Современные татаро-мусульманские традиции довольно своеобразны и их национально-бытовое воплощение может выглядеть весьма забавным – если уметь невинно забавляться, как я.
Сразу следует оговориться, что от региона к региону имеются небольшие отличия, которые, впрочем, абсолютно не влияют на общую картину. Поэтому рассмотрим проблему на примере Тюменской области.
Мусульмане региона, как и их собратья из других уголков мира, соблюдают основные обряды, предписанные исламом и в отношении которых у мусульман нет разногласий. Это, прежде всего, касается таких праздников, как: Курбан-байрам, Ураза-байрам и никях. И, как это обычно бывает с религиями в повседневности, базовые человеческие страсти сплетаются с такой же базовой потребностью в той или иной форме причастия к духовной жизни. Здесь мы попытались показать, как преломляется в сибиро-татарском постсоветском быту религия, взросшая в песках Аравии почти полторы тысячи лет назад…
Начнем с главного праздника жертвоприношения. На Курбан-байрам люди собираются в мечети, будь то город или деревня. Соблюдающие совершают намаз, остальные сидят и смотрят на молящихся. После чего все делают дуа (обращение к Богу с требами) и дают садака в мечеть. Затем народ расходится и собирается в кружки по интересам: салафиты с салафитами, не салафиты с не слафитами, выходцы из средней Азии друг с другом по диаспорам, люди «бабайского» ислама вперемешку – т.е. включают в себя соблюдающих бабушек и дедушек, не очень соблюдающих людей среднего возраста, татарскую поросль, которую в мечеть в основном проводят люди старшего поколения. Вишенкой на торте сих меджлисов является имам.
Подобные конфигурации собираются не только по большим праздникам. Собрание с имамом, которое называется характерным термином «Аш» (Трапеза), созывается по самым разным поводам. Например: поминание умерших, рождение ребенка и его имянаречение, переезд в новое жилье, отправление в армию, день рождение или, в конце концов, поминание Аллаха, чтобы замолить грехи и отдать дань традиции. На «ашах» принят следующий регламент: хозяева до прихода муллы накрывают стол, а когда он приходит, люди рассаживаются (если народу много, сначала пускают старших, в основном мужчин). После он приветствует всех и начинает делать дуа (хозяева заранее говорят, за кого помолиться) окружающие тоже делают дуа (просто характерно поднимают руки в данном случае), затем мулла читает Коран. Стоит заметить, что имам и часть гостей весьма искренне молятся за хозяев стола и за их родственников. После, хозяева раздают садака (милостыню). Мулле полагается больше всего. Гостям дают по мелочи – 20-30 руб. в среднем, а маленьким детям рублей по 5-10, что, кстати, очень радует малышей (суммы садаки варьируются в зависимости от благосостояния того или иного региона).
Исполнив основную ритуальную часть, которая для некоторых является лишь увертюрой к пиршеству, все начинают увлеченно есть. На таких мероприятиях накрывают весьма изобильный и аппетитный стол, главным блюдом которого является конечно же наваристый суп. По ходу дела мулла может рассказывать какие-либо назидания и наставления. Люди, как правило, едят и кивают, но большинство воспринимают это как необходимость, подобно тюбетейки. Мулла иногда тоже, когда понимает, что в принципе исполнил свой долг, сделав вагаз перед трапезой. Но поскольку он ощущает ответственность за их заблудшие души, то иногда начинает сурово осуждать неправедный образ жизни и даже горячиться, вследствие чего может завязаться дискуссия, в ходе которой среди гостей обнаруживаются ярые атеисты-коммунисты из прошлой эры, которые с неприязнью относятся ко всей религиозной риторике. И здесь возникает вопрос: а зачем они пришли и усердно говорят аминь? После трапезы народ еще раз делает дуа и на этом обряд заканчивается.
Теперь – небольшое наблюдение о бракосочетании. Никях среди татар имеет скорее декоративно-прикладной характер к гражданской свадьбе. Проводится он в основном по настоянию старших. И не важно, являются ли молодожены этническими мусульманами, или один из них принадлежит к другой конфессии, из-за чего несчастному этническому православному (чаще всего это они) приходится на чудовищно ломанном арабском декларировать, что он верит в Аллаха и в то, что Мухаммад его раб и посланник. На таком никяхе не всегда увидишь особо нарядно одетую невесту и жениха. Зачастую она надевают более-менее длинную юбку и закрытую блузку, а он к опрятной синтетической футболке может подобрать вышитую бисером зеленую тюбетейку прадеда. Картина получается весьма гротескной.
Все же отрадно осознавать, что люди старшего поколения испытывают какое-то смутное душевное беспокойство перед Создателем, что побуждают своих чад перед сожительством (даже если до официальной свадьбы далеко) вступать в религиозный брак, тем самым снимая с себя ответственность за эту сферу. А также раз или два раза в год ходить в мечеть и устраивать меджлисы, с целью испрошения благословения Всевышнего для себя и своих близких. Остается лишь надеяться, что подобные мероприятия не будут проходить даром, как это кажется на первый взгляд. Кто знает, какие фразы имама могут оставить семя в душе человека, которое может прорасти в крепкое древо веры, основанной на знаниях и соблюдении божественных предписаний.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
Мир всем, кто следует правильному пути ! В статье отображены все категории мусульман. Есть мусульмане молящиеся пять раз в день. Есть мусульмане молящиеся один раз в неделю на коллективной пятничной молитве. Есть мусульмане молящиеся по два раза в год на Курбан-байрам и Ураза-байрам. А есть мусульмане только один раз участвующие в молитве, когда над ними читается джаназа-намаз.
Ответить
Очень интересная и правдивая статья. Красиво и с юмором написана. С удовольствием дочитала до конца. Именно такие впечатления о культуре татарских "диаспор" у меня сложилось, от присутствия на праздниках родственников со стороны отца. Еда поражает именно гротеском. На поминках дяди изящество стола, прекрасные подарки гостям, бабушки в квадратных платках, намаз, скорость, с которой гости разбежались из-за стола, оставили неизгладимые впечатления.
Ответить
Дебилка ,ты Диана....
Ответить
Написав про синтетическую футболку хотели унизить бедных татар! Ни разу не видела жениха в подобном наряде... И жених и невеста прекрасно одеваются, для этого есть специальные магазины мусульманский одежды, Элхэмдуллилэээх...
Ответить
Диана, если вы молодая ,то еще глупая ,если в возрасте то т.....я. Писать про религию должны писать только верующие, а не шантрапа для пиара.
Ответить
Я не мусульманин, но всю жизнь живу в астрахани среди татар-мусульман. Какой бы не был Ислам "бабайский" или нет, но он прививает в людях честность, почтение к старшим и вообще к людям, трудолюбие. Автор просто не подобрала более подходящего слова. Но определение "гротескный" к татарскому Исламу никак не подходит.
Ответить
А Диане Каримовой не стыдно за то, что ничего не смысля в Коране и Исламе написала такую белеберду. Манкурт - он и есть манкурт!
Ответить
В конце статьи должен был выскочить террорист-автоматчик из телефона или компьютера и с криком "О неверные!!!" разрядить его во всех неверных. Потому автор получит вечные муки в аду за недороботку...
Ответить
Дианочка,Вы предпочитаете паранджу хиджабе?
Ответить
На автора не надо обижаться, написано с юмором, с подковырками, нов общем-то многое подмечено правильно. Сейчас старшие уходят, а с ними уходят и традиции, научить нас что и как и по какому поводу делать ПРАВИЛЬНО часто немому. В мечеть я уже давно не хожу, ничего там не заказываю, т.к. тамошнему "толкователю" Корана не доверяю. Сама как могу произношу своими словами молитву, покормлю птичек... Аллах велик и милосерден!
Ответить
Как бы то не было, написана все как есть, только сравнение с гротеском не уместно, с детства нас окружали "люди «бабайского» ислама", учили добру и уважению к старшим, и по моему лучше такой ислам бабушек и дедушек, чем тот, который нам навязывают "истинные" знатоки ислама.
Ответить
Как бы то не было, написана все как есть, только сравнение с гротеском не уместно, с детства нас окружали "люди «бабайского» ислама", учили добру и уважению к старшим, и по моему лучше такой ислам бабушек и дедушек, чем тот, который нам навязывают "истинные" знатоки ислама.
Ответить
Автор 👎
Ответить
Ислам не может быть принадлежностью отдельных течений. В исламе главное это вера в аллаха, с определенными общими устоями и традициями каждого народа. Она должна быть более привлекательной и не загруженной реакционными обязательствами, не всегда возможными к исполнению, особенно молодежью и работающими гражданами. Иначе все это превращается в язычество где главным становится закостенелая театральность а не сама вера.
Ответить
"Гротеск", девочка услышала, видно, красивое словцо и решила им воспользоваться. "Поэтому рассмотрим проблему на примере Тюменской области." Не вижу никакой проблемы. А в чем проблема? Люди такие интересные. То ли глупые, то ли бесшабашные? Аш, ну и что аш? Кому он опять бельмом в глазу? Диане Каримовой? Ортодоксальной мусульманской веры придерживаться очень сложно. Тем более в наше время. И то, что мы сейчас имеем, то и имеем. И хорошо, что люди собираются на Аш. Все-таки, хоть какое-то понимание религии. А без нее куда? Ведь когда умирают родственники, все же знают, что надо помочь душе у...
Читать дальше
Ответить
Автор маленько опоздал. Современная башкирская молодежь больше склоняются к проведению никаха, вместо свадьбы. Во-первых стол накрывается по мусульманским канонам, сразу по после мечети. Присутствует мулла, все ведут себя скромно и сдержано. Потом отсутствие алкоголя. Молодые могут потом после никаха, сами собраться. Очевидная экономия денег.
Ответить
Возможно, отчасти гротескное состояние мусульманской уммы на территории данной области мог кого-то покоробить, но в защиту автора скажу, что если людей с высшим образованием волнует уважение , либо же неуважение к лицам, старшим автора по возрасту, а не смысл статьи , возникает встречный вопрос об их компетентности в данной области как ученых.. ведь итогом любого знания должна являться истина, а не уважение и упоминание в статьях, в выгодном или не выгодном свете определенных групп людей.
Ответить
Вы и так написать не сможете! Кроме оскорбительной грубости от вас ничего не даждешся
Ответить
Какую мысль хотела передать автор? Ерунда какая-то
Ответить
Ни уважением к старшим, ни хорошим воспитанием автор(ша), увы, не блещет
Ответить
И впрямь гротеск
Ответить
Хорошая статья, раз так забомбило у некоторых людей в комментариях, то попала в нерв. Приветствую всех адекватных! Предлагаю всем у кого написанное вызвало гнев, возмущение или снисходительность заняться собой, а не автором и спросить себя почему все эти эмоции всё ещё живут в вас. А затем, своим личным примером (а не поучениями в сети) явить примеры подлинной и чистой добродетели.