Как человек стал Богом. Заметки по истории строгого Единобожия в христианстве

Вопрос о том, кем считать Христа, решился на совещании властей и священников

Вопрос о том, кем считать Христа, решился на совещании властей и священников

Теги:


3
10 Декабря 2018г. (01 Раби ас-сани)
Историческое христианство, пожалуй, единственная из трех авраамических религий наиболее далеко ушла от изначального строгого Единобожия своим учением о Троице и богочеловечестве Христа. Тем не менее Единобожие жило и живет в христианских источниках вплоть до нашего времени. Почему же единобожная традиция не стала доминирующей в христианстве, хотя именно она лежит в основе происхождения этой религии?

Любой непредвзятый человек, вне зависимости от религии, прочитав каноническое христианское Писание, отметит, что из него нигде не следует, что Иисус Христос (Пророк Иса) был самим Богом. Даже в посланиях апостола Павла, на которые часто ссылаются адепты «церковного христианства» и божественности Иисуса, четко сказано «…един Бог и един посредник между Богом и человеком, человек Христос Иисус» (1 посл. Тимофею 2:5).

«Очеловечивание» Бога произошло тогда, когда учение небольшой «иудейской секты» с ее всемогущим, но абсолютно надмирным и невидимым Богом-Творцом, вышло за границы Израиля и стало интернациональным. Оно как бы легло на «матрицу» греко-римского язычества с его людьми-богами, жившими пусть и где-то наверху, но жизнью очень похожей на земную. Оно так же восприняло идеи античной философии с ее стремлением объяснить все в мире в неких видимых образах. В результате, уже первые два столетия после времен Христа и его апостолов, многочисленные тогда христианские церкви-общины разделились в спорах о том, был ли Христос сотворен или рожден Богом (и значит, является самим Богом по природе), о соотношении в Иисусе «божественного» и «человеческого» и т.п. Видимым результатом всего этого были усугубляющиеся расколы и конфликты в реальном христианстве, абсолютно противоречащие завету его основателя о единстве.

Хотя и тогда были трезвые и логично мыслящие головы (напомним, что слово «логос», от которого происходит название науки логика означает в греческом обиходе не только «слово», но и Божественный план или замысел). Проповедник Арий из церкви в египетской Александрии (256-336 гг.н.э) учил, что Христос не мог быть «рожден» Богом, а лишь сотворен, как и все другие люди. Он указывал на то, что в еврейском Ветхом Завете определение «бог» употребляется и по отношению к человеку, например, пророку Мусе. В то же время Всевышний изначально обозначается четырьмя буквами (ЯХВЕ), внешне не имеющими смысла и призванными подчеркнуть надмирность и непознаваемость Бога человеческим разумом.

Далее Арий указывал на то, что дискуссия о том, человек Иисус или Бог, стала следствием ошибки в переводе. Дело в том, что христианские писания («евангелия») начали появляться лишь лет через 70 после Христа и представляли собой переводы-компиляции на греческий язык арамейских семитоязычных преданий. При этом в церковный канон вошли всего четыре из известных 54 евангелий. Дискуссия шла о том, является ли Христос «единосущным» Богу (то есть един с ним и по физической природе, из чего вроде бы вытекало, что Христос рожден, а не сотворен Богом). Но в греческом языке – и на это указывал Арий –  есть два сходных слова «омоусия» (единосущность) и омиусия (подобосущность). И в случае применения второго слова все становится на свои места. Христос не «рожден», а как всякий человек сотворен по образу и подобию (Бытие 6:26) и возведен Богом до уровня Его Посланника.

Идеи Ария пользовались большой популярностью у верующих христиан настолько, насколько они вызывали неприязнь духовенства, которое начало активную травлю Ария и готовило его осуждение и отлучение на всецерковном съезде (соборе).

В тогдашнем античном мире, границы которого совпадали с границами Римской империи религия была одновременно и идеологией. Религий и духовных учений мистического толка было много, их деятельность никак не регулировалась, при том, что достаточно формально государственной религией оставалось римское язычество.

В 306 г н.э. августом (первая ступень римской императорской власти на пути к власти абсолютной) стал Константин. Помимо прочего, он серьезно озаботился вопросами религиозной жизни, неурегулированность которой представляла, говоря современным языком, угрозу национальной безопасности. Особенно беспокоило христианство, широко распространившееся по всей империи, но до сих пор так официально и не признанное. Повышенное внимание определялось и тем, что корни христианства происходили из Иудеи – самой неспокойной провинции империи.

Тогдашний полновластный правитель Рима Галерий в 311 году выпустил так называемый «Никомедийский эдикт» (указ) о легализации христианства при условии, что христиане будут молиться за императора. Но при этом христианам не были возвращены храмы, кладбища, памятники и они не получили компенсации за их разрушение. Константин пошел дальше: своим изданным в Милане в 313 году эдикте, он уровнял в правах все религии, сделал возможным переход из одной религии в другую. Язычество, таким образом, было лишено своих привилегий, хотя сам император еще продолжал оставаться язычником. При этом, согласно эдикту, среди равных религий христианство оказалось чуть-чуть «равнее». Предусматривалось полное возвращение им собственности, а ее бывшим владельцам выделялась компенсация из казны.

Именно в апогей правления Константина, в 325 году в городе Никее, (ныне – Изник, Турция) собрался всецерковный собор, осудивший учение «единобожника» Ария и провозгласивший божественность Христа и учение о Троице его вроде бы подтверждающее. Именно там и тогда была сформулирована эта догма, до настоящего времени резко отделяющая «церковное» христианство от других религий, идущих от Ибрагима-ханифа. Император Константин санкционировал решения собора. Но арианские общины продолжали существовать, а сам язычник-император на смертном одре все-таки принял крещение… от арианского священника.

Вывод из этой довольно длинной цепочки событий и фактов достаточно короток и ясен. «Человек стал Богом» в церковно-христианской интерпретации исключительно как результат политико-идеологического маневра императорской власти с целью интегрировать «диссидентское» в ту эпоху христианство в политическую систему империи. А для этого было необходимо идею Единого невидимого Бога трансформировать в более понятное языческому сознанию божество в человеческом образе. Что и было сделано. И сохранилось, к сожалению, на века.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Кааба 10 Декабря 2018г.
Ответить

Логическое обяснение

Готлиб Израиль 10 Декабря 2018г.
Ответить

В последнее время в российских СМИ вновь активно обсуждается возможное израильское гражданство Владимира Соловьёва (наряду с видом на жительство и элитной недвижимостью в Италии, чего сам «кремлевский соловей» уже не отрицает) Об этом говорится в статье постоянного автора газеты «Завтра» Алексея Иванова, которая посвящена причинам появления в СМИ данных о британском подданстве и дорогостоящей недвижимости в Лондоне еще одного выдающегося кремлевского пропагандиста и горячего патриота России Сергея Брилева. Как информировал Курсор, в конце ноября появились новые подробности о тайной ...
Читать дальше

Яндекс.Метрика