Финансовый столп ислама

Третий столп: закят

Закят часто переводят как «благотворительный налог». По определению, это известная доля от собственности или годовой прибыли, которая поступает на нужды бедных. Согласно Корану (9:60), существует восемь категорий людей, имеющих право на получение закята: (1) бедные, (2) неимущие, (3) сборщики закята, (4) те, чьи сердца готовы принять ислам (5) захваченные в плен (для выкупа их свободы, (6) несостоятельные бедняки, (7) те, кто радеют на пути Всевышнего, и (8) путники.

Правила распределения и расчет величины закята весьма сложны. В зависимости от характера собственности и условий ее приобретения он может колебаться в пределах 2,5-10% от совокупного дохода его плательщика.

Изначальное значение слова «закят» – «чистота». Основная идея закята заключается в том, что люди «очищают» свое богатство жертвуя его часть Богу. Точно так же, как омовение очищает тело, а намаз (салят) душу, закят очищает собственность и делает ее угодной Творцу.

Закят имеет очевидное социальное значение. Очищение собственности одного человека происходит путем помощи другим. Чтобы заплатить закят, человек должен выяснить имущественное положение своих соседей и узнать, кто из них нуждается.

Салят, как и закят, тоже имеет социальное значение, но салят следует совершать непременно самому, творить его совместно с другими необязательно. Закят же, напротив, возможен только как социальное взаимодействие. Человек не может оделять закятом самого себя.

Выплата закята зависит не только от имущественного положения его получателя, но и от состояния дел у самого плательщика. Другими словами, закят платят лишь те, кто отвечает всем необходимым условиям. За год они должны иметь какой-то годовой доход и получить прибыль, в противном случае закят не платится. Если, несмотря на ограниченность в средствах, некто всё же занимается благотворительностью, это похвально, но обязательным закятом не является, поскольку требования последнего не соблюдаются.

Описанный подход к закяту — типичный пример расстановки приоритетов в исламе. Некоторые вещи, такие как шахада и ритуальная молитва, совершенно обязательны. Другие зависят от обстоятельств, как, например, закят. То, что совершенно необходимо, относится к человеку, ведь именно сам человек предстанет перед Богом. То же, что второстепенно, распространяется на общество, поскольку человек не всегда отвечает за те или иные социальные обстоятельства.

Одним словом, это означает, что ислам предлагает мусульманам сперва навести порядок в собственном доме, и только после этого им следует смотреть на дома других людей — сообразно предписаниям, заповеданным Богом.

Коротко говоря, первейшая задача — установить правильные отношения с Богом, и начинать необходимо с человека. Здоровое общество может существовать, когда здоровы его члены. Объектом главного внимания становятся отдельные люди, из которых общество и складывается. Но их религиозное благополучие требует, чтобы они принимали на себя некую долю социальной ответственности. Как сказал Пророк, «человек, который женится, исполняет половину своей религии» (Aл-Газали. Ихйа 2:44; мм 660), ибо семья является основополагающей ячейкой общества. Если в семье сохраняется здоровый дух, а это зависит от духовного здоровья ее членов, — общество может оставаться здоровым.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий