Каждый постигает Коран по уровню своего развития

Коран

У Корана есть чудесное, благородное свойство: он передает смыслы на том уровне, на котором находится постигающий его человек. Иными словами – эти смыслы расширяются и растут вместе с уровнем человеческого знания и постижения реальности. Соответственно, каждый, читающий аяты Корана будет иметь свое собственное понимание коранической, или говоря шире – исламской методологии, в соответствии со своим пониманием соответствующих аятов. Взгляды ученых на эту методологию будут отличаться в зависимости от уровня понимания и степени проницательности, дарованной им Богом, а также от того, насколько глубоко они постигают особенности собственного пространственно-временного континуума. 

Наше понимание Священного Корана будет оставаться неполным до тех пор, пока мы не осознанием важность чувственного и эмпирического познания, включая полевые исследования, эксперименты, проверку теорий на практике и тому подобное – все то, чего требует исламская исследовательская методология. Отношение Пророка к этому кораническому принципу можно проиллюстрировать тем, что он нередко приостанавливал процесс вынесения решения по тому или иному вопросу до тех пор, пока не появлялось больше данных. В некоторых случаях он ждал соответствующего откровения, в иных, он стремился собрать больше фактов и сведений из окружающей его действительности, либо же советовался с теми, кто обладал необходимой ему информацией. 

Мы, к примеру, обнаруживаем, что Пророк собирался запретить женатым парам вступать в сексуальные отношения с момента рождения младенца и до тех пор пока ребенок не будет отнят от груди женщины. Он намеревался обнародовать этот запрет на основании своего убеждения, что сексуальные отношения могут негативным образом повлиять на новорожденного, в особенности, если это приведет к новой беременности в то время, пока ребенок еще находится на грудном вскармливании. Однако он заметил, что данная практика имела пагубные последствия на детей византийцев и персов. Соответственно, в конце концов, он решил не запрещать сексуальных отношений в этот период. Точно также Пророк был убежден, что опыление финиковых пальм было заблуждением жителей Медины, и что Всемогущий Бог позволит этим деревьям плодоносить, как и другим, без всякого человеческого вмешательства. 

Однако позже стало очевидным, что отказ от опыления привел к отсутствию урожая. Поэтому он изменил свое мнение по данному вопросу. Подобным своим действием он подтвердил необходимость эмпирических наблюдений и практических экспериментов. Он легко признался в отсутствии знаний в подобных вопросах, поскольку его племя в Мекке никогда не владело финиковыми пальмами, и что те, кто имеет опыт в данной области, являются гораздо более знающими нежели он сам.

Фатхи Хасан Малкави 

Из книги «Интеграция познания. Основы исламской методологии»

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика