История семейных и интимных отношений в Османском халифате

Число наложниц в султанском гареме стало увеличиваться с 15 - го века

Число наложниц в султанском гареме стало увеличиваться с 15 - го века

Теги:




3
29 Августа 2015г. (14 Зу-ль-када)
Вопрос о том, как обстоят дела с интимной жизнью у мусульман, издавна интересовал европейцев.

Когда во времена Крестовых походов они впервые вплотную столкнулись с мусульманами, то с удивлением заметили, что тем отнюдь не чужды земные радости.

И это неспроста. Ведь и Коран, и сунна пророка Мухаммада учат о том, что интимная близость, осуществляемая в рамках дозволенного (халяль) является богоугодным делом.

Пророк разъяснил аят Корана: «Ваши жены являются пашней для вас. Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете». (Коран, 2:223) как разрешение вступать в интимные отношения из любого положения.
В другом аяте есть даже сведения о «технике секса»: «Он – тот, кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее. Когда же он ее покрыл, она понесла легкую ношу и шла с ней» (Коран, 7:189)

«Это указывает на позицию, когда женщина лежит на спине, а мужчина лежит сверху нее – таким образом, что накрывает ее тело своим». (Sexual Etiquettes in Islam / Lenasia Muslim Association )
В широко известном хадисе Пророка есть и такие слова: «Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что (однажды) люди из числа сподвижников посланника Аллаха… спросили: «О посланник Аллаха, неужели за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!». На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Скажите, если бы (кто-нибудь из вас) удовлетворил своё желание запретным (образом), понёс бы он наказание? Но точно так же если он удовлетворит его дозволенным образом, то получит награду». (Муслим)

Для европейцев понимание секса как «благословения Божьего» было за гранью возможного, ведь христианство считало любой секс, даже в рамках супружества, грехом, который передается детям и который может быть искуплен только обрядом крещения.

Учитывая то, что мусульмане согласно предписаниям религии, свято сохраняли тайны своей семейной и особенно интимной жизни, европейцы удовлетворялись домыслами о ней.

Подобно пушкинскому Дон Гуану:
«…Чуть узенькую пятку я заметил».
«…воображенье
В минуту дорисует остальное;
Оно у вас проворней живописца,
Вам все равно, с чего бы ни начать,
С бровей ли, с ног ли».

Европейцы, побывавшие в мусульманских странах и наслушавшись рассказов гаремных слуг, создали фантастический и очень далекий от реальности образ мусульманина-развратника, запечатленный в художественной литературе Запада.

В действительности, выражаясь более современным языком, интимная жизнь мусульман во многом определялась их доходами.

Самые большие возможности чтобы разнообразить ее были, конечно же, у правителей.

Гарем османских султанов поистине впечатлял количеством рабынь женского пола. Например, при султане Мехмеде III их было около пяти сотен.

В популярной западной литературе гарем обычно изображается исключительно как аналог огромного публичного дома, но это не более чем фантазии европейцев.

В действительности, гарем был аналогом института благородных девиц, с одним лишь отличием – туда попадали не благодаря своему высокому происхождению, а исключительно по внешним данным. Как правило, это были женщины, ставшие рабынями в результате военных действий и проданные на невольничьем рынке или подаренные военачальниками самому султану.

Невольниц в гареме обучали хорошим манерам, иностранным языкам, исламской религии, изящным искусствам, а также исламскому этикету в области интимных отношений.

Владение невольницами и вступление с ними в интимную связь разрешается Кораном: «О пророк, Мы разрешили тебе твоими женами тех, которым ты дал их награду, и тех, которыми овладела твоя десница из того, что даровал Аллах тебе в добычу…»(Коран, 33:50)

Для чего нужны были невольницы, ярко иллюстрирует фрагмент из письма правителя Гургана Кей Кавуса своему сыну еще в 1082 году: «Женись на девушке из благородного семейства, поскольку мужчина женится, чтобы иметь хозяйку, а не любовницу. Чтобы удовлетворить свои естественные желания лучше купить рабынь на базаре. Это будет и дешевле, и проще».

Стоит отметить, что далеко не все невольницы попадали в объятия султана. Многие из них его даже не видели, а по истечению определенного времени в качестве дорогого подарка с соответствующим приданым выдавались замуж за какого-нибудь придворного вельможу.

Государственные деятели рангом пониже султана, да и просто состоятельные люди также могли позволить себе купить невольницу для плотских утех.

Известный американский писатель Марк Твен, побывавший в Османской империи в 1867 году, даже зафиксировал цены на невольниц, продаваемых на невольничьем рынке в Стамбуле. «Отборные черкешенки – 200 ф. стерл.,… Девятнадцать валахских (молдавских) девушек среднего качества по 130 – 150 ф. стерл. за шту¬ку». (Стоит отметить, что 1 фунт стерлингов того времени был равен 43,16 современных фунта стерлингов).

Таким образом, можно сделать вывод, что покупка невольницы была делом дорогостоящим и далеко не каждый мог ее себе позволить.

Стоит также отметить, что у наложниц, как и у прочих рабов согласно законам Шариата были определенные права. Хозяин обязан был предоставлять им пищу, одежду и другое имущество. Кроме этого он должен был заботиться об их здоровье.

Освобождение раба в исламе считается богоугодным делом, искуплением грехов. Недаром одной из форм компенсации за пропущенный день поста в месяц Рамадан для мусульманина является освобождение раба. Женщина-рабыня также получала свободу, если рожала ребенка от своего господина.

Рабыня из султанского гарема могла вообще сделать головокружительную карьеру и стать валиде-султан – матерью наследника престола. Самый яркий пример этого – дочь сельского священника с Украины Александра Лисовская, вошедшая в историю под именем Хюррем-султан – любимая жена султана Сулеймана Великолепного.

Для простого народа, которому наложницы были не по карману, никакой интимной жизни кроме как в рамках брака не существовало.

О предпочтительности моногамии высказывались и мусульманские ученые.

Османский богослов XVI века Кыналызаде Али-эфенди, написавший трактат «Ахляк-и-аляи», особо отмечал, что в идеале семья должна быть моногамной: «Мужчина – это душа в доме; как не бывает одной души у двух тел, так и не может быть у двух домов один мужчина».

О том, что многоженство не было распространено в Османской империи, свидетельствует и немецкий католический священник Соломон Швейгер, посетивший ее в конце XVI века: «Многоженства нет. Наверное они попробовали, поняли, что это связано с излишними хлопотами и расходами и отказались от практики многоженства».

Говоря о культуре интимных отношений в Османской империи нельзя не упомянуть и о проституции. Она, безусловно, существовала, хотя государство прикладывало усилия для борьбы с ней.

Проституток «вычисляли» и изгоняли из городов. Султан Селим II издал указ, согласно которому, женщин, уличенных в занятиях проституцией, заключали в тюрьму.

В XIX веке, когда Османская империя вступила на путь «европеизации», в прибрежных городах под видом «таверн» стали функционировать публичные дома. Туда попадали в основном женщины с Балкан и разных европейских стран. Существовал целый «бизнес» по поставке женщин в подобные «таверны».

Это объяснялось тем, что после подписания соответствующих договоров в середине XIX века иностранцам было позволено вести бизнес без ограничений и получения разрешения на торговлю, что способствовало более широкому проникновению европейцев и их стиля жизни в Османскую империю.

С другой стороны турецкие власти предпочитали не вмешиваться в дела иностранцев.

В целом же пристальное изучение отношений между полами в Османской империи показывает, что женщины занимали очень важное место в типичной османской семье и не были вовсе забитыми и замученными бессловесными рабынями.

Как писал французский граф Жерар де Нерваль, путешествовавший по Востоку в 1840-е годы: «Замужняя женщина в Турецкой империи имеет те же права, что и у нас и даже может запретить своему мужу завести себе вторую жену, сделав это непременным условием брачного контракта […] Даже и не думайте, что эти красавицы готовы петь и плясать, дабы развлечь своего господина – честной женщине, по их мнению, не пристало обладать подобными талантами».

Современная Турция, ставшая в полной мере противоположностью Османской империи, приняв европейскую систему законодательства и, соответственно, европейское понимание прав женщины, получила как следствие и весь связанный с этим груз проблем.

По данным Турецкого Института статистики за последнее десятилетие количество разводов в стране увеличилось на 30%. Главными причинами для расторжения брака остаются: супружеская неверность, финансовая нестабильность, несовпадение жизненных предпочтений, а также отсутствие взаимопонимания и чрезмерное самолюбие.

В общем, «не сошлись характерами».

Теперь у турок все, как у европейцев...


Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Muslimov 29 Августа 2015г.
Ответить

Предлагаю переименовать Исламньюс на Сексньюс. Что не статья, то порнография. Ваш сайт самый озабоченный сайт во всем мире. Кому там не везет в любви? А ну признавайся.

Яндекс.Метрика