя ее охрану и заботу о ней, выполнение её дел и работу ее систем.

Всевышний Аллах сказал:

«По милости Своей Он сотворил для вас ночь и день, чтобы вы отдыхали во время нее и искали Его милость; быть может, вы будете благодарны». Коран (28:73)

Сон является знамением, указывающим на величие Аллаха и слабость человека. Не было бы сна, и мышцы человека утомились бы, нервы парализовались бы, а артерии полопались бы. Поэтому сон является отдыхом для организма человека, подготовкой к его активности и подзарядкой его сил, и является благом и пользой для него, по милости Аллаха.

Всевышний сказал:

«И сделали ваш сон отдыхом, и сделали ночь покрывалом, и предоставили день для дел житейских». Коран (78:9-11)

Сон схож со смертью – он лишает чувств и сознания, оставляя тело почти неподвижным, в котором есть только лишь бьющееся сердце, колеблющаяся душа и бегающая по кровеносным сосудам кровь, подчиненные могуществу Единого, Всемогущего Аллаха.

Во всем и вся есть знамения, указывающие на Его Единство.

У сна есть формы и его меры, есть исламские нормы этики и пророческие сунны, которые мы сейчас упомянем:

1 – перед сном следует совершить малое омовение и совершить, по возможности, ночную дополнительную молитву, завершив ее вытром (нечетным числом). А в момент, когда телом овладевает сон, тело должно быть в ритуальной чистоте, и соответствующие молитвы и поминания Аллаха должны быть уже прочитаны.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Тот, кто уляжется в свою постель чистым (в состоянии ритуальной чистоты), поминая Аллаха до тех пор, пока не уснет, и будет просить у Аллаха, о каком-либо из благ мирской жизни или же мира иного, не пропуская ни одного часа ночи, то Аллах непременно даст ему его» [1]

2 – Перед сном следует сделать себе отчет о том, что было совершено за прошедший день, и покаяться за все совершенные грехи и проступки.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Тому, кто, укладываясь в постель, трижды скажет: “Прошу прощения у Аллаха, Живого, Вечносущего, помимо Которого нет иного бога, и приношу Ему своё покаяние”, Всевышний Аллах простит его грехи, даже если они будут подобны морской пене или песку в (пустыне) «‘Алидж», или если их будет столько же, сколько листьев на дереве, или столько же, сколько дней просуществует этот мир»[2].

3 – Перед сном  так же следует прочитать аят «Аль-Курси» и три последние суры Корана: Аль-Ихляс, Аль-Фалякъ и Ан-Нас.

От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что:

«Каждую ночь укладываясь в постель, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, соединял кисти рук (поворачивая ладони к себе), потом поплёвывал на них и читал (суры): “Искренность”, “Рассвет” и “Люди”, а потом проводил ладонями по всему своему телу, куда только мог дотянуться, начиная с головы, лица и всей передней поверхности тела, и он делал это трижды»[3]

4 – Перед тем, как лечь в постель, следует встряхнуть покрывало и простыню, чтобы быть спокойным, что на ней нет насекомых и т.п., а потом лечь на правый бок, сторонясь вытягивать ноги в сторону киблы, и прочитать соответствующую мольбу из приведенных в Сунне.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Когда кто-нибудь из вас захочет лечь в постель, то пусть отряхнет её внутренней стороной своего изара, ибо он не знает, что может оказаться (на его постели) после того, (как он встал,) а потом скажет: «С именем Твоим, Господь мой, я улёгся на бок, и с именем Твоим я поднимусь. Если Ты заберёшь мою душу, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов!»[4]

5 – Не стоит искусственно нагонять на себя сон и ложиться в постель раньше, чем захочется спать.

6 – Следует приучать себя раньше ложиться спать, чтобы раньше просыпаться, чтобы заботиться об активности в совершении поклонений и молитвы. Такой режим также советует и медицина.

Всевышний Аллах сказал:

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой…» Коран (32:16)

Аиша, да будет доволен ею Аллах, когда ее спросили, о том, «какова была молитва Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ночью?», сказала:

Он спал первую часть ночи, потом поднимался и выстаивал в молитве остальную ее часть, а потом возвращался в постель».[5]

7 – Нужно сторониться спать голым и раскрытым, поэтому на время сна следует надевать удобную одежду, скрывающую аврат. И каждый из спящих должен укрываться отдельным одеялом.

