Какой он, межрелигиозный диалог в Татарстане

В рамках стартовавшей 17 августа Международной летней школы «Болгарский диалог культур» эксперты и наставники школы обсудили перспективы межрелигиозного диалога в Республике Татарстан и попытались структурировать существующие методы по налаживанию межличностного диалога между представителями разных религий.

По словам исполнительного директора Фонда стратегического диалога и партнёрства с исламским миром, член Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», начальника Центра межрелигиозного диалога Болгарской исламской академии Эльмиры Садыковой, Россия, в том числе Татарстан, исторически представляет собой территорию пересечения тюркских народов, славянских, христианских. По её словам, на протяжении всех этапов формирования политической системы Российского государства религия имела особое значение. «Только вера, диалог между религиями может привести к упрочению стабильности в обществе. И это должна быть повседневная работа, а не от случая к случаю», – заверила участников встречи Садыкова.

В свою очередь Сергей Мельник, старший научный сотрудник Центра межрелигиозного диалога Болгарской исламской академии, заведующий отделом философии, научный сотрудник ИНИОН РАН, преподаватель Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, поделился идеями, которые могут сыграть положительную роль в формировании и укреплении межрелигиозного диалога.

«Сфера реализации социальных проектов перспективна и не исчерпана, представляет собой обширное поле для работы. Как оказалось, согласно последним исследованиям, верующая молодёжь больше времени уделяет социальному активизму. Уверен, что эту энергию можно и нужно направлять в доброе русло», – подметил эксперт.

Мельник отметил, что раньше диалога на уровне экспертов и простых верующих не было, а сегодня это отдельная, к сожалению, пустующая ниша.

«В целом социальные проекты в этой сфере можно поделить на 2 группы: укрепление мира и согласия между верующими и сотрудничество. Последние годы мы можем наблюдать рост проектов, направленных на развитие согласие между носителями различных культур. К примеру, в 2020 году в Москве по инициативе Альбира Крганова и протоиерея Московской епархии был открыт Московский межрелигиозный дискуссионный клуб. Каждый год в Дагестане проходит межрелигиозный молодёжный форум. Таких инициатив много, среди них и спортивные соревнования, и восхождение на Эльбрус», – рассказал Сергей Мельник.

Что же касается непосредственно сотрудничества, то один из таких примеров на институциональном уровне – Межрелигиозная рабочая группа по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии. Да, есть еще единичные инициативы сотрудничества, но их очень мало. Когда же мы говорим о диалоге в молодёжной среде, то всегда есть искушение – дублировать слова религиозных лидеров. По словам спикера, на молодёжном уровне обычно есть три составляющих такого религиозного диалога: знакомство с другой религии (повышение уровня религиозной грамотности, разрушение стереотипов) через лекции, встречи с представителями разных религий и экскурсии в культовые здания; налаживание личностного доверительного общения и совместная деятельность.

Ещё одно широкое поле для гармонизации межрелигиозных отношений – религиозное образование. В свою очередь, это образование может осуществляться разными путями: преподавание религии как закона Божьего (конфессионально ориентированное образование); изучение основ религиозных культур и светской этики, основ духовно-нравственных культур народов России, что является культурологическим аспектом и просто воспитание.

«Все подходы, которые существуют, не исключают друг друга, а могут дополнять и успешно сочетаться. Все могут найти свою нишу, все нужны. Наща задача – выявить что-то общее, поскольку личностная модель предполагает стремление понять друг друга в его уникальной идентичности», – подытожил Мельник.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика