Как показывает новейшая история, идеи экстремизма и радикализма сегодня выступают чуть ли не главным инструментом решения геополитических задач, в том числе и направленных на ослабление России. Это хорошо видно – как на примере террористических атак в нашей стране, так и последних событий в Сирии, где, по свидетельствам российских военных, радикалы разных мастей пользуются покровительством и поддержкой США и их союзников для дестабилизации страны в целом. Одновременно мы видим, что в целях повышения градуса радикализма в мусульманской среде прилагаются огромные усилия по дискредитации идейных основ ключевых коранических поступлатов – срединности и умеренности (аль-васатыи), которая во все времена служила своеобразным имунитетом против экстремизма и сектанства внутри самого ислама. О том, как васатыя помогла России в борьбе с экстремизмом и какие интересы могут быть скрыты за нападками на умеренный ислам и его идеологов, ИА IslamNews рассказал председатель Правления Научно-просветительского центра «Аль Васатыя – умеренность» д-р Али Вячеслав Полосин. - Ассаляму алейкум, уважаемый доктор Али Вячеслав! В последнее время в некоторых СМИ прошла информация, что Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ и Бахрейн объявили Всемирный союз мусульманских ученых и ряд других организаций террористическими, в связи с чем начались спекуляции на эту тему. В частности, сайт Ислам.ру показал пальцем на тех, кто входит в ВСМУ, как на «врагов народа», оскорбительно отзываться об идее «васатыйи» в исламе. Не могли бы Вы как-то прояснить ситуацию. - Ва алейкум ассалям! Во-первых, Всемирный союз мусульманских ученых – это не политическая организация и поэтому, не будучи субъектом политики, не может выражать никаких единых политических позиций от имени всей организации. Это творческий союз, аналогичный нашим союзам писателей, художников, композиторов и тех же ученых. В него входят люди с самыми разными политическими взглядами, они поддерживают или не поддерживают разные политические режимы. Никакой общей политической составляющей в ВСМУ нет. Более того, в Уставе ВСМУ записано, что членов этого союза объединяет только ислам и служение науке, поэтому и в прошлом в его работе участвовали россияне, а в наблюдательный совет ВСМУ от России входил Магомед Албогачиев, первый муфтий Ингушетии.
Во-вторых, я рассматриваю это объявление в контексте политической борьбы за лидерство в исламском мире: ведь Катар и Турция поддерживают ВСМУ, а Иран принимает участие в работе по линии сближения мазхабов. Россия же взаимодействует со всеми этими странами, и в этом политическая мудрость.
В-третьих, ВСМУ подключился к проведению в Москве международным и российским центрами аль-Васатыйя большой Московской богословской конференции в 2012 году, выступив третьим соорганизатором. На конференции не было ни одного выступления против политики нашей страны, а саудовский шейх Басфар из Всемирной исламской лиги благодарил Правительство России за правильную политику в Чеченской Республике и в Республике Татарстан.
Шейх Абдулла Бин Бая, на тот момент вице-президент ВСМУ, стал одним из авторов основного текста Московской богословской декларации. Другим соавтором был д-р Али Мухиддин Карадаги, генеральный секретарь союза. Соавтором выступил и член правления ВСМУ шейх Мухаммад Садик Мухаммад Юсиф, бывший муфтий Средней Азии в СССР, крупный ученый, издавший более 120 монографий. Шейх Мухаммад Садик широко признан не только в Узбекистане, но и в России, и в Ливии (где входил в руководство всемирного союза суфийских тарикатов), и в Саудовской Аравии, и в Кувейте, он является учителем и наставником Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова, именно он дал ему благословение на судьбоносные переговоры с В. В. Путиным. В редактировании текста Декларации участвовал также заместитель Муфтия Дагестана Магомедрасул Саадуев.
Декларация была очень враждебно воспринята радикалами, что вполне объяснимо и логично.
После принятия Московской богословской Декларации, выбившей теоретическую основу из-под ног экстремистов, ложно интерпретирующих ислам, руководство ВСМУ посетило Грозный, где муфтий ЧР подписал договор с ВСМУ и Международным центром аль-Васатыйи о взаимодействии в борьбе с экстремизмом .
- Что еще сделал российский научно-просветительский центр аль-Васатыя – умеренность в России? - Еще за год до Московской конференции, в 2011 году, генеральный секретарь ВСМУ д-р Карадаги был официально приглашен в Дагестан Главой Республики. После успеха Московской конференции Карадаги решил откликнуться на это приглашение. В ноябре 2012 года состоялась его поездка в Дагестан, где он вместе с Муфтием и Советом алимов Дагестана сформулировали и приняли фетву, что Дагестан является территорией мира и ислама. Из чего следует, что шариат запрещает какие бы то ни было насильственные действия против власти, что тогда было особенно актуально.
[caption id="attachment_544943» align="alignleft»»]
Муфтий Дагестана принимает памятный подарок от шейха Карадаги. Фото islam.ru[/caption]
Научно обоснованная фетва имела большой резонанс и среди радикалов, и волна преступлений в Дагестане с использованием исламских мотивов резко пошла на спад, что было отмечено правоохранительными органами. Экстремисты на своем сайте признали, что, согласно шариату, самоподрывы женщин и убийство мирных пассажиров – харам, что было немаловажно для профилактики и сужения социальной базы терроризма, а это сотни и тысячи сохраненных жизней! Это было свидетельство идейного поражения террористов, потому что те смертницы, которые до этого убивали других людей и себя, теперь даже самими террористами воспринимались не как шахидки, а как обитательницы ада. И это реальный результат проведенной нами вместе с ВСМУ богословской деятельности!
- Однако успешной поездке д-ра Карадаги в Дагестан предшествовало заявление шейха Юсуф аль-Кардави в проповеди в катарской мечети, где он назвал Россию врагом мусульман в Сирии ввиду поддержки там правительства Башара Асада? - Именно поэтому первый же вопрос в Москве по прилете д-ру Карадаги был задан именно на эту тему, так как Кардави – президент ВСМУ. На что д-р Карадаги ответил: шейх высказал свое частное мнение, а мое мнение другое: я друг России и приехал в Россию к своим друзьям и братьям, чтобы помогать искоренять зло радикализма из мусульманской среды!
Замечу, что оплата авиабилетов и пребывания в регионе делегации из ВСМУ осуществлялась целиком пригласившей их дагестанской стороной.
Что касается шейха Юсуфа аль-Кардави, то это известный ученый, многие богословские труды которого идейно разоблачают радикализм в религии. Именно этими трудами пользуются многие в целях профилактики экстремизма. Но помимо науки, он стал активно заниматься политикой, выносить политические фетвы. Политология – такая же наука, как и другие науки: математика, физика, химия, философия, и чтобы компетентно судить о действиях тех или иных правительств, надо иметь такие же серьезные знания, как и в фикхе для вынесения фетв. Заявления Юсуфа аль-Кардави по политике России научно не обоснованы, не опираются на весь объем политической информации, без чего невозможно установить истину, они отражают эмоции, рожденные от того, что публикуют в СМИ, включая фейки западных спецслужб.
Так, весной 2011 года Кардави восхвалял Башара Асада за его политику в отношении мусульман, а осенью того же года он низвел его во враги ислама! – Такой поворот не свидетельствует о компетентности политической позиции. Ученые имеют право выносить фетвы в тех отраслях знаний, которые они получили от известных учителей и которые дали им на это право. Какие политологические ученые или университеты дали иджазу шейху Юсуфу аль-Кардави выносить ответственные суждения по политике, я не знаю. А те суждения по политике, что он высказывает, аналогичны тому, как если бы человек только с теологическим образованием стал пытаться судить о законах химии или математики.
Тем не менее, надо смотреть на каждого человека объективно, отделять его научные исследования от эмоциональных политических манифестаций. Вызывает недоумение, что люди, которые сегодня вещают со старейших исламских сайтов, используют технологию «окон Овертона» – постепенного смещения смысла в сторону полной демонизации не только данного ученого, но даже и всех организаций, в которыми он хотя бы раз появился.
- Действительно, весьма некорректное обобщение, учитывая позитивную роль доктора Карадаги и других представителей ВСМУ в деле противодействия экстремизму и просвещения российских мусульман... - Напомню, что в марте 2014 года Муфтий Дагестана и Глава РД Абдулатипов сами повторно пригласили д-ра Карадаги в Дагестан, где он вместе с Муфтием РД участвовал в теологических диспутах.
В августе 2014 года я получил приглашение впервые участвовать в работе Генеральной ассамблеи ВСМУ в Стамбуле, где должен был оформить и свое членство в этой организации. Туда прибыли около 40 россиян, включая почти всех муфтиев Северного Кавказа с заместителями, муфтия Татарстана. Самой представительной была делегация из Дагестана – муфтий Ахмад хаджи Абдулаев имел отдельную встречу с Карадаги и передал ему благодарность и памятный подарок от Абдулатипова.
Всех муфтиев и их заместителей приняли в ВСМУ (только Салах хаджи Межиев не вступил и уехал после церемонии открытия). Позицию российских мусульман на ассамблее озвучил председатель МИМ Шафиг хаджи Пшихачев, выдвинутый в Наблюдательный совет ВСМУ от России. Наша делегация распространила там изданные материалы с программным выступлением Президента В. В. Путина перед муфтиями в Уфе в 2013 г., переведенные на арабский, турецкий, фарси и английский языки. Тезисы Президента произвели большое впечатление на участников форума и вызвали позитивный резонанс.
В данном выступлении Президент России как раз и говорил о необходимости взаимодействия российских мусульман с авторитетными учеными исламского мира в целях воссоздания российской богословской школы и воссоздания механизма оперативного богословского реагирования на актуальные события и проблемы. Его пожелание совпало с потребностью самих мусульман в активизации богословских контактов с исламским миром, и это было главной целью нашего вступления в ВСМУ. Мы считали целесообразным занять свою нишу в этой организации, участвовать в приятии важнейших богословских документов, доводить до мусульман всего мира свою, российскую позицию.
В мае 2015 года по приглашению Юнус-бека Евкурова и Муфтия Ингушетии делегация во главе с Карадаги участвовала в работе международной конференции в Ингушетии с участием почти всех российских муфтиев. Всеми участниками единодушно была принята разработанная при участии д-ра Карадаги Декларация о любви к Родине, в которой впервые на русском языке дается серьезное богословское обоснование любви к своей земной Родине, патриотизма, по Корану и сунне (до этого цитировался лишь один хадис про «часть веры»). После солидного обоснования и исторических примеров в резолютивной части прямо говорится, что данная декларация призывает российских мусульман искренне любить свою земную Родину и заботиться о ее безопасности! Процитирую:
«2.
Обязанности мусульман в российском обществе:
- Быть приверженными позитивной интеграции в российское общество. 2. Придерживаться обязанностей и прав гражданства. 3. Вносить действенный вклад в прогресс страны, ее всестороннее социально-экономическое развитие. 4. Активно участвовать в обеспечении безопасности и стабильности страны, способствовать устранению порочных явлений и угроз; тем самым мусульманин будет вносить эффективный положительный вклад, принося пользу и самому себе, и своей стране».
На обратном пути через Москву по просьбе Муфтия РД в постпредстве Дагестана состоялась встреча Муфтия Ахмада хаджи Абдулаева с д-ром Карадаги в присутствии многочисленных мюридов.
- Но в итоге россияне все-таки вышли из ВСМУ? Когда осенью 2015 года по просьбе правительства Сирии российские ВКС стали оказывать ему помощь в подавлении ИГИЛ, руководящий орган ВСМУ принял официальное заявление с осуждением России, причем в заявлении фигурировал такой непривычный для богословского лексикона термин, как «бесполетная зона». Это было сделано без консультации с многочисленными членами ВСМУ из России, что неэтично ни по-мусульмански, ни с точки зрения процедуры вынесения фетв, так как следует обязательно узнать мнение ученых данной страны.
В ответ на это российские муфтии выразили свое категорическое несогласие и написали открытое Письмо руководству ВСМУ с требованием отозвать сделанное заявление и провести консультации с ними. Поскольку этого сделано не было, все подписавшие письмо вышли из ВСМУ.
- Работающая под руководством муфтията Дагестана Галина Хизриева выступает с нападками на идею умеренности («васатыйи») в исламе. В недалеком прошлом она сидела на грантах идейного гнезда западного либерализма в России – РГГУ, который ассоциируется с фамилиями Ю. Афанасьева и Невзлина (спасающегося ныне от российского правосудия в Израиле). Как вы думаете, что стоит за нападками на идеологию, противостоящую радикализму в исламе? - Я бы хотел совершенно ответственно и из первых рук дать следующую информацию: и открытие центра аль-Васатыйи в России, и моя поездка в Кувейт в Международный центр аль-Васатыйи, состоялись по прямому благословению моего Устаза, досточтимого Шейха-Шахида Саида Афанди Чиркейского. На курсы по васатыйи в Кувейт он посылал своего сына и Максуда хаджи Садикова (да помилует его Аллах), моего друга и первого наставника в исламе. Они ему докладывали о содержании лекций, и был сделан вывод, что там преподается много полезного по борьбе с ваххабизмом и экстремизмом. После этого туда из Дагестана ездило много групп, включавших имамов и преподавателей исламских вузов – мюридов Шейха, что является объективным доказательством благословения Шейха.
Совершенно ошибочен тезис, что идея умеренности в исламе принадлежит шейху Юсуфу аль Кардави. Эта идея базируется в Коране, это коранический термин, который использовался многими учеными на протяжении веков. Акцент на этот термин в современном мире поставили инициаторы создания оргструктуры – Международного центра аль-Васатыйи в Кувейте в 2006 году. Инициаторами были первый заместитель министра Кувейта д-р Адель Фалях, награжденный в 2010 году Президентом России Орденом Дружбы народов, и его соратник шейх Мухаммад Садик Мухаммад Юсуф. Цель создания Центра была комплексная: теологическая, психологическая, социальная профилактика радикализма и экстремизма.
Главный труд по умеренности в исламе написан шейхом Мухаммадом Садиком, он называется: «Васатыя – путь жизни». Это энциклопедия свидетельств Корана, Сунны и согласия ученых по данной теме. На арабском языке ничего подобного нет – есть только мелкие тематические брошюры и сборники цитат из разных книг, в том числе и из некоторых книг Кардави. В предисловии к своей книге Мухаммад Садик подробно описывает всю историю создания центра аль-Васатыйи.
В 2009 году муфтии Северного Кавказа в составе делегации КЦМСК были в гостях у Эмира Кувейта и на встрече просили его оказать содействие в создании аналогичного центра в нашей стране, и тот согласился при условии полного соответствия деятельности центра российскому законодательству. Максуд Садиков, ректор ИТИМО, стал одним из соучредителей центра аль-Васатыйи, другим был ректор РИУ Рафик Мухаметшин.
За час до гибели Шейха в 2012 году к нему пришли на прием мюриды из Москвы, мои знакомые, и Шейх стал их расспрашивать обо мне, сказал, что поддерживает то, что делает Али Полосин. Они узнали о гибели Шейха, едва доехав из Чиркея до Махачкалы.
Для меня это стало завещанием моего Учителя. Мнение и благословение Шейха для меня несопоставимо выше спекуляций новоявленных «знатоков традиционного ислама». Я, мягко говоря, вообще не понимаю, как люди, говорящие, что они де поддерживают тарикат и «традиционный ислам», сейчас фактически топчут ногами благословение и духовное наследие, которое нам оставил досточтимый Устаз и Шахид Саид Афанди.
Ответить
У тарикатчиков вообще очень тонкая грань между почитанием устаза и поклонением ему. Это можно наблюдать не только и не столько в Дагестане. Потом, насколько известно. у суфиев не принято публично говорить- я мюрид, скажем, муршида NN.Это, как бы по умолчанию подразумевается.
Ответить
Хороший и содержательный анализ, а самое главное объективный