Гротескный татарский ислам

«Аш» в Тобольске. Фото автора

«Аш» в Тобольске. Фото автора

Теги:



23
08 Апреля 2019г. (02 Шабан)

Современные татаро-мусульманские традиции довольно своеобразны и их национально-бытовое воплощение может выглядеть весьма забавным – если уметь невинно забавляться, как я.

Сразу следует оговориться, что от региона к региону имеются небольшие отличия, которые, впрочем, абсолютно не влияют на общую картину. Поэтому рассмотрим проблему на примере Тюменской области.

Мусульмане региона, как и их собратья из других уголков мира, соблюдают основные обряды, предписанные исламом и в отношении которых у мусульман нет разногласий. Это, прежде всего, касается таких праздников, как: Курбан-байрам, Ураза-байрам и никях. И, как это обычно бывает с религиями в повседневности, базовые человеческие страсти сплетаются с такой же базовой потребностью в той или иной форме причастия к духовной жизни. Здесь мы попытались показать, как преломляется в сибиро-татарском постсоветском быту религия, взросшая в песках Аравии почти полторы тысячи лет назад…

Начнем с главного праздника жертвоприношения. На Курбан-байрам люди собираются в мечети, будь то город или деревня. Соблюдающие совершают намаз, остальные сидят и смотрят на молящихся. После чего все делают дуа (обращение к Богу с требами) и дают садака в мечеть. Затем народ расходится и собирается в кружки по интересам: салафиты с салафитами, не салафиты с не слафитами, выходцы из средней Азии друг с другом по диаспорам, люди «бабайского» ислама вперемешку – т.е. включают в себя соблюдающих бабушек и дедушек, не очень соблюдающих людей среднего возраста, татарскую поросль, которую в мечеть в основном проводят люди старшего поколения. Вишенкой на торте сих меджлисов является имам.

Подобные конфигурации собираются не только по большим праздникам. Собрание с имамом, которое называется характерным термином «Аш» (Трапеза), созывается по самым разным поводам. Например: поминание умерших, рождение ребенка и его имянаречение, переезд в новое жилье, отправление в армию, день рождение или, в конце концов, поминание Аллаха, чтобы замолить грехи и отдать дань традиции. На «ашах» принят следующий регламент: хозяева до прихода муллы накрывают стол, а когда он приходит, люди рассаживаются (если народу много, сначала пускают старших, в основном мужчин). После он приветствует всех и начинает делать дуа (хозяева заранее говорят, за кого помолиться) окружающие тоже делают дуа (просто характерно поднимают руки в данном случае), затем мулла читает Коран. Стоит заметить, что имам и часть гостей весьма искренне молятся за хозяев стола и за их родственников. После, хозяева раздают садака (милостыню). Мулле полагается больше всего. Гостям дают по мелочи – 20-30 руб. в среднем, а маленьким детям рублей по 5-10, что, кстати, очень радует малышей (суммы садаки варьируются в зависимости от благосостояния того или иного региона).

Исполнив основную ритуальную часть, которая для некоторых является лишь увертюрой к пиршеству, все начинают увлеченно есть. На таких мероприятиях накрывают весьма изобильный и аппетитный стол, главным блюдом которого является конечно же наваристый суп. По ходу дела мулла может рассказывать какие-либо назидания и наставления. Люди, как правило, едят и кивают, но большинство воспринимают это как необходимость, подобно тюбетейки. Мулла иногда тоже, когда понимает, что в принципе исполнил свой долг, сделав вагаз перед трапезой. Но поскольку он ощущает ответственность за их заблудшие души, то иногда начинает сурово осуждать неправедный образ жизни и даже горячиться, вследствие чего может завязаться дискуссия, в ходе которой среди гостей обнаруживаются ярые атеисты-коммунисты из прошлой эры, которые с неприязнью относятся ко всей религиозной риторике. И здесь возникает вопрос: а зачем они пришли и усердно говорят аминь? После трапезы народ еще раз делает дуа и на этом обряд заканчивается.

