Top.Mail.Ru
0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Гротескный татарский ислам

"Аш" в Тобольске. Фото автора

Теги:

13
08 Апреля

Современные татаро-мусульманские традиции довольно своеобразны и их национально-бытовое воплощение может выглядеть весьма забавным - если уметь невинно забавляться, как я.

Сразу следует оговориться, что от региона к региону имеются небольшие отличия, которые, впрочем, абсолютно не влияют на общую картину. Поэтому рассмотрим проблему на примере Тюменской области.

Мусульмане региона, как и их собратья из других уголков мира, соблюдают основные обряды, предписанные исламом и в отношении которых у мусульман нет разногласий. Это, прежде всего, касается таких праздников, как: Курбан-байрам, Ураза-байрам и никях. И, как это обычно бывает с религиями в повседневности, базовые человеческие страсти сплетаются с такой же базовой потребностью в той или иной форме причастия к духовной жизни. Здесь мы попытались показать, как преломляется в сибиро-татарском постсоветском быту религия, взросшая в песках Аравии почти полторы тысячи лет назад…

Начнем с главного праздника жертвоприношения. На Курбан-байрам люди собираются в мечети, будь то город или деревня. Соблюдающие совершают намаз, остальные сидят и смотрят на молящихся. После чего все делают дуа (обращение к Богу с требами) и дают садака в мечеть. Затем народ расходится и собирается в кружки по интересам: салафиты с салафитами, не салафиты с не слафитами, выходцы из средней Азии друг с другом по диаспорам, люди «бабайского» ислама вперемешку – т.е. включают в себя соблюдающих бабушек и дедушек, не очень соблюдающих людей среднего возраста, татарскую поросль, которую в мечеть в основном проводят люди старшего поколения. Вишенкой на торте сих меджлисов является имам.

Подобные конфигурации собираются не только по большим праздникам. Собрание с имамом, которое называется характерным термином «Аш» (Трапеза), созывается по самым разным поводам. Например: поминание умерших, рождение ребенка и его имянаречение, переезд в новое жилье, отправление в армию, день рождение или, в конце концов, поминание Аллаха, чтобы замолить грехи и отдать дань традиции. На «ашах» принят следующий регламент: хозяева до прихода муллы накрывают стол, а когда он приходит, люди рассаживаются (если народу много, сначала пускают старших, в основном мужчин). После он приветствует всех и начинает делать дуа (хозяева заранее говорят, за кого помолиться) окружающие тоже делают дуа (просто характерно поднимают руки в данном случае), затем мулла читает Коран. Стоит заметить, что имам и часть гостей весьма искренне молятся за хозяев стола и за их родственников. После, хозяева раздают садака (милостыню). Мулле полагается больше всего. Гостям дают по мелочи – 20-30 руб. в среднем, а маленьким детям рублей по 5-10, что, кстати, очень радует малышей (суммы садаки варьируются в зависимости от благосостояния того или иного региона).

Исполнив основную ритуальную часть, которая для некоторых является лишь увертюрой к пиршеству, все начинают увлеченно есть. На таких мероприятиях накрывают весьма изобильный и аппетитный стол, главным блюдом которого является конечно же наваристый суп. По ходу дела мулла может рассказывать какие-либо назидания и наставления. Люди, как правило, едят и кивают, но большинство воспринимают это как необходимость, подобно тюбетейки. Мулла иногда тоже, когда понимает, что в принципе исполнил свой долг, сделав вагаз перед трапезой. Но поскольку он ощущает ответственность за их заблудшие души, то иногда начинает сурово осуждать неправедный образ жизни и даже горячиться, вследствие чего может завязаться дискуссия, в ходе которой среди гостей обнаруживаются ярые атеисты-коммунисты из прошлой эры, которые с неприязнью относятся ко всей религиозной риторике. И здесь возникает вопрос: а зачем они пришли и усердно говорят аминь?  После трапезы народ еще раз делает дуа и на этом обряд заканчивается.

Теперь - небольшое наблюдение о бракосочетании. Никях среди татар имеет скорее декоративно-прикладной характер к гражданской свадьбе. Проводится он в основном по настоянию старших. И не важно, являются ли молодожены этническими мусульманами, или один из них принадлежит к другой конфессии, из-за чего несчастному этническому православному (чаще всего это они) приходится на чудовищно ломанном арабском декларировать, что он верит в Аллаха и в то, что Мухаммад его раб и посланник. На таком никяхе не всегда увидишь особо нарядно одетую невесту и жениха. Зачастую она надевают более-менее длинную юбку и закрытую блузку, а он к опрятной синтетической футболке может подобрать вышитую бисером зеленую тюбетейку прадеда. Картина получается весьма гротескной.

Все же отрадно осознавать, что люди старшего поколения испытывают какое-то смутное душевное беспокойство перед Создателем, что побуждают своих чад перед сожительством (даже если до официальной свадьбы далеко) вступать в религиозный брак, тем самым снимая с себя ответственность за эту сферу. А также раз или два раза в год ходить в мечеть и устраивать меджлисы, с целью испрошения благословения Всевышнего для себя и своих близких. Остается лишь надеяться, что подобные мероприятия не будут проходить даром, как это кажется на первый взгляд. Кто знает, какие фразы имама могут оставить семя в душе человека, которое может прорасти в крепкое древо веры, основанной на знаниях и соблюдении божественных предписаний.

Автор: Диана Каримова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (13) Версия для печати

Добавить комментарий

Дидар
08 Апреля
Ответить

И впрямь гротеск

Амина
09 Апреля
Ответить

Ни уважением к старшим, ни хорошим воспитанием автор(ша), увы, не блещет

    ¿¿¿КАРАМБА??? ★★
    09 Апреля
    Ответить

    Зато, к сожалению, вполне соответствует уровню этого ссайта...

Хабибулин
09 Апреля
Ответить

Какую мысль хотела передать автор? Ерунда какая-то

Правдолюб
09 Апреля
Ответить

Вы и так написать не сможете! Кроме оскорбительной грубости от вас ничего не даждешся

Лиса Патрикеевна
09 Апреля
Ответить

Возможно, отчасти гротескное состояние мусульманской уммы на территории данной области мог кого-то покоробить, но в защиту автора скажу, что если людей с высшим образованием волнует уважение , либо же неуважение к лицам, старшим автора по возрасту, а не смысл статьи , возникает встречный вопрос об их компетентности в данной области как ученых.. ведь итогом любого знания должна являться истина, а не уважение и упоминание в статьях, в выгодном или не выгодном свете определенных групп людей.

Альфия
22 Апреля
Ответить

Автор 👎

Фидан
23 Апреля
Ответить

Как бы то не было, написана все как есть, только сравнение с гротеском не уместно, с детства нас окружали "люди «бабайского» ислама", учили добру и уважению к старшим, и по моему лучше такой ислам бабушек и дедушек, чем тот, который нам навязывают "истинные" знатоки ислама.

Рамиль
21 Апреля
Ответить

Ислам не может быть принадлежностью отдельных течений. В исламе главное это вера в аллаха, с определенными общими устоями и традициями каждого народа. Она должна быть более привлекательной и не загруженной реакционными обязательствами, не всегда возможными к исполнению, особенно молодежью и работающими гражданами. Иначе все это превращается в язычество где главным становится закостенелая театральность а не сама вера.

Талгат
20 Апреля
Ответить

Автор маленько опоздал. Современная башкирская молодежь больше склоняются к проведению никаха, вместо свадьбы. Во-первых стол накрывается по мусульманским канонам, сразу по после мечети. Присутствует мулла, все ведут себя скромно и сдержано. Потом отсутствие алкоголя. Молодые могут потом после никаха, сами собраться. Очевидная экономия денег.

Роза
20 Апреля
Ответить

"Гротеск", девочка услышала, видно, красивое словцо и решила им воспользоваться. "Поэтому рассмотрим проблему на примере Тюменской области." Не вижу никакой проблемы. А в чем проблема?
Люди такие интересные. То ли глупые, то ли бесшабашные? Аш, ну и что аш? Кому он опять бельмом в глазу? Диане Каримовой?
Ортодоксальной мусульманской веры придерживаться очень сложно. Тем более в наше время. И то, что мы сейчас имеем, то и имеем. И хорошо, что люди собираются на Аш. Все-таки, хоть какое-то понимание религии. А без нее куда? Ведь когда умирают родственники, все же знают, что надо п...
Читать дальше

Софья
23 Апреля
Ответить

На автора не надо обижаться, написано с юмором, с подковырками, нов общем-то многое подмечено правильно. Сейчас старшие уходят, а с ними уходят и традиции, научить нас что и как и по какому поводу делать ПРАВИЛЬНО часто немому. В мечеть я уже давно не хожу, ничего там не заказываю, т.к. тамошнему "толкователю" Корана не доверяю. Сама как могу произношу своими словами молитву, покормлю птичек... Аллах велик и милосерден!

Фидан
23 Апреля
Ответить

Как бы то не было, написана все как есть, только сравнение с гротеском не уместно, с детства нас окружали "люди «бабайского» ислама", учили добру и уважению к старшим, и по моему лучше такой ислам бабушек и дедушек, чем тот, который нам навязывают "истинные" знатоки ислама.