Вновь избранный муфтий Татарстана Камиль Самигуллин пообещал бороться с анекдотами про имамов, которые в силу специфики своей работы часто становятся объектом для шуток, в том числе и со стороны верующих.
В этом его поддержал главный казый Татарстана Джалиль Фазлыев. Он сравнил имамов с журналистами и заявил: «А давайте вы, журналисты, тоже пишите статьи для народа и без гонораров!? Или пусть писатели пишут книги забесплатно! Но ведь так же нельзя. Имамы тоже люди, они с утра до ночи ведут службы в мечетях, смотрят за его хозяйством. А на что им жить-то?» –
цитирует его Кazanfirst
Произнеся эту фразу, Фазлыев невольно продемонстрировал, что «официальное духовенство» изрядно оторвалось от реалий обычной жизни, раз позволяет себе столь натянутые сравнения.
Начать с того, что журналист работает с источниками, добывает информацию и на ее основе производит интеллектуальный продукт, который затем отдает в редакцию того или иного издания вместе с правом на публикацию, взамен получая зарплату или гонорар. А какой «интеллектуальный продукт» создает типичный мулла, читая Коран, аятов которого он зачастую сам перевести не может?
Анекдоты рождаются не на пустом месте. «Исламское духовенство» ведь претендует на некую исключительность, а на деле некоторые его представители, зачастую, и двух слов не могут связать. К тому же «свободы творчества» в его труде, в отличие от труда журналиста, вовсе нет. В том же Татарстане хазраты обычно говорят то, что им предписывают старшие по духовному званию, и если они уклонятся от «генеральной линии», то, скорее всего, работать уже не смогут.
Практика взимания денег за совершение «духовных треб» в итоге породила ситуацию, когда среднестатистический номинальный мусульманин дает мулле деньги и тот исполняет причитающийся обряд. На этом обе стороны считают, что формальности соблюдены, и этого достаточно. Получается, что хазрат в подобных случаях выступает как некий «служитель культа», который совершает определенные обряды «на заказ». Серьезной разъяснительной работы о том, какое место в исламе занимают обычаи, а какое – индивидуальные обязанности каждого мусульманина (фард) при этом как то не заметно.
Что же касается анекдотов про мулл – то их начали сочинять задолго до того как родился нынешний муфтий Татарстана. И не случайно одним из главных их героев является знаменитый Ходжа Насреддин. И если Камиль хазрат хочет бороться с Ходжой Насреддином, то, без всякого сомнения, он эту борьбу проиграет.
И в заключении – анекдот про муллу:
Как-то раз Ходжа Насреддин зашел к мулле, чтобы сотворить молитву. Видит: мулла прячет поспешно под скатерть пиалку, полную мёду. Очень захотелось Ходже отведать того меду. Мулла расспрашивал его о жизни, о том, усердно ли он молится Аллаху. Ходжа отвечал рассеяно и не спускал глаз с пиалы. «Это яд для нечистого, – пояснил мулла, заметив взгляд Ходжи.- Одной капли достаточно ему, чтобы околеть». И, довольный своей уловкой, мулла пошел за Кораном в другую комнату.
Только этого и ждал Ходжа. Он взял лежавшую тут же лепешку и вымакал ею весь мед! Потом разбил пустую пиалу вдребезги и начал горько над ней причитать. «Что случилось, Ходжа?» – спросил его возвратившийся мулла. «Я совершил величайший грех: нечаянно разбил пиалу с ядом. Не зная как искупить свою вину, я решил покончить жизнь самоубийством. Я съел весь яд! Прощай, святой хазрат! Пойду домой умирать!»
Ответить
Анекдоты про мулл внедряли идеологи советской власти. Чтобы насмешками отвратить людей от обращения к знающим, а это привело бы к главенству традиций над религией. И любовь современных мусульман к анекдотам свидетельствует о ещё неискоренившейся джахилии. Да братья, нам ещё очень и очень много надо работать над собой. Сподвижники говорили, что человек подобен соколу, который издалека видит мышь, - так и человек не замечает своих недостатков, но очень хорошо видит даже мелкие недостатки у другого. Почитал комментарии и неприятный осадок остался. Мусульмане оскорбляют друг друга, обвиняют в лице...
