Кем был первый в истории христианин, принявший ислам

Среди тех, кто одним из первых уверовал в посланничество пророка Мухаммада, был и христианин, мекканский араб, известный как Варака ибн Науфаль. Полное имя этого человека – Варака ибн Науфаль ибн Асад ибн Абд аль-Узза ибн Кусай аль-Курайши. Он был двоюродным братом жены пророка Хадиджи, а дед Вараки и Хадиджи по отцовской линии Асад ибн Абд-аль-Узза приходился Мухаммаду прапрадедом по матери.

О жизни Вараки, умершего в 610 году – вскоре после начала откровений и посланничества Мухаммада, сохранились лишь отрывочные сведения. Так, согласно хадису из сборника аль-Бухари, Варака «был христианином, читал Писание и внимал людям Таурата и Инджиля (Торы и Евангелия). О нем также сказано, что он написал Новый Завет на арабском языке, однако это слово можно перевести и как «написал», и как «записал», так что не ясно – сделал ли Варака собственный перевод или переписал чью-то рукопись. Более вероятно второе, ведь в северной Аравии, ближе к сирийской границе христианской ойкумены, наверняка, существовали переводы на язык, чуть позднее известный как арабский, либо другие семитские диалекты, могущие быть понятными жителям Аравии.

Упоминает Вараку ибн Науфаля и сира (жизнеописание) пророка Мухаммада. Например, в книге Ибн Хишама рассказывается, как однажды курайшиты собрались отмечать какой-то свой праздник возле одного из идолов, которому они регулярно приносили жертвы. От них во время празднования отделились четыре человека. Это были Варака ибн Науфаль и его друзья – Убайдуллах ибн Джахш, Усман ибн аль-Хувайрис и Зейд ибн Амр ибн Нуфайль. Сира повествует, что эти люди сказали друг другу: »Ей-Богу, у нашего народа вера несостоятельна. Он извратил религию своего праотца Ибрагима. Что за истукан, вокруг которого мы совершаем обход и который не слышит, не видит и не приносит ни добра, ни зла. О люди, ищите себе другую веру! Ей-Богу, нет у вас сейчас веры!». И после этого они разошлись в поисках этой веры.

Чуть ниже текст сиры Ибн Хишама сообщает следующее: «Варака Науфаль укрепился в христианстве, последовал Книгам, стал знатоком религии людей, следовавших Писанию (цит. по Ибн Хишам » Жизнеописание пророка Мухаммада» М. Умма 2002 г, с 66). Есть также сведения о том, что в 576 году Варака нашел потерявшегося пятилетнего мальчика Мухаммада на окраине Мекки и вернул его Абд аль-Муталибу, находившемуся в тот момент в Каабе.

Как уже было сказано, Варака хорошо разбирался в писаниях, и когда Мухаммад рассказал о своих первых откровения, этот мекканский христианин признал их. По преданию, Варака сказал: «Это то же послание, что снизошло Моисею». У ат-Табари в «Истории посланников и царей» Варака говорит Хадидже: «Во имя Бога! Пришел к нему великий провозвестник, архангел Джибриил (Гавриил), мир ему, тот самый, приходивший к Мусе (Моисею). Воистину он пророк этой общины. Скажи ему, чтобы был стойким».

Хадис от Аиши повествует: «…Хадиджа вышла из дома вместе с ним (Мухаммадом, – IN) и привела его к своему двоюродному брату Вараке бин Науфалю бин Асаду бин ‘Абд аль-‘Уззе, который в эпоху джахилийи принял христианство, пользовался для своих записей письменностью иудеев, выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаху, и в те времена уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: „О сын моего дяди, выслушай своего племянника!“ Варака спросил его: „О племянник, что ты видишь?“ — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему о том, что он видел. Варака сказал: «Это тот же ангел, которого Аллах ниспослал к Мусе! О, если бы я был молод (в эти дни) и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!“ Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «А разве они будут изгонять меня?“ Варака ответил: „Да, ибо когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принёс с собой ты, с ним всегда враждовали, но если я доживу до этого дня, то буду помогать тебе как только смогу!“». Через несколько дней Варака умер, а вместе с этим временно прекратилось ниспослание откровений. Также в одном из хадисов говорится, что однажды, услышав как кто-то ругает Вараку, Пророк заставил этого человека замолчать, и сказал: «Не ругайте Вараку ибн Науфаля! Поистине, я видел, что ему принадлежит один или два сада в раю».

Известна история о том, как однажды Варака ибн Науфаль пришел в долину, где богатый мекканец Умайя ибн Халаф истязал своего раба, абиссинца Билала, второго христианина после Вараки, принявшего Единобожия и ставшего впоследствии первым мусульманским муэдзином. Умайя положил на грудь Биляла большой камень, и сказал, что он останется в таком положении, пока не признает джахилийских божеств Ал- Лат и Аль-Узза. Билял же даже под тяжестью камня продолжал повторять: «Ахад, ахад» (Един, един). Тогда Варака сказал истязателям: » Клянусь Аллахом, если вы его сейчас убьете, я сделаю его могилу святыней и местом поклонения». Но Ибн Халаф и его родственники продолжали пытку. Тогда Варака во всеуслышание заявил: «Клянусь Аллахом, если человек готов погибнуть за истинную веру, то только при упоминании одного его имени, молитва такого человека будет принята и исполнена».

Известно приписываемое Вараке стихотворение, посвященная Зайду ибн Амру ибн Нуфайлю – одному из четырех друзей, которые отвергли джахилийских идолищ и дали обет искать Истину.

Ты шел всецело правильным путем, ибн Амр;

И избежал горящей печи ада

Единому, Творящему служа

Молитвы тщетные идолищам отбросив …

А милость Божия таких людей найдет

Даже в глубоких далях подземелья.

Наверное, было бы интересным поискать ответ на вопрос – какого направления в христианстве придерживался Варака ибн Науфаль. Ведь на рубеже VI – VII столетий христианство представляло собой, либо уже сформировавшиеся «исторические церкви», в своем учении объединившие иудейскую и греко-римскую традицию, либо сектоподобные течения, в которых продолжал играть важную роль именно «иудейскийй», а не «эллинский» элемент.

Касательно Вараки ибн Науфаля существует по данному вопросу несколько мнений. Первое – он был упоминаемым в Коране «ханифом», то есть чистым единобожником без привязки к какому-либо из сформировавшихся уже тогда религиозному направлению или церкви, второе – он был «арианином», то есть не признавал божественность Иисуса и его рождение по плоти от Бога, третья – он принадлежал к так называемой восточной «несторианской церкви», к которой, возможно, принадлежал разглядевший у подростка Мухаммада знаки пророчества монах Бахира.

Мнение автора на этот счет следующее. Возможно, Варака, был ханифом по своему умонастроению, что в общем, подтверждают даже немногие известные факты из его жизни. Кроме того быть ханифом означало чистую веру, без привязки к какому-либо религиозному сообществу с его ритуалами и догмами. Арианство – маловероятно. Оно возникло в начале IV века, тогда же в 325 году на Никейском соборе (где зародилось «церковное христианство» в его нынешнем виде) было разгромлено, а его распространение пошло на Запад, на германоязычные племена Европы, а вовсе не на восток, в аравийские пустыни. Принадлежность к несторианской церкви, возникшей в 428-430 гг. и по сей день существующей среди ассирийцев, также спорна, поскольку она жестко придерживалась и придерживается принципа богочеловечества Христа, хотя и имеет некоторые различия с ортодоксальными католической и православной церковью. Дело в том, что ареал этногеографического распространения этой церкви находился значительно севернее Хиджаза, на территории нынешних Сирии, Ирака и севера Саудии, а во времена пророка, как известно, север и юг «счастливой Аравии» представляли собой, что называется «две большие разницы».

По нашему мнению, Варака ибн Науфаль принадлежал к иудеохристианскому сообществу эбионитов. Его название происходит от ивритского слова «эвионим» (бедняки). Они продолжали придерживаться иудейских законов (соблюдения субботы, и употребления только дозволенной кошерной пищи). Эбиониты отрицали непорочное зачатие и считали Иисуса обычным физическим сыном Марии и Иосифа. Из этого вытекало, что Иисус – никакой не сын Божий, а учитель, праведник, пророк и Мессия-Машиах-Махди. Он пришел исполнить закон и пророчества, став своего рода «вторым Моисеем». Он убрал из закона всю фальшь и искажения, проповедовал бедность и отказ от мясной пищи (кстати, здесь напомним, что если мы откроем библейскую книгу Бытия, то заметим, что Создатель только после грехопадения Создатель допустил употребление грешным и несовершенным человеком в пищу мяса).

На принадлежность Вараки ибн Науфаля к эбионитам косвенно указывают следующие факты. Во-первых, семитскому мышлению и ментальности изначально чужда идея видимого Бога или Богочеловека. Идолища, в большом количестве стоявшие вокруг Каабы в джахилийской Мекке, были лишь символами божеств и тогдашние аравийцы это понимали. Российский арабист прошлого столетия Агафангел Крымский, изучая доисламскую арабскую поэзию, пришел к выводу, что аравийцев тех времен скорее можно назвать агностиками, чем верующими в Бога и (или) богов. Второе – хадисы упоминают о том, что Варака имел дело с текстами, написанными еврейскими буквами, вероятно на арамейском языке. В то время такие тексты могли использоваться, либо иудеями, либо иудеохристианскими группами, поскольку так называемые канонические переводы Библии для церквей уже были сделаны до V века. Наконец известно, что эбиониты, ареалом обитания которых был Ближний Восток, просуществовали до второй половины VII века, то есть в годы начала пророчества были вполне себе живым и актуальным явлением. Наконец, простая логика подсказывает, что именно от учения такого рода легче всего обращение ума и сердца к исламскому Единобожию.

Таким образом, личность и известные факты из жизни Вараки ибн Науфаля являются хорошей иллюстрацией того факта, что все религии, идущие от пророка Авраама, приводят в конечном итоге к одному и тому же Единственному и Единому Всевышнему.

Автор: Исмаил Валерий Емельянов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика