Казахстан: «Религия VS Культура»?

Независимый Казахстан вновь оказался на распутье. Дефицит идей, способных сплоить общество – общая проблема государств, возникших на постсоветском пространстве.

«Какова наша национальная идея?», – то и дело вопрошают государственные мужи с высоких трибун как в России, так и во многих соседних с ней странах.

Что касается Казахстана, то в определенном смысле сначала его правители попробовали сделать ставку на традиционный ислам, но он, в силу ряда существенных причин, о которых должен быть отдельный разговор, не смог выступить в качестве идеологии, скрепляющей общество.

Одновременно начался процесс исламизации «снизу», в рамках которой стали возникать «деструктивные течения», которые, ни много ни мало дерзнули в той или иной степени оспаривать власть постсоветской политической элиты или, как минимум, критиковать ее.

Ответом на это стал «просвещённый» криптонационализм, когда обществу было предложено опереться на «национальные» ценности, исконно присущие казахам.

Но он оказался «палкой о двух концах». Оборотной стороной национализма стал рост требований по «казахизации» властных и общественных институтов, приоритет одного этноса при назначении на административные посты, что вызвало отторжение у неказахских этнических групп и их постепенный отток из страны.

Как считает казахстанский политолог Султанбек Султангалиев националистические идеи более понятны, прежде всего необразованным людям, «чей процент в казахстанском обществе, – по его мнению, – увеличивается в пугающей прогрессии». С другой стороны националисты в Казахстане представлены широким спектром мнений и до сих пор не могут выработать консолидирующей платформы.

«Разработанной идеологии казахского национализма, внятно сформулированного политического кредо у националистов также нет», – говорит политолог в интервью порталу 365info.kz.
Вместе с тем он подчеркивает, что по мере ухудшения экономической ситуации националистические идеи могут быть более востребованными.

Демографический фактор здесь также «поможет». Казахское население в стране растет и это может привести к возникновению преимущественно мононационального общества уже к середине 21 века. С другой стороны, по мнению политолога Ислама Кураева, власть серьезно озабоченная идеями адептов «нетрадиционного ислама» о создании нового государства с новыми устоями жизни проводит политику полного контроля религиозной сферы в стране, пресекая на корню какие-либо действия, направленные на подрыв существующего государственного строя.

При этом ставка сделана на развитие казахской национальной культуры, которая должна будет противостоять распространению радикальных взглядов и способствовать формированию общеказахской идентичности. То есть по его мнению: «Практически переосмысление будет проходить через призму культуры, а это значит, что планируется противостояние «Религия VS Культура».

В связи с этим еще один известный казахский политолог Замир Каржанов считает, что при развитии «просвещенного национализма» важно не скатиться в банальную исламофобию, когда все, что связано с религией будет вытеснено за рамки общественной жизни. По его мнению, это лишь приведет к расколу в обществе.

По мнению Ислама Кураева это связано с тем, что количество практикующих верующих в Казахстане растет, но их нельзя скопом всех зачислять в «экстремисты» так как приход человека в религию не означает его политизации и радикализации. Именно поэтому если всерьез начать бороться с проявлениями религиозности в казахстанском обществе то маргинализация и дискриминация по признаку отношения к религии лишь приведет к увеличению количества людей, исключенных из общественных процессов.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий