Top.Mail.Ru
0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Кербела глазами российского журналиста

Кербела

«Весна Шахады» - так называется ежегодная международная конференция, проводимая в городе Кербела на юге Ирака и приуроченная ко дню рождения имама Хусейна ибн Али, предводителя юношей Рая. Это одна из немногих общеисламских площадок, где отсутствуют споры между суннитами и шиитами, и определить, кто из гостей конференции какого мазхаба придерживается, можно лишь по намазу.

Дорога на Кербелу Кербелу от города Неджеф, где находится усыпальница повелителя правоверных халифа Али ибн Аби Талиба, разделяют 80 километров. Мы ехали на место гибели Сеида аш-Шухада по трассе мимо пальмовых рощ, транспарантов с арабской вязью, портретов аятолл, разноцветных знамен, дорожных мечетей и множества пустых палаток. Строения располагались по всему маршруту. Возник вопрос: для чего возведены эти сотни палаток, десятки куполов с минаретами вдоль почти пустой трассы? - Ежегодно на Арбаин - 40-й день убийства имама Хусейна - в Кербелу по этой дороге идут миллионы паломников, - пояснил наш переводчик Садык, студент из Хасавюрта. - Иракцы готовят для них еду в этих строениях.
2 Участниками конференции стали около трех сотен гостей из 40 стран мира
Как рассказал Садык, иностранцы прилетают в международный аэропорт Неджефа. Совершив сначала зиярат к усыпальнице имама Али ибн Аби Талиба, они направляются пешком в Кербелу. На протяжении всего пути, который занимает шесть дней, местные жители кормят путников бесплатно, ухаживают за ними, и таким образом зарабатывают «саваб». Некоторые семьи копят деньги в течение года, чтобы потом потратить их на угощение паломников. Массовое шествие на Арбаин возобновилось после свержения Саддама Хусейна, и в последние годы число паломников превышает десяти миллионов человек. Дорога отнюдь не безопасна. Почти каждый год случаются теракты. Хотя на трассе немало армейских блок-постов, где сканируют на тротил (отдельные посты вовсе напоминают таможенные терминалы), смертники периодически проникают с взрывчаткой в гущу народа. Наш водитель-араб оказался очень веселым и разговорчивым. Американские войска, по его словам, во время оккупации не заходили в Неджеф и Кербелу, стояли рядом, за исключением боестолкновения с «Армией Махди» Муктады ас-Садра. Если бы Багдад не сдали приближенные Саддама, то города юга Ирака продолжили бы сопротивление, говорит он. Сначала пал Багдад, и только потом в Басре подняли белый флаг, поставив американцам условие не входить в священные города. Дорогой в стороне от трассы попадались фабрики, комбинаты. Владельцами некоторых из них, как пояснил водитель, являются комплексы храмов имама Али, имама Хусейна. Эти производственные предприятия построены на пожертвования паломников. Ежедневно в храмовых комплексах в оградках могил имамов скапливаются значительные суммы, в буквальном смысле – горы денег. Доходы от созданных на пожертвования предприятий идут на содержание комплексов, на них организуются конференции, издательские центры, проводятся семинары. Т.е. для организации конференции или иного мероприятия не надо ходить с протянутыми руками во властные структуры и просить средства. Бейнуль Харамейн Кербела оказалась городом, где современные высотки соседствует со стариной. Город возник и разрастался вокруг места сражения 70 воинов имама Хусейна с 5-ти тысячной армией ибн Зияда, наместника Омеядов в городе Куфа. Два храма – имама Хусейна и его сводного брата Аббаса – находятся напротив друг друга и внешне похожи. Над куполами развиваются красные знамена, в траурные дни их сменяют черные флаги. Храмы образуют единый комплекс «Бейнуль Харамейн». В десятой международной конференции «Весна Шахады» участвовали представители 49 стран.
4 С мусульманами из Сербии
- Маххабати Амир аль мукъминин Али ибн Аби Талиб, - говорил ведущий бархатным голосом, открывая конференцию. Первый день проходил в стенах комплекса имама Хусейна. Поэты эмоционально читали стихи, посвященные семье Пророка, богословы и профессора выступали с докладами по сближению масхабов, современной ситуации в исламском мире. Ограждение гробницы имама Хусейна из кованого серебра расположено в центре храма, верхняя часть его утопает в цветах и светильниках. Чем ближе к оградке, тем теснее. Подходы к ней устроены так, что мужчины не смешиваются с женщинами. Прикасаясь к ограждению, люди читали дуа, некоторые тихо плакали. Как позже убедились мы, народ в храме и вокруг него находится круглосуточно. По одежде, знаменам можно определить, из каких стран приехали паломники. Могила имама Хусейна за тысячу с лишним лет несколько раз разрушалась. В 850 году аббасидский халиф Мутаваккиль снес мавзолей и запретил паломничество, однако как только халиф умер, гробницу восстановили. Богатый вклад в развитие Кербелы внесли как шиитские правители (сефевиды, каджарцы), так и суннитские османские султаны. Трагедия постигла Кербелу в 1802 году, когда город подвергся нападению последователей ибн Абдул-Ваххаба: «Их жестокость не могла насытиться, кровь текла рекой. В результате кровавой катастрофы погибло более 4 тысяч человек. Ваххабиты увезли награбленное на 4 тысячах верблюдах, - приводит слова резидента автор «Истории Саудовской Аравии» (1).
5(1) Намаз в комплексе имама Хусейна
Храм сводного брата Аббаса ибн Али возник значительно позже, в 17 веке, по инициативе его тезки шаха Аббаса из династии сефевидов. Аббас – сын имама Али от жены Уммуль-Банин бинт Хизам, на которой повелитель правоверных женился после смерти Фатимы. В день Кербельской трагедии, когда отрезанные от воды люди имама Хусейна изнывали от жажды под палящим солнцем, Аббас, не выдержав детского плача, прорвался к Евфрату и набрал воды в бурдюк. Враги убили его в ста метрах от палатки. Храмы возвышаются на месте гибели Аббаса и Хусейна. Здесь же похоронены верные воины имама. Отдельной небольшой мечетью обозначено место, где находилась палатка Зейнаб, внучки Пророка. На второй день конференция переместилась в конференц-залы при храме Аббаса. Выступления сменялись культурными программами, состоялись посещение выставки иранских мастеров, концерт учащихся школы при храме Аббаса. Хабиби Русия Жители Кербелы кажутся до наивности добродушными. Мужчины обращаются друг к другу «хабиби», т.е. любимый. Расставаясь, целуют товарища в щеку. В парикмахерской, куда зашел автор строк, его тоже расцеловали, узнав, что из «Русии». Нашу страну на юге Ирака очень даже уважают. Рассказывают, что в последние годы в Кербелу переселилось немало суннитских семей из районов Ирака, охваченных войной. Здесь безопасно. Подъезды к городу охраняются, на улицах блок-посты, особенные меры безопасности приняты возле храмов. Запрещено проносить фотоаппараты, видеокамеры, однако для нас было сделано исключение. На улицах хаммеры с пулеметами на башне, солдаты с автоматами Калашникова, которые они называют «ахмас». Тут же рядом бурлит базарная жизнь.
6 Выступление учениц медресе при храме Аббаса
Примерно треть участников конференции составляли сунниты, это было видно по намазу, вопросы же относительно того, кто какому мазхабу следует, никто не задавал. Мусульмане из 49 стран от Америки до Индонезии мило общались, искренне радовались, обнимали друг друга, не выпытывая, кто каких взглядов и акыды придерживается. Знакомство с гостями проходило в основном в минуты отдыха в фойе гостиницы. Без переводчика мы могли общаться со славянами из Сербии, Боснии, Герцеговины. Среди сербов оказался новообращенный мусульманин, преподаватель вуза.
7 Слухи о том, что суннитский намаз запрещен в храме Хусейна оказались неверными
- Меня зовут Ибрагим, - сказал на чисто русском другой гость, из Боснии. – Я работаю солдатом в Сараево. Делегаты из Китая представились как Исхак и Аюб. Оказалось, что мусульмане из коренных китайцев национальности «хуей» носят арабские имена, не Мао, ни Ли и т.д.
5(1) Намаз в комплексе имама Хусейна
В числе участников конференции - посол Гвинее в Ираке, много сеидов в черных чалмах, известные в Иране, Ливане и Ираке богословы. Надо отметить, что живут религиозные авторитеты очень скромно. В составе группы делегатов нам удалось побывать в доме аятоллы Сеида аль-Хакима, одного из самых влиятельных богословов Ирака. Поразила окружающая аятоллу скромность: пустые стены, минимум простой мебели. И это человек, к которому можно попасть, пройдя тщательный досмотр службы охраны. Конференция проходила в течение четырех дней. В программу входило посещение города Самарра, где покоятся имамы Дома Пророка Али Хади и Хасан Аскари, но организаторы решили не рисковать в связи произошедшими накануне терактами. Мы также посетили город Куфу, но это уже другой рассказ. 1.Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1745-1973). М.: Наука,1982. - С. 102.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (16) Версия для печати

Добавить комментарий

Muslim__
10 Июня 2015г.
Ответить

"– Ежегодно на Арбаин – 40-й день убийства имама Хусейна – в Кербелу по этой дороге идут миллионы паломников, – пояснил наш переводчик Садык, студент из Хасавюрта. – Иракцы готовят для них еду в этих строениях".

Это что за бредовое "паломничество"?

Люди совсем с ума посходили, новый вид "хаджа и умры" придумали?

Агузубилля.

О, Аллах, наставь заблудших рабов твоих на Путь Истинный. Амин.

Umar2014
10 Июня 2015г.
Ответить

Да будет доволен Аллах имамами-мучениками Хасаном и Хусейном и их благословенным мучеником отцом имамом Али и их святой матерью лучезарной Фатимой.

    Umar2014
    10 Июня 2015г.
    Ответить

    Тот , кто поставил мне минус, ты ненавидишь благословенное семейство?

      Muslim__
      10 Июня 2015г.
      Ответить

      Брат, лично я тебе минус не ставил, но хотел уточнить, почему ты выделяешь одних мусульман относительно других мусульман?

      Разве в Исламе есть хоть одна буква о том, что наличие родственных связей с Пророком Мухаммадом (салаллаху алейхи уа саллям) делает одного мусульманина "лучше" другого просто по факту своего родства? И даже если ты имеешь такое ошибочное мнение, которое противоречит Исламу и присуще сектантам-шиитам, то почему ты не делаешь дуа за других умерших детей и родственников Пророка Мухаммада (салаллаху алейхи уа саллям)???

        Umar2014
        10 Июня 2015г.
        Ответить

        Просто статья была об этом семье в основном поэтому я сделал это дуа. А разве я не делал дуа многократно за сахабов , в частности, за халифов Умара и Абубакра (ради Аллаху анхум)? Фатима одна из 4 самых лучших женщин мира, а Али один 4 лучших мужчин нашей Уммы. И сравнивать меня с шиитами, но это , брат, даже не знаю, как и сказать)) наверное, меня можно меньше всего на этом сайте можно сравнить с шиитами)
        И к тому же , брат, я разве не имею право делать дуа за того за кого моё сердце в данный момент желает делать дуа? Бывает , что я делаю дуа за имама аш-Шафии (рахимуЛлах), а бывает ...
        Читать дальше

          Muslim__
          11 Июня 2015г.
          Ответить

          Достопочтенный Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил следующее о 70 шахидах павших в битве при Ухуде (Оход): 

          «Когда ваши собратья были убиты на Ухуде, ваш Господь поместил их души в зобы птиц, которые летают над реками в Раю и кушают фрукты; затем они возвращаются к лампам из золота, которые висят в тени Трона. Когда они находят еду и питье и жилище, то они говорят: «Кто сообщит нашим собратьям, что мы живы в Раю и получаем удел, что бы они не оставляли сражения на пути Аллаха?» Аллах ответил: «Я сообщу им о вас» и затем ниспослал следующие аяты (Абу Дауд,...
          Читать дальше

          Кылчык
          11 Июня 2015г.
          Ответить

          Брат, вот тут как раз и начинаются нюансы. Ты сказал: "Попросить у трупа", а в случае с шахидом просящий имеет дело не с мертвецом, а со вполне живым человеком, а живой может сделать шафагат перед Аллахом, например, иншаАллах. Аллагу аглям, слышат нас шахиды отовсюду, или нет, но то, что обитатели могил в общем слышат нас, когда мы находимся рядом, это мы знаем из хадисов.

          Я думаю, примерно так рассуждают те, кто приходит навестить шахидов. От навещения нешахидов-то ничего не получишь, кроме напоминания о смерти, или если Аллах даст тебе в награду того же, что ты просишь для св...
          Читать дальше

          Muslim__
          11 Июня 2015г.
          Ответить

          Брат Кылчык, все ученые сошлись на том, что "живые" не в смысле того, что их тела живы. И все мы прекрасно знаем, что тело мертвого человека отличается от тела живого. И даже беря довод о "нетленности" тел шахидов, мы все-равно, говоря о трупе шахида, иншалла, говорим: "мэетне каберлэдек" (тело умершего/труп похоронили). Да, есть нюансы относительно омовения шахидов и т.д., но хоронят тело ПОГИБШЕГО мусульманина.

          И как там не говори, брат, но как понять смысл "хаджа" к местам захоронений тех, кто шахиды, иншалла? В чем шариатский смысл и логика, какие доводы на "паломничество" к...
          Читать дальше

          Кылчык
          11 Июня 2015г.
          Ответить

          Я думаю, брат Muslim_ , про "трупы" в данном случае у тебя перебор. Шахиды остаются живыми, как сказал Аллах в Коране.

          Muslim__
          10 Июня 2015г.
          Ответить

          И если подумать, брат, то давай подумаем, ЗАЧЕМ люди могут ехать к местам захоронений тех или иных людей?

          Вариантов ответа 3:

          1) Теоретически, они могут ехать туда, чтобы сделать дуа за умершего, но это БРЕД, потому что дуа, мольба мусульманина ВСЕГДА обращена к Аллаху, а Аллах пречист от привязки к месту захоронения некоего смертного. Субханалла.

          То есть этот вариант отпадает.

          2) Чтобы поддерживать место захоронения в порядке, НО я уверен, что для этого не нужны "миллионы паломников", а достаточно одного-двух человек на целое кладби...
          Читать дальше

          Umar2014
          10 Июня 2015г.
          Ответить

          Брат Муслим, очень хорошие вопросы. Добавлю : “Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду” (аль-Бакара , аят 111)

          Muslim__
          10 Июня 2015г.
          Ответить

          "Ежегодно на Арбаин – 40-й день убийства имама Хусейна – в Кербелу по этой дороге идут миллионы паломников, – пояснил наш переводчик Садык, студент из Хасавюрта. – Иракцы готовят для них еду в этих строениях.
          Участниками конференции стали около трех сотен гостей из 40 стран мираКак рассказал Садык, иностранцы прилетают в международный аэропорт Неджефа. Совершив сначала зиярат к усыпальнице имама Али ибн Аби Талиба, они направляются пешком в Кербелу. На протяжении всего пути, который занимает шесть дней, местные жители кормят путников бесплатно, ухаживают за ними, и таким образом зарабат...
          Читать дальше

          Umar2014
          10 Июня 2015г.
          Ответить

          Брат , абсолютно не задел, твоё мнение и мнение 2-3 человек здесь мне наиболее близки, и ты уважаемый мусульманин в моих глазах, да помилует тебя Аллах. А Кербела, ну , какой хадж может быть в Кербелу - это , конечно, не из религии.

          Muslim__
          10 Июня 2015г.
          Ответить

          Брат, я не говорю, что ты имеешь отношение к шиитам, а лишь сказал, что именно для шиитов характерно выделение одних мусульман в сравнении с другими мусульманами просто по принципу родства с Пророком Мухаммада (салаллаху алейхи уа саллям), а в Исламе мусульмане отличаются лишь по своей богобоязненности, а не по принципу родства.

          Видимо, я неправильно понял ситуацию, брат, но, возможно, моя скоропалительность вызвана была тем, что ты ровно относишься к неким "хаджам" в некую Кербалу на некий "40-й день со смерти" одного из мусульман.

          Если я был резок, то прости м...
          Читать дальше

Mehdi Zeynalov ★★
10 Июня 2015г.
Ответить
-4

МашаАллаh .Дай Аллаh и нам посетить Мекку,Аль Аксу и Кербалу

    Muslim__
    10 Июня 2015г.
    Ответить

    Мекка? Да, знаю. Медина? Да, знаю. Аль-Акса? Да, тоже знаю. Но еще знаю, что есть Хадж и Умра.

    Про поездки в некую Кербалу как некое "паломничество" ничего в Исламе нет. На экскурсию съездить-то можно, но привязывать эту туристическую поездку к некому "40-му дню" со смерти одного из мусульман - это какой-то маразм.

    Кстати, а почему "40-й день"? Это как у христиан "поминки" на 40-й день? Так если эти сектанты подражают христианам в этом, то сектантам надо объяснить, что даже христиане делают "поминки" на 40-й день непосредственно после смерти, а в последующие годы ...
    Читать дальше