Читать дальше
Ответить
Я все же призвал бы быть аккуратным в словах, когда мы критикуем наших хазратов. Они ведь такие же люди: в чем-то сильные, в чем-то - слабые. В прошлую субботу был на поминальном собрании по поводу годовщины смерти матери моего близкого приятеля. Рядом со мной сидели двое знакомых моего приятеля в возрасте около 55 лет. Из-за уважения к окружающим и к пригласившему их, отдавая дань традициям, они довольно смиренно слушали молитвы, "держали руки" и т.п. Но в разговоре с ними выяснилось, что они не веруют, но по возможности всегда помогают мусульманам. В моей жизни было несколько невероя...
Читать дальше
Ответить
Камиль-хазрат, анекдоты про мулл ходили, ходят и будут ходить, но имеются ввиду муллы, так сказать, не совсем честные и искренние, гневаться на такие вещи серьёзным людям не стоит, поэтому не занимайтесь борьбой с этим народным творчеством ведь даже Брежнев со всей своей гос. машиной и кгб не смог побороть это творчество о самом себе, а уж религиозные организации тем более не обладают таким ресурсом, как СССР, поэтому не обращайте внимание на такие шалости и сосредоточьтесь на более важных проблемах мусульман Татарстана.
Ответить
"..К тому же «свободы творчества» в его (имама) труде, в отличие от труда журналиста, вовсе нет...",- Ильдар Мухаметжанов Вот как понимать кавычки в выражении "свобода творчества" у Ильдара? По-любому... - это его предложение нынче звучит не иначе, как анекдот.
Ответить
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал придумывать истории для того, чтобы насмешить людей. Но здесь пахнет не рвением в свете этого запрета, а очередной защитой самолюбия. Человек, который не может посмеяться над собой, и вправду достоин жалости. И, если не ошибаюсь, имамы из первых мусульман были обычными людьми, работали на обычных работах. В свободное время получали знания. Разве первые имамы сидели на имамской зарплате?
Ответить
"...они с утра до ночи ведут службы в мечетях, смотрят за его хозяйством..." Аллах лучше знает, где как. Но во многих местах делами с утра до ночи заняты замы и замы замов, которые ещё вчера ничего из себя не представляли, а сегодня заведуют ключами и ведут себя так, будто стали правителями города.
Ответить
А нам хазрат , наоборот , сам спокойно мог рассказать анекдот про хазратов , и за такую самокритичность его все очень любят . Вот такой , например : Пошёл человек к речке , смотрит , а там шайтанчики отдыхают , веселятся , купаются . Он их спрашивает , а почему вы тут отдыхаете ? Вам ведь надо людей сбивать , всякие гадости делать ? А они ему отвечают : а чего нам беспокоится , за нас сейчас всю работу хазраты делают ! Думаю , если ещё и с анекдотами бороться , то всё только хуже будет . Это как при простуде с чиханием бороться . С причиной надо бороться , а не со следствием .
Ответить
,, Я съел весь яд! Прощай, святой хазрат! ,, - )))
Ответить
Реально бороться с анекдотами нужно начинать с себя, - жрать меньше плова с губадьей на "съездах", не ездить на джипах, публиковать прозрачную отчетность по закяту и садаке, вести реальный дагват, а не верещать бесконечно "ислам против терроризма", не искажать Коран и хадисы в угоду себе и "властям", не вымогать деньги на похоронах, "поминках", и свадьбах...
Ответить
Реально бороться с анекдотами нужно начинать с себя, - жрать меньше плова с губадьей на "съездах", не ездить на джипах, публиковать прозрачную отчетность по закяту и садаке, вести реальный дагват, а не верещать бесконечно "ислам против терроризма", не искажать Коран и хадисы в угоду себе и "властям", не вымогать деньги на похоронах, "поминках", и свадьбах...
Ответить
"...Самигуллин пообещал бороться с анекдотами про имамов..." Интересно, КАК ИМЕННО он собирается с ними "бороться"? Привлекать к "делу" фсб? Выгонять из комсомола, или с работы? Отлучать от церкви? Сжигать?