Эротические мотивы в литературе мусульман

В разговорах про духовность эротика и секс обычно выносится за скобки. Что это? Дань воспитанию? Ведь многие из нас выросли в стране где «секса не было».

Ревнители чистоты нравов отсылают нас к «моральным ценностям», где якобы нет места для обсуждения сексуальности, тогда как даже беглый взгляд на священные писания говорит об обратном.

«Песни песней»  Соломона, вошедшие в Библию являются ярким образцом эротичности, которая существует без всяких недомолвок.

«Этот стан  твой похож на пальму, и груди твои  на виноградные кисти. Подумал я: влез бы  я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди  твои были бы  вместо кистей винограда…»  (Песни песней, глава 7, стих 8-9).

Мусульмане средневековья также не были ханжами и это находило отражение в литературном творчестве того времени.

Взять хотя бы сказки «Тысячи и одной ночи». В них можно найти изысканно эротичные сюжеты.

«И когда Ситт-аль-Хусн поднялась к нему, притянула его к себе, и Бадр-ад-Дин тоже привлек ее к себе и обнял ее и велел ей обхватить себя ногами, а потом он забил заряд, и пушка выстрелила и разрушила башню, и увидел он, что  Ситт-аль-Хусн несверленная жемчужина и не объезженная другим кобылица. И он уничтожил ее девственность и насытился ее юностью, и вынул заряд и забил его, а кончив, он повторил  это много раз и она понесла от него». («Рассказ о визире Нур-ад-Дине и его брате»)

Эротические мотивы также широко представлены в поэзии:

Твое дыхание кружит мне голову!  Скажи, кто породил тебя, такую дерзкую?

Со станом твоим никакой кипарис не сравнится,

Кто думал, что будет так?

Твое нежное тело так ароматно и светло и чисто

Кажется, что  эта грудь благоухает тоньше нежной розы

Есть наслаждение в цветах, просящихся  в руки  и  в пьянящем  вине и в тебе

Так какой же из этих  соблазнов я должен выбрать?

Так писал османский поэт Недим в начале 18 века.

Однако, в то время как одни интерпретируют эти стихи как эротику, где упоминаются вполне конкретные люди, данные строки могут иметь более высокий смысл.

Как пишет исследователь османского культурного наследия Вальтер Эндрюс в своей книге « Время Любимых»:  «Османы  (как и европейцы в средние века) практиковали в своей культуре одухотворение любви. То есть то, что все обычные люди понимали как  выражение сексуальных чувств, являлось физической манифестацией порывов души вернуться к единству с Богом, которого она лишалась после прихода в физический мир».

Наиболее выпукло это проявилось в творчестве Джалал-ад-Дина Руми, которого весь мир почитает как великого поэта, а в исламском мире известного прежде всего тем, что он возглавлял суфийский  тарикат мевляви.

В  своей поэзии Руми использовал тему отношений между мужчинами и женщинами как своего рода притчу, иносказание для того, чтобы лучше растолковать истинное понимание того, о чем говорится в религиозных догмах.

Иногда строки его стихов кажутся неприлично откровенными, но Руми лишь проводит параллель между различными чувствами и проявлениями инстинктов у человека, разоблачая его лицемерие прежде всего перед самим собой.

Одним из самых отчетливых выражений  взглядов, которые проповедовал Руми является «Притча о Насухе», которая также начинается вполне себе эротично.

Жил в давние времена один человек по имени Насух.  Внешне он был похож на женщину или кастрата, поэтому ему удалось проникнуть в гарем правителя и устроиться там банщиком.

Массажируя и умывая его  обитательниц, он испытывал все страсти, на которые способен похотливый самец:

…За день успевал много женских головок

Он вымыть. Прикинувшись, будто неловок,

Коснуться изгибов пленительных тела,

И так вожделел, что аж кожа потела!

Время от времени он, осознавая всю губительность своих деяний, каялся в грехах, но его нафс (эго) вновь и вновь увлекал его в пучину страстей.

По воле Аллаха случилось так, что в женской части дворцовых покоев потерялась очень ценная жемчужина. Чтобы найти ее, было решено обыскать всех ее обитательниц. Чтобы обыск был эффективным,  им всем было приказано полностью раздеться.

Услышав это Насух затрепетал, так как понял, что сейчас будет обнаружено, что он является полноценным мужчиной. Он понимал, что его проникновение в гарем –серьёзнейшее преступление и правитель непременно казнит его за то, что он грубо попрал все нормы шариата.

Дрожа как осенний лист на ветру, Насух склонился в земном поклоне (саджда) и стал молиться:

Но всё ж умоляю – спаси меня, Боже!

Один раз – сегодня! Ведь Ты это можешь!

Коль скроешь от мира Ты жалкую тайну,

Возьму я другую работу по найму!

Раскаялся я пред Тобой совершенно!

Пощады прошу, о Создатель вселенной!"

По воле и милости  Аллаха жемчужина нашлась до того как Насуха начали обыскивать. Это спасло его от неминуемой казни.

Милостью  Аллаха его душа испытала приближение к Нему, и он очистился от  своих грехов.

Обитательницы гарема извинились перед Насухом за свои беспочвенные подозрения.

После этого дочь правителя попросила помыть ее, но после того как Насух приблизился к Аллаху,  покаялся и его вера стала твердой (йакын) он не мог вернуться к совершению грехов.

Он отказался от работы в гареме и сказал себе:

У Бога я помощи клянчил неловко,

На жалкий призыв мой, в колодец верёвку

В ладони мои опускает Создатель!

Я вылез наружу, на солнце! Предатель

Я был бы пред Богом, коль занялся б снова

Проделками похотуна записного!

Используя историю с эротическим «наполнением» в качестве средства понимания разных духовных состояний человека, Руми указывает ему путь к истине, к тому, чтобы исправиться и начать новую жизнь.













Автор: Хасан Насрулаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Джунуд 11 Июля 2023г.
Ответить

Один из самых близких путей к Куфру

Яндекс.Метрика