Ганнуши об экзистенциальных проблемах для всей уммы

Шамиль Султанов
Представляем вниманию вступительное слово кандидата исторических наук, политолога, президента аналитического центра "Россия – Исламский мир" Шамиля Султанова к изданной накануне в Москве книги известного исламского мыслителя, политика и богослова Рашида аль-Ганнуши под названием «Ислам и демократия: преодолевая предрассудки».



В публикуемых текстах Рашида Ганнуши, один из наиболее известных сегодня мусульманских интеллектуалов и исламских политических деятелей, обсуждает целый спектр действительно экзистенциальных проблем для всей уммы – соотношение требований религии и технократического общества в современном мире, Ислам и противоречия современного плюралистического социума, демократия как «власть народа» и Ислам как «власть от Аллаха», права человека и мусульманская религиозная традиция, партийная структура общества и вызовы для единства уммы и т.д.

«Времена не выбирают, в них живут и умирают!» Весь мир, так или иначе, в настоящее время вступает в новую цивилизационную фазу, которая формируется результатами и достижениями т.н. революции шестого технологического этапа. Уже начались грандиозные перемены, и всего лишь через тридцать лет наши дети и внуки будут жить в совершенно ином цивилизационном социуме, с иными системами потребностей, интересов и ценностей. В XXI веке главным ресурсом является не промышленный потенциал с его заводами и фабриками, не запасы нефти и газа, не финансы и банки, не размеры территории и количество вооруженных сил, а «качество человеческого капитала» – количество творческих индивидов и групп, способных не только продуцировать все более новые, конкурентоспособные креативные идеи и решения, но и реализовывать их.

В какой степени умма осознает те угрозы и риски, которые идут из будущего, в какой степени умма готова ответить на эти беспрецедентные вызовы? Именно государства, государственные формы Исламского мира несут особую ответственность за ответы на эти вопросы.

У.Черчилль однажды сказал: «Демократия – плохая форма правления, но ничего лучшего человечество не придумало». Конечно, многие мусульмане не согласятся со словами бывшего британского премьер-министра. Однако факт остается фактом: сегодня наиболее развитые страны в мире – это государства с демократическими формами правления. Для примера: в свое время, когда системный принцип шура был повсеместно распространен в мусульманском социуме, именно Исламский мир находился в авангарде цивилизационного развития.

Р.Ганнуши собственно и акцентирует этот момент: демократия, прежде всего, не формальная власть большинства, а гарантия защиты прав меньшинств, иначе говоря, правовая гарантия системного плюрализма, в котором нуждается каждое развивающееся общество.

В социальном, технологическом, экономическом, политическом контекстах Исламский мир сегодня отнюдь не является лидером развития человеческого капитала. Даже наоборот. И проблема не в мусульманских личностях. Известны сотни примеров, когда ученые-мусульмане в самых различных сферах науки и социальной жизни приобретали всемирную известность, именно после того, как они оказывались в условиях плюралистического социума. Жесткая ригидность, закрытость для новых творческих идей и решений, и, как следствие, растущая отсталость очень многих деспотических, тиранических режимов в Исламском мире – это факт, который вряд ли требует особых доказательств.

Р.Ганнуши косвенно, подспудно доказывает, что демократия – это набор определенных полезных процедур, которые важны именно для социально-политической коммуникации, для стимулирования системного прогресса всего народа. Также, как и признание прав человека, прежде всего, с учетом нынешних глобальных вызовов, прав творческой личности на самовыражение. Более того, в определенной степени Рашид Ганнуши здесь искусно играет особую роль интеллектуального провокатора. Он, обращаясь к скептически настроенной мусульманской аудитории, словно говорит: если вы не согласны с теми или иными постулатами классической западной демократии, прекрасно, тогда вы должны неким образом трансформировать и модернизировать наш великий принцип шура, приспособив его к реалиям сегодняшнего дня. Или же создать принципиально новую креативную модель мусульманской государственной власти, способную преодолеть вал угроз, которые надвигаются как цунами на миллиардную умму из будущего.

Конечно, проблемы взаимоотношения эффективного государства и данного социума, обеспечения контроля общества над государственной бюрократией, действенных демократических гарантий меньшинств, реального обеспечения прав мусульманской личности от мерзостей государственных институтов, сохранения четкого баланса различных ветвей власти в каждой конкретной ситуации гораздо сложнее и драматичнее, чем это описывается в различных конституциях, законах и учебниках.

Например, в современном Исламском мире три государства – Турция, Иран и Малайзия – демонстрируют достаточно устойчивые темпы экономического и технологического развития. В каждой из этих стран важную роль играют демократические правила и процедуры. Однако эти демократические нормы являются своего рода внешним обрамлением тех невидимых на первый взгляд принципов и механизмов, которые придают устойчивость и стабильность государственным системам в этих странах. Иначе говоря, в каждой из этих стран существует свое особое т.н. «глубинное государство», которое отвечает за безопасность и общее развитие. Система же демократических норм и процедур является своего рода механизмом обеспечения каждодневного контроля уммы не только над формальными государственными механизмами, но и над структурами «глубинного государства». Отсюда относительная устойчивость и эффективность этих трех стран на фоне остальных многочисленных негативных примеров.

Рашид Ганнуши не выступает в своих текстах, публикуемых здесь, в роли скучного и надоедливого ментора, а, скорее, является алимом, который умело и «демократично» ведет очень сложную дискуссию по проблеме, от решения которой зависит будущее Исламского мира и всей глобальной уммы.

Автор: Шамиль Султанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

странник 24 Августа 2018г.
Ответить
-4

"..в свое время, когда системный принцип шура был повсеместно распространен в мусульманском социуме, именно Исламский мир находился в авангарде цивилизационного развития." "..тогда вы должны неким образом трансформировать и модернизировать наш великий принцип шура, приспособив его к реалиям сегодняшнего дня." \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ То он восхваляет "принцип шура",то сам же пишет,что его нужно "трансформировать и модернизировать".Сам не знает чего хочет.

Руслан 24 Августа 2018г.
Ответить

Книгу можно купить по адресу: Казань ул. Парижской Коммуны 10/72

Яндекс.Метрика