8 – Мальчики должны спать в отдельной комнате от девочек.

9 – Следует сторониться сна на животе, потому что это вредно для здоровья, для тела, и духовно.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидев человека, лежавшего на животе, сказал ему:

«Поистине, такое лежание ненавистно Аллаху»[6].

А также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Так ложатся обитатели огня»[7].

10 – Каждый раз при пробуждении ото сна следует поминать Аллаха.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

"Если человек проснётся ночью и скажет: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть и Ему хвала; Он Всёмогущ; хвала Аллаху; слава Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик; нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха», а потом скажет: «О Аллах, прости меня!» Или же обратится к Аллаху с (какой-нибудь)  мольбой, то на его мольбу будет отвечено, а если он совершит омовение и помолится, то его молитва будет принята»[8].

11 – Не стоит спать долго, более восьми часов, чтобы не тратить свою жизнь на сон.

12 – Перед сном следует потушить или выключить источники света и огня, закрыть двери и окна и прикрыть посуду с едой и сосуды с водой и питьем.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Когда будете ложиться спать, гасите светильники, закрывайте двери, завязывайте горлышки бурдюков и прикрывайте еду и питье»[9].

13 – Если был увиден хороший, благой сон, то следует проявлять радость, ожидая его доброго исхода, и просить у Всевышнего Аллаха его блага, а также можно рассказывать этот сон близким и дорогим людям. Но если же сон был дурным, то следует обращаться за защитой к Аллаху, не усматривая в нем плохого исхода, и просить Всевышнего отдалить от его зла.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Если кто-нибудь из вас видит такие сны, которые ему нравятся, (это значит, что) они только от Всевышнего Аллаха, так пусть же он восхваляет Аллаха за них, и рассказывает о них».

  В другой версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

 «…и пусть не рассказывает о них никому, кроме тех, кого любит. А если он увидит нечто иное, и что ему не нравится, то это – только от Шайтана, пусть же он обращается за защитой (к Аллаху) от их зла и никому не рассказывает о них, и тогда они не повредят ему»[10].

А также Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«А кто увидит что-либо, что ему не понравится, то пусть никому это не рассказывает и пусть встанет и помолится»[11].

14 – Если мучает бессонница или же был испуг во сне и одолевает беспокойство, то в этом случае следует совершить омовение и молитву и обратиться к Аллаху за защитой от Его гнева и зла его творений и наущений Шайтана, произнеся соответствующую мольбу из Сунны Пророка, мир ему и благословение Аллаха:

«Прибегаю к совершенным словам Аллаха за защитой от Его гнева, от зла Его рабов, от наущений шайтанов и от того, чтобы они являлись ко мне»[12].

 [1] Этот хадис со слабым иснадом приводят Ат-Тирмизи и Ибн Сс-Сунний в «‘Амаль аль-йаум ва ал-лейля». Шейх Аль-Албани назвал этот хадис слабым в «Даи’ф аль-Джами’ ас-сагъир», «Мишкат аль-масабих» и «Да’иф Сунан Ат-Тирмизи», однако назвал его хорошим в «Аль-Калиму ат-таййиб»  из-за подкрепляющих его хадисов «Сахих ат-таргъиб ва ат-тархиб». По этой же причине назвал его хорошим и хафиз Ибн Хаджар в «Аль-футухат ар-раббаниййа». Также хорошим назвал его Салим Аль-Хиляли, но без слов «поминая Аллаха до тех пор, пока не уснет», так как, по его мнению, эти слова не имеют подкрепляющих свидетельств, из-за чего они являются слабыми. См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадис китаб аль-Азкар».

[2] Приводит Ибн Хаджар в «Хидаят ар-руват» и в «Тахридж аль-мишкат аль-масабих» и Ат-Тирмизи. Аль-Албани посчитал этот хадис слабым.

[3] Текст хадиса согласован.

[4] Текст хадиса согласован.

[5] Приводит Аль-Бухари.

[6] Приводит Абу Давуд.

[7] Приводит Ибн Маджа.

[8] Приводят Аль-Бухари, Абу Давуд и Ат-Тирмизи.

[9] Приводит Аль-Бухари.

[10] Приводит Аль-Бухари и Муслим. Текст хадиса согласован.

[11] Приводит Аль-Бухари.

[12] Приводят Ахмад, Абу Давуд и Ат-Тирмизи.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика