Ислам и политология

Реализация смысла уммы и построение ее сущности возможны только через создание политических институтов, соответствующих ее реалиям и ценностям, и позволяющих членам уммы участвовать в ее формировании и удовлетворении ее нужд.

Если мы хотим исправить политический курс уммы, качество ее лидерства, институтов и методов, то просто обязаны обратить самое пристальное внимание на качества мышления, психологического воспитания, догматического, общественного и политического просвещения, которые прививаем нашим детям.

Опорой для здоровой исламской политической жизни является умма с реалистическим мышлением и правильным цивилизационным видением, лидеры и политические институты которой пользуются доверием ее членов и их участием в управлении ее делами. Научное политическое исследование должно помочь нам восстановить жизнеспособность наших политических институтов и приверженность наших политических лидеров исламу, а также помочь членам уммы видеть свой путь и выполнять свои задачи.

В сфере исламских политических научных исследований нужно различать выражение, изложенное в Откровении, и иджтихады академических исследований, а также решения социальных и политических институтов. Откровение – это то, что Аллах ниспослал в виде Писания и то, что Его благородный Посланник донес в виде повеления и руководства, без добавлений или упущений. Что касается практического социально-политического законодательства, то это обязанность согласования реалий уммы с религиозными догматами и целями, на основе которых издаются подобающие движению уммы законы, положения и процедуры. Эти деятельностные законы и положения, будучи обязательными для членов уммы в их коллективной жизнедеятельности, не препятствуют существованию индивидуальных взглядов, отличающихся в тех или иных аспектах от общего политического видения. При этом, однако, не отменяется обязанность следовать общим законам и положениям до тех пор, пока они не изменятся. Что касается академических исследований мыслителей, ученых и исследователей, то они представляют собой источник обогащения и обеспечения уммы ценными материалами и идеями при изучении различных областей знания, в том числе – деятельностного политического законодательства.

Различия во взглядах, мнениях и оценках исследователей, ученых и аналитиков общего политического и социального деятельностного законодательства не умаляют ценности мнения любой из сторон, если подходить к нему с правильной точки зрения.

В конечном счете, все три элемента взаимодействуют, дополняют друг друга и переплетаются, направляя историческое движение уммы в сторону ислама, к его целям и посланиям. Исламская умма считает приверженность к истинности и справедливости священным долгом, а истину и реальность, постигаемую в Откровении фитрой и разумом, – объективной реальностью, и полагает Совет (шура)[1] основным орудием достижения этой правды и реальности. Поэтому концепция объективной истины не может быть реализована посредством западного партийного противостояния или восточного марксистского деспотизма.

Безусловно, исламская система будет обладать особыми догматическими, идеологическими и конституционными условиями и особенностями соответствия, гарантии и опыт которых должны присутствовать в методах воспитания, просвещения, политического образования и в методологии ее политических и законодательных институтов. Рост и расширение исламской уммы, охват ею обществ с различной природной, исторической и цивилизационной средой, распределение обязанностей управления в исламских странах на разных уровнях (от города и села до провинции и области) может происходить уже сегодня.

Поэтому исламские предпосылки для исламской политологии должны дать нам правильное понимание сути халифата, который являлся не жесткой политической системой, основанной на централизованной власти правителя, а динамичным образованием, нацеленным на заботу о религиозных и мирских интересах уммы. Для этого нет препятствий и в пересмотре исламских систем, процедур и институтов с целью их реорганизации. В системе исламского общества отсутствуют утопические представления, но есть истина и руководство на прямом пути – в противовес порче, отклонениям и заблуждениям, проявляющимся в мыслях и поступках племен и индивидов, лишенных чувства ответственности и понимания серьезности прилагаемых усилий.

Политическая мысль, расцветшая в эпоху таких великих людей, как имам Аль-Маварди, шейх уль-Ислам Ибн Таймийя, философ-мыслитель Аль-Фараби и политик-факих-философ Ибн Хальдун, должна возродиться, развиваться и увенчать свои научные методологические исследования на службе религии и прогрессивной цивилизационной роли уммы среди наций, если на то будет воля Аллаха.


Абдулхамид Абу Сулейман

Из книги “Вопросы методологии в исламской мысли”

[1] Шура́ (араб. شورَى‎‎, совет) – принцип государственной власти в исламском мире, совет, в ходе которого группа людей обменивается своими взглядами и мнениями в поисках наиболее подходящего решения того или иного вопроса. Один из основополагающих принципов мусульманского общества, на которых зиждется исламское государство. Каждый участник шура́ имеет право высказать собственное мнение и подвергнуть критике мнение другого. Окончательное решение определяется большинством и является обязательным для выполнения всеми членами группы.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика