В исламе как религии, основой которой является Божественное откровение, зафиксированное в священном писании мусульман – Коране, основные постулаты неизменны и незыблемы.
С другой стороны, развитие человечества и формирование современной цивилизации неизбежно ставит вопросы об их интерпретации в духе времени.
В связи с этим среди последователей ислама выделились сторонники его традиционной трактовки, которая базируется на многовековой традиции - консерваторы, и сторонники приближения практики ислама к условиям жизни в современном мире - модернисты.
Исламский модернизм стал своеобразным ответом на вызов западной цивилизации, которая диктовала свои стандарты жизни для большинства населения Земли.
Одним из его видов стал секуляризм, подобный тому, который сложился в современной Турции, когда религия была и до сих пор официально остается отделенной от государства.
Секуляризм фактически отрицает исламскую концепцию государства и власти, беря за основу западную модель общества и его моральные ценности.
Как это выразил Абдель Рахман аль-Кавакиби в своей книге «Таба'и аль-Истибдад (Характеристики тирании)»: «Давайте позаботимся о нашей жизни в этом мире и позволим религиям править в следующем мире».
В оппозиции к нему находится так называемый политический ислам, который призывает к революционной исламизации общества, для чего мусульманам необходимо проявлять политическую и общественную активность. Политический ислам выступает против колониальной эксплуатации Западом мусульманских стран и навязывания западных светских ценностей.
Наряду с этим исламские политические активисты призывают в борьбе за власть в полной мере использовать демократические институты, такие как, например, выборы.
В религиозной сфере они призывают к пересмотру традиционного исламского права – Шариата с учетом изменений в жизни социума и возобновлению иджтихада – самостоятельного решения некоторых вопросов юридическо-богословского характера, в противовес таклиду -следованию авторитетному мнению в вопросах фикха.
С другой стороны подавляющее большинство мусульман не согласно как с секуляризмом, так и с кардинальным пересмотром исламской догматики, предлагаемым некоторыми исламскими модернистами.
Поэтому существует целый слой исламских интеллектуалов, которые пытаются выработать оптимальные варианты существования мусульман в условиях развития современной цивилизации с учетом возникающих тенденций.
В связи с этим интересны концепция умеренности «аль-Васатыйя», работы современных философов Тарика Рамадана, Мухаммада Тахира аль-Кадри и других, которые пытаются выработать общие принципы сосуществования приверженцев различных религиозных и общественных мировоззрений.
Их деятельность находит как поддержку, так и вызывает отторжение у части мусульман и вызывает широкую дискуссию среди мусульман.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: