Как один мусульманин освободил русскую деревню от крепостного рабства

татарин избавил  крестьян от телесных наказаний помещика

татарин избавил крестьян от телесных наказаний помещика

Теги:




33
05 Марта

В биографии министра финансов России при императорах Александре I и Николае I – графа Егора Францевича (Георга Людвига) Канкрина есть очень любопытный эпизод. Еще до начала войны с Наполеоном он был направлен в Астраханскую губернию «по делам земледельческих колоний».

Находясь проездом в Казанской губернии он был вовлечен в разрешение конфликтной ситуации, возникшей между татарином и одним из местных помещиков. Состоятельный мусульманин, имени которого Канкрин не упоминает, дал одному помещику денег в долг под залог поместья с крепостными. Помещик выдал ему вексель, согласно которому в случае невыплаты долга в срок татарин становился хозяином принадлежавшего ему поместья.

Помещик был страстным игроком в карты и естественно, вернуть долг в срок не смог. В результате его кредитор стал как бы владельцем поместья и нескольких сот крепостных душ. Тут возмутился казанский архиепископ Павел. По закону Российской империи, еще со времен Петра I мусульманам было запрещено владеть крепостными православного вероисповедания. Поэтому архиепископ стал возмущаться тем, что «магометанин» в нарушение закона стал владельцем «православных душ». Он не нашел ничего лучше, чем предложить мусульманину креститься и стать владельцем крепостных православного вероисповедания так сказать, на законных основаниях.

Татарин креститься наотрез отказался. При этом он указал, что на землю он имеет полное право собственности, а если духовные и светские власти не устраивает тот факт, что христианами завладел иноверец, то он готов население всей деревни, доставшееся ему, отпустить на волю. Тогда уже возмутились местные дворяне и помещики: еще бы, освобождение целой деревни могло бы подать «дурной пример» крестьянам и настроить их против единоверцев-помещиков.

В общем, законы Российской империи вошли в противоречие друг с другом: с одной стороны право собственности не могло быть нарушено, а с другой – владение этой собственностью, то есть крестьянами, не дозволялось. А освобождение целой деревни было еще и не «по понятиям» того времени.

И тут, в нужное время в нужном месте оказался Егор Канкрин. Он разработал изящную комбинацию, удовлетворившую всех: предложил поместье вместе с крестьянами передать в Государственный банк, а он, в свою очередь, выплачивал бы мусульманину причитающиеся по векселю деньги или предложил бы ему пожизненную аренду. Надо отметить, что всех этот вариант удовлетворил. Крестьяне по факту меняли свой статус с крепостных на государственных, что давало им личную свободу.

Таким образом принципиальность татарина спасла несколько сот русских крепостных крестьян из крепостного рабства.

Ильдар Мухаметжанов



Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Александр 06 Марта
Ответить

Увы, жадный татарин никакой свободы крепостных не дал. Их вместе с землёй передали в гос банк. Тот назначил управляющим того же, который был при помещике, и крестьяне как были рабами, так и остались. Только трудиться стали ещё больше, а спать меньше. Ибо для банка важна прибыль, а не люди.

    yildirim 06 Марта
    Ответить

    Александр, если бы вы поискали немного в яндексе или в гугле по теме "государственные крестьяне", то узнали бы, что в отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными. По закону государственные крестьяне рассматривались как «свободные сельские обыватели». Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались как лица, обладающие юридическими правами — они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Государственным крестьянам было разрешено вести розничную и оптовую торговл...
    Читать дальше

      Вероника 16 Марта
      Ответить

      Ох. Нет, они не были свободными, они были государственными. Но да, их положение отличалось от положения крепостных. Если на то пошло, то в России были белые лично свободные крестьяне -- очень мало, обычно отпущенные по вольной. Были царские, то есть их хозяин император. А были помещичьи. И были еще дворовые, тоже помещьи, но дворовые. Свободные в полном понимании этого слова -- только первые. А остальные в той или иной степени закрепощенные. У них были разные права у всех. Дворовые -- уже практически рабы. Остальные -- нет, но и свободы там не было. Например, тот же государственный крестьянин ...
      Читать дальше

    Русс-Там 31 Марта
    Ответить

    Жадному Татарину не дали освободить мужиков не менее жадные русские конкуренты,один татарин(даже жадный)против церкви и помещиков принял оптимально выгодный для себя и для мужиков вариант...

Семен 06 Марта
Ответить

Ужасно. Люди были рабами, собственностью. Эта рабская психология глубоко сидит в людях и сейчас.

    Fidailь 07 Марта
    Ответить

    Семен, ты что с "луны свалился", не зная что в Российской Империи до (02) февраля 1861 было КРЕПОСТНОЕ ПРАВО, по которой крестьяне продолжали юридически "выкупать себя" аж до начала (или окончания Первой Русской Революции (1905-1907г.г.). Ты в какой ШКОЛЕ учился или всЁ по "Окфордам ОКАЛАЧИВАЛСЯ" "МАЖОР-BOY"???!

Fidailь 07 Марта
Ответить

Очень хорошая поучительная ИСТОРИЯ, если ... только ЭТО ПРАВДА.

раб Аллаха 07 Марта
Ответить

поклоняйтесь только одному Богу, Господу миров и нет у него сотоварищей!

    Jagment 10 Марта
    Ответить

    АльхамдулиЛлях

Rustam 07 Марта
Ответить

татары освовободят эту старну от крепостного рабства и в этот раз

    Али 08 Марта
    Ответить

    Большинству татар самим бы выйти из рабства, прежде всего в своих головах....

Тахир Габдрашитович Давлетшин 09 Марта
Ответить

М.б. зря ))) Крестьяне, возможно, были довольны своей рабской сущностью

    Vladimir 09 Марта
    Ответить

    Довольны- недовольны, но весь 19 век до отмены крепостного права в России голодных лет не было, в отличие от Европы. Как только отменили - так и началось.

      николай 09 Марта
      Ответить

      Так крепостное право отменили без "выходного пособия".Так же поступили в недалеких девяностых .Старое отменили .В новом барахтались ,как слепые котята.И голодовали и без работы маялись.Наверно Вам не приходилось в девяностых наблюдать ,как за девять дней после похорон близкого человека,люди не узнавали кладбище.Настолько быстро "заселялись " новые могилы.А рыли их экскаватором сотнями про запас.Конкретно кладбище "Богородское" под Электроуглями.

      Юри_й 23 Марта
      Ответить

      как не было голода. да он практически не прекращался. вот строка из вики: В общем, число неурожаев и голодовок в течение XVII, XVIII и XIX столетий увеличивается. В XVIII столетии было 34 неурожая, а в течение XIX столетия лишь до 1854 года их было 35.

Мурат Гасанович Казакбиев 10 Марта
Ответить

Хрень редки не слаще!!!

Дэн 10 Марта
Ответить

Мне не нравится слишком щедрое использования слов "раб" и "рабство". Рабство было на плантациях американских континентов, когда чернокожих привозили из Африки, надевали на них ошейники и водили на цепях, у них не было своей собственности, им показывали пальцем с кем они должны были размножаться что бы дети рождались более выносливыми. В принципе их выводили как выводят породы собак. Их можно было убить, изнасиловать, отрезать нос, язык, палец. В Российской Империи не было рабства, там было крепостное право. Да у них не было прав человека, как мы это понимаем в современном понятии. Они ...
Читать дальше

    Ринат 16 Марта
    Ответить

    Вы просто не умеете в отечественную историю и совсем плохо со сравнительным анализом. 1. В Сибири (на Кавказе, в Средней Азии) ещё при Николае I существовало рабство, о чём не часто упоминают историки. Рабами здесь владели как служилые люди, так и аборигены. Ими становились представители народов с которыми казаки вели войну, а также их покупали у соседей. «Рабство, присутствовавшее в русских владениях в Северной Азии в конце XVI-середине XVIII в. (да и позднее, вплоть до середины XIX в.), вполне можно сравнивать с рабством, имевшим место во Французской Канаде, и с рабством в центральных и с...
    Читать дальше

    Юра 22 Марта
    Ответить

    В азии это никому не интересно. Они сами до сих пор живут в рабовладельческом строе и хотят чтобы все были такие же.

Иоанн 12 Марта
Ответить

Как не назови ярмо что у тебя на шее все равно оно давит. Раб, не раб, крепость подразумевала. что продавали людей точно также как и рабов в любой другой стране.

Шамил 15 Марта
Ответить

В России мусульмане(башкиры и татары) не были крепостными. Каждые 20-30 лет башкиры поднимались против заводчиков.

    Юра 22 Марта
    Ответить

    мусульмане всегда батраки

Yermak 15 Марта
Ответить

Автор, не собирай ерунду. Крепостные русские освободили мусульман от исламского рабства, а вы обратно рвётесь в кандалы исламизма.

    Заур 20 Марта
    Ответить

    Да, да, да, конечно. Самый свободный русский народ, принесший свет и процветание всем покоренным народам. Просто они этого не понимают. Ну "тупыыые" . Своего счастья не понимают.

      Юра 22 Марта
      Ответить

      сам то давно с ишака слез?

Вероника 16 Марта
Ответить

Государственные крестьяне -- это не свобода, просто хозяин не помещик, а государство. Это из области, что государственный завод ничейный. Но их положение было все-таки несколько лучше, чем у крестьян принадлежавших помещикам. История интересная, прочитала с удовольствием. Но тема статьи, выведенная в заголовок натянута, да еще и с ошибкой, будьте внимательней. Писали бы уж лучше "Как мусульманин хотел освободить христиан, но христианские законы ему не позволили", так ближе к истине.

Aleksandr 18 Марта
Ответить

В европе в то время было местами и похлеще они владели колониями с рабами .

Artemiy 19 Марта
Ответить

Враньё. Государственным крестьянам часто было хреновее. Не получилось наукообразную сказку состряпать...

raissa 21 Марта
Ответить

Мусульманину совершил грех пострашнее, чем согласившись жить на банковские проценты, из-за отсутствия знаний запрещённого по религии ислам.Лучше бы он отдал рабов и имение,чем брал лихву.Аллах сказал в Коране-за то, чем вы пользовались будет расчёт, а за излишество-наказание.

Юра 22 Марта
Ответить

татары сами всю жизнь рабы и хотят чтобы все такие же были

Юра 22 Марта
Ответить

Вся азия это баи и батраки.

Адамян Аркадий 22 Марта
Ответить

Отличительной чертой рабства от крепостничества является следующее. Крепостной закреплён за местом или за господином, но не является предметом оборота, его нельзя продавать, закладывать или выменивать на собаку. А в рабстве раб является предметом гражданского оборота. Рабство в России было отменено в 1861 году, а крепостное право отменено только после первой русской революции 1905-1907 годов.

fa fa 23 Марта
Ответить

в англии как как вы его называете велико британием от патриотизма. ещё действуют законы . все граждане это Подданные и должны удовлетворять даже для секаса королеву или принцу бесплатно. МОНАРХИЯ . ДАЖЕ ГРАФЫ ИМЕЮТ ПРАВА ТРАХНУТЬ И ТРАХАЛИ