Какие привилегии есть у мусульманского меньшинства в Китае по сравнению с другими странами

Мусульманки на улицах Китая

В течение предыдущего года в средствах массовой информации неоднократно появлялись сведения о притеснении мусульман, особенно уйгуров, в Китае. Большинство таких сообщений исходило из западных информагентств. СМИ мусульманских стран удивительным образом хранили молчание о том, в какой ситуации оказались их единоверцы в КНР.

В ответ на продолжающуюся критику власти КНР организовали посещение послами 12 стран так называемых «лагерей для перевоспитания», где содержатся граждане уйгурской национальности. Эта тема поднималась и во время недавнего визита в страны Центральной Азии Госсекретаря США Майкла Помпео. В свою очередь китайский посол в Казахстане, отвечая на критику со стороны Помпео, заявил, что в Синьцзяне насчитывается 25 000 мечетей, «что больше, чем в Соединенных Штатах, Великобритании, Франции и Германии вместе взятых. В среднем на каждые 500 мусульман приходится одна мечеть, это больше, чем во многих мусульманских странах».

Можно ли утверждать, что СМИ, на которые принято ссылаться при описании проблем мусульман в КНР, не отражают всей полноты сложившейся в этой стране картины?

В связи с этим любопытный анализ отношения в Китае к гражданам-мусульманам дает английский исследователь Юн Мяо, который в конце прошлого года разместил в научном журнале «Journal of contemporary China» аналитический материал озаглавленный «Китаизация против арабизации. Онлайн-рассказы об исламофобии в Китае».

В нем на основе анализа сообщений из чатов на общественно-политическую тематику, взятых из китайской веб-платформы Weibo, описывается, как относятся в Китае к исламу и его последователям представители этнического большинства хань.

Как официальные теоретики китайского социализма, так и большинство пользователей китайской Weibo относятся к исламу и его последователям как к носителям устаревших традиций, противостоящих как древней китайской цивилизации, так и идеям модернизма.

Китайцы-хань по праву гордятся историей Китая, которая насчитывает 5000 лет, и тем, что китайская держава, возникшая во времена египетских фараонов и древней Месопотамии, старше по возрасту, чем все известные на данный момент государства и цивилизационные ареалы.

В связи с этим китайским мусульманам предлагается «подтянуться» до уровня китайской цивилизации, то есть «китаизироваться». В случае если они останутся приверженными своей традиционной культуре, основанной на исламе (как говорят партийные пропагандисты «арабизируются»), то будут считаться политически неблагонадежными. При этом Юн Мяо отмечает, что прямые нападки на мусульман и призывы к насильственным действиям против них подпадают под разжигание розни и удаляются из контента.

Другой популярной темой в чатах является критика пользователями Weibo власти и официальных китайских СМИ, которые, по их мнению, не придерживаются генеральной линии Компартии на "китаизацию" мусульман. Власти подвергаются критике за фактическое внедрение халяльной инфраструктуры в районах компактного проживания последователей ислама и официальной регистрации халяльных стандартов. Особое возмущение ханьцев вызывает тот факт, что власти выплачивают мусульманам субсидии на халяльную еду, которых им, как немусульманам не положено.

Вот как описывает один рассерженный представитель хань посещение халяльного ресторана в одном из университетов: «Халяльные рестораны дешевле на треть и порции в них больше,.. чтобы сэкономить деньги, я однажды пошел в халяльный ресторан. Чтобы не есть мяса, которое было изготовлено по религиозным обычаям, я заказал только овощные блюда, которые стоили мне 3,5 юаня. Если бы я пошел в обычный ресторан, то же самое блюдо обошлось бы мне в 7,7 юаня. Кто это субсидирует?»

Еще одним поводом для возмущения ханьцев является так называемая позитивная дискриминация этнических меньшинств, в число которых входят хуэй, уйгуры и казахи. Так, в письме правительству провинции Гуйжоу родители абитуриентов-хань, сообщили, что в 2018 году 44,96% абитуриентов составили представители этнических меньшинств, которые получили дополнительные баллы из-за своей этнической принадлежности, что позволило им поступить в вузы. По их словам, родители-хань даже вынуждены менять в документах национальность своих детей, чтобы те могли получить высшее образование. Таким образом, как констатирует автор исследования, среди хань сложилось мнение, что они – жертвы национального неравноправия.

Пользователи Weibo также обвиняют власти в том, что они не защищают права ханьцев в случае их конфликтов с этническими меньшинствами. При этом они считают, что проигрывают представителям этно-религиозных меньшинств в силу своей законопослушности: «Некомпетентные политики и бюрократы так привыкли просто ублажать тех, кто может собрать больше людей и устроить шум... Это значит, экстремистские группировки получают особые привилегии, и, конечно же, они продолжают создавать проблемы... Мы не стали бы нападать на правительственные здания, потому что мы признаем верховенство закона. К сожалению, законопослушные люди всегда проигрывают».

Критические замечания раздаются и в сторону государственных СМИ, которые, по мнению пользователей социальной сети, замалчивают проблемы. Особое негодование пользователей Weibo вызвал тот факт, что китайское государственное телевидение (CCTV) и официальное агентство новостей Синьхуа (Xinhua) избегали употребления слов "свинья" и "свинина", делая репортажи о китайских традиционных праздниках, например, китайском Новом годе, в ходе которого она повсеместно употребляется. Пользователи Weibo назвали это явление "свинофобией".

Таким образом в самом Китае возникает парадоксальная ситуация: представители этнического большинства хань не довольны реальной политикой «партии и правительства», делающих отступления от декларируемых идеологических установок в отношении религиозных и этнических меньшинств, и требуют их ассимиляции и ужесточения «борьбы с экстремизмом».

Власти КНР не допускают явных провокаций против мусульман, типа регулярного подбрасывания свиных голов на территории мечетей и скандалов из-за меню в столовых для учащихся, которые постоянно происходят на Западе.

Власти КНР субсидируют издание книг, финансово поддерживают учреждения культуры, которые функционируют на языках меньшинств. В отличие от своих идеологических «старших братьев» -советских коммунистов, они также никогда не пытались изменить алфавиты тех же казахов и уйгуров, которые до сих пор используют арабскую графику.

С другой стороны, партийные установки и общественное мнение, которое во многом этими установками и формируется, заставляют их предпринимать решительные шаги по ограничению религиозной активности мусульман, вплоть до установления за ними тотального контроля и заключения в специальные лагеря.

Можно сказать, что в коммунистическом Китае важные вопросы быта мусульман, например, халяль, отрегулированы лучше, чем во многих странах Запада. Вместе с тем общее отношение к мусульманам в КНР заставляет говорить об особого типа исламофобии, не похожей на западную, но, тем не менее, во многом более жесткую.

И если Запад проявляет свое истинное отношение к исламу на внешнеполитическом треке, развязывая войны на Ближнем Востоке, грабя одну за другой мусульманские страны, поддерживая экспансию Израиля, то Китай, действуя осторожно в сфере внешней политики, и обзаведясь союзниками в исламском мире, подавляет активность мусульманских меньшинств на своей территории, называя критику своих действий «вмешательством во внутренние дела КНР».

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Журавлёв Евгений 29 Марта 2020г.
Ответить

Те кто едят змей. лягушек, собак и разную утварь. не могут быть людьми!!! Самая грязная и поганая нация ( после цыган) - это китайцы!!! Их надо остерегаться везде и всюду, потому что они способны на любую подлость!!!.....

Яндекс.Метрика