Теперь – небольшое наблюдение о бракосочетании. Никях среди татар имеет скорее декоративно-прикладной характер к гражданской свадьбе. Проводится он в основном по настоянию старших. И не важно, являются ли молодожены этническими мусульманами, или один из них принадлежит к другой конфессии, из-за чего несчастному этническому православному (чаще всего это они) приходится на чудовищно ломанном арабском декларировать, что он верит в Аллаха и в то, что Мухаммад его раб и посланник. На таком никяхе не всегда увидишь особо нарядно одетую невесту и жениха. Зачастую она надевают более-менее длинную юбку и закрытую блузку, а он к опрятной синтетической футболке может подобрать вышитую бисером зеленую тюбетейку прадеда. Картина получается весьма гротескной.

Все же отрадно осознавать, что люди старшего поколения испытывают какое-то смутное душевное беспокойство перед Создателем, что побуждают своих чад перед сожительством (даже если до официальной свадьбы далеко) вступать в религиозный брак, тем самым снимая с себя ответственность за эту сферу. А также раз или два раза в год ходить в мечеть и устраивать меджлисы, с целью испрошения благословения Всевышнего для себя и своих близких. Остается лишь надеяться, что подобные мероприятия не будут проходить даром, как это кажется на первый взгляд. Кто знает, какие фразы имама могут оставить семя в душе человека, которое может прорасти в крепкое древо веры, основанной на знаниях и соблюдении божественных предписаний.

Автор: Диана Каримова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Свидетель 21 Июня 2019г.
Ответить

Мир всем, кто следует правильному пути ! В статье отображены все категории мусульман. Есть мусульмане молящиеся пять раз в день. Есть мусульмане молящиеся один раз в неделю на коллективной пятничной молитве. Есть мусульмане молящиеся по два раза в год на Курбан-байрам и Ураза-байрам. А есть мусульмане только один раз участвующие в молитве, когда над ними читается джаназа-намаз.

Елена 20 Июня 2019г.
Ответить

Очень интересная и правдивая статья. Красиво и с юмором написана. С удовольствием дочитала до конца. Именно такие впечатления о культуре татарских "диаспор" у меня сложилось, от присутствия на праздниках родственников со стороны отца. Еда поражает именно гротеском. На поминках дяди изящество стола, прекрасные подарки гостям, бабушки в квадратных платках, намаз, скорость, с которой гости разбежались из-за стола, оставили неизгладимые впечатления.

Дебилка ,ты Диана.... 19 Июня 2019г.
Ответить

Дебилка ,ты Диана....

Гульсина 19 Июня 2019г.
Ответить

Написав про синтетическую футболку хотели унизить бедных татар! Ни разу не видела жениха в подобном наряде... И жених и невеста прекрасно одеваются, для этого есть специальные магазины мусульманский одежды, Элхэмдуллилэээх...

Ибрагимов Р. М. 19 Июня 2019г.
Ответить

Диана, если вы молодая ,то еще глупая ,если в возрасте то т.....я. Писать про религию должны писать только верующие, а не шантрапа для пиара.

Vlad 18 Июня 2019г.
Ответить

Я не мусульманин, но всю жизнь живу в астрахани среди татар-мусульман. Какой бы не был Ислам "бабайский" или нет, но он прививает в людях честность, почтение к старшим и вообще к людям, трудолюбие. Автор просто не подобрала более подходящего слова. Но определение "гротескный" к татарскому Исламу никак не подходит.

Абдулла 17 Июня 2019г.
Ответить

А Диане Каримовой не стыдно за то, что ничего не смысля в Коране и Исламе написала такую белеберду. Манкурт - он и есть манкурт!

Аллах 17 Июня 2019г.
Ответить

В конце статьи должен был выскочить террорист-автоматчик из телефона или компьютера и с криком "О неверные!!!" разрядить его во всех неверных. Потому автор получит вечные муки в аду за недороботку...

ТатАрин 17 Июня 2019г.
Ответить

Дианочка,Вы предпочитаете паранджу хиджабе?

Софья 23 Апреля 2019г.
Ответить

На автора не надо обижаться, написано с юмором, с подковырками, нов общем-то многое подмечено правильно. Сейчас старшие уходят, а с ними уходят и традиции, научить нас что и как и по какому поводу делать ПРАВИЛЬНО часто немому. В мечеть я уже давно не хожу, ничего там не заказываю, т.к. тамошнему "толкователю" Корана не доверяю. Сама как могу произношу своими словами молитву, покормлю птичек... Аллах велик и милосерден!

Фидан 23 Апреля 2019г.
Ответить

Как бы то не было, написана все как есть, только сравнение с гротеском не уместно, с детства нас окружали "люди «бабайского» ислама", учили добру и уважению к старшим, и по моему лучше такой ислам бабушек и дедушек, чем тот, который нам навязывают "истинные" знатоки ислама.

Фидан 23 Апреля 2019г.
Ответить

Как бы то не было, написана все как есть, только сравнение с гротеском не уместно, с детства нас окружали "люди «бабайского» ислама", учили добру и уважению к старшим, и по моему лучше такой ислам бабушек и дедушек, чем тот, который нам навязывают "истинные" знатоки ислама.

Альфия 22 Апреля 2019г.
Ответить

Автор 👎

Рамиль 21 Апреля 2019г.
Ответить

Ислам не может быть принадлежностью отдельных течений. В исламе главное это вера в аллаха, с определенными общими устоями и традициями каждого народа. Она должна быть более привлекательной и не загруженной реакционными обязательствами, не всегда возможными к исполнению, особенно молодежью и работающими гражданами. Иначе все это превращается в язычество где главным становится закостенелая театральность а не сама вера.

Роза 20 Апреля 2019г.
Ответить

"Гротеск", девочка услышала, видно, красивое словцо и решила им воспользоваться. "Поэтому рассмотрим проблему на примере Тюменской области." Не вижу никакой проблемы. А в чем проблема? Люди такие интересные. То ли глупые, то ли бесшабашные? Аш, ну и что аш? Кому он опять бельмом в глазу? Диане Каримовой? Ортодоксальной мусульманской веры придерживаться очень сложно. Тем более в наше время. И то, что мы сейчас имеем, то и имеем. И хорошо, что люди собираются на Аш. Все-таки, хоть какое-то понимание религии. А без нее куда? Ведь когда умирают родственники, все же знают, что надо помочь душе у...
Читать дальше

Талгат 20 Апреля 2019г.
Ответить

Автор маленько опоздал. Современная башкирская молодежь больше склоняются к проведению никаха, вместо свадьбы. Во-первых стол накрывается по мусульманским канонам, сразу по после мечети. Присутствует мулла, все ведут себя скромно и сдержано. Потом отсутствие алкоголя. Молодые могут потом после никаха, сами собраться. Очевидная экономия денег.

Лиса Патрикеевна 09 Апреля 2019г.
Ответить

Возможно, отчасти гротескное состояние мусульманской уммы на территории данной области мог кого-то покоробить, но в защиту автора скажу, что если людей с высшим образованием волнует уважение , либо же неуважение к лицам, старшим автора по возрасту, а не смысл статьи , возникает встречный вопрос об их компетентности в данной области как ученых.. ведь итогом любого знания должна являться истина, а не уважение и упоминание в статьях, в выгодном или не выгодном свете определенных групп людей.

Правдолюб 09 Апреля 2019г.
Ответить

Вы и так написать не сможете! Кроме оскорбительной грубости от вас ничего не даждешся

Хабибулин 09 Апреля 2019г.
Ответить

Какую мысль хотела передать автор? Ерунда какая-то

Амина 08 Апреля 2019г.
Ответить

Ни уважением к старшим, ни хорошим воспитанием автор(ша), увы, не блещет

Дидар 08 Апреля 2019г.
Ответить

И впрямь гротеск

Котяка-бегемот 06 Мая 2020г.
Ответить

Хорошая статья, раз так забомбило у некоторых людей в комментариях, то попала в нерв. Приветствую всех адекватных! Предлагаю всем у кого написанное вызвало гнев, возмущение или снисходительность заняться собой, а не автором и спросить себя почему все эти эмоции всё ещё живут в вас. А затем, своим личным примером (а не поучениями в сети) явить примеры подлинной и чистой добродетели.

Яндекс.Метрика