Кто такие "кавказские татары"

Кипчаки, благодаря которым тюркские племена, исповедовавшие ислам, получили общий этноним «татары», приняли участие в этногенезе многих современных народов. В их числе те, кто впоследствии поселился в пределах Северного Кавказа – карачаевцы, балкарцы, кумыки. Кроме них на тюркских языках говорят азербайджанцы и некогда многочисленные ногайцы.

Интересно в этой связи высказывание знаменитого русского поэта Лермонтова в письме к своему другу Раевскому из Тифлиса: «Начал учиться по-татарски, язык, который здесь, и вообще в Азии, необходим, как французский в Европе…». Под татарским он, скорее всего, имел ввиду язык тюркоязычных кумыков, на котором общались между собой кавказские народы, чьи языки принадлежали к разным языковым группам, а кумыкский как язык одного из самых больших народов Кавказа был наиболее употребительным и известным в той или иной степени всем, кто там жил. Сам Лермонтов активно использовал тюркизмы в своих произведениях – знаменитых «Герое нашего времени», поэме «Ашик-кериб».

Другой известный русский писатель Лев Толстой, также служивший на Кавказе, называет «татарами» горцев, героев рассказа «Кавказский пленник». Кавказ является родиной многих тюркских народов, но, как считают специалисты, не все они сформировались в этом регионе. Так, ногайцы являются потомками монгольского племени мангытов, которое во времена походов Чингиз-хана пришло вместе с ним в Среднюю Азию и первоначально осело там, а затем, уже во времена Золотой Орды двинулось на Волгу. Затем ногайцы пошли дальше – в междуречье Волги и Дона, а также в Крым и в итоге оказались в Астраханских степях и предгорьях Кавказа. Постепенно смешиваясь с тюркскими племенами, ногайцы выработали и свое наречие с сильным влиянием кипчакского языка. Ногайцы в уже в более позднее время (15-16 века) представляли собой внушительную военную силу – Ногайскую Орду, с которой считались все соседние государства, в том числе Московское, Крымское и Казанское ханства.

Вышеупомянутые кумыки произошли от разных народов. Их прародителями считаются тюркоязычные племена гуэнов, входившие в состав державы гуннов, а также хазары и хорошо всем известные кипчаки. Кроме этого в их этногенезе поучаствовали и кавказские народы, родственные современным лезгинам. Однако, судя по тому, что их язык относится к кипчаской группе тюркских языков, влияние этого, ныне уже неуществующего народа, было определяющим.

Еще два родственных народа – карачаевцы и балкарцы также говорят на тюркском языке. Однако в их этногенезе, судя по генетическим исследованиям, поучаствовали древние аланы, потомками которых являются современные осетины. По крайней мере среди карачаевцев, например, часто встречается гаплогруппа R1a. Она характерна именно для индоевропейцев – представителей народов иранского (индоевропейского)населения Кавказа. Тем не менее, наши «старые знакомые» кипчаки и здесь «засветились», ибо в языке карачаевцев и балкарцев их влияние прослеживается более всех других народов.

Есть, однако, еще гипотеза о том, что эти народы – часть некоего единого болгарского народа, который под натиском хазар разделился и основал Дунайскую Болгарию и Волжскую Болгарию, а современные балкарцы – их потомки, оставшиеся на Кавказе, и само название «балкарец» – это измененный этноним болгар. Впрочем, есть и еще одна версия, которая гласит, что предки карачаевцев и балкарцев пришли из Крыма и были крымскими татарами, а название «карачаевцы» происходит от имени крымского хана Карачая.

И, наконец, собственно «кавказские татары». Так до революции именовали тех, кого сейчас называют азербайджанцами. Почему «татары» – понятно, ведь они тоже говорили на тюркском языке и их алфавит был на основе арабской графики, хотя язык принадлежит к другой ветви тюркских языков – не кипчакской, а огузской.

Основная масса нетюркского населения Кавказа в такие тонкости не вникала, а всех тюркоязычных мусульман воспринимала под одним объединяющим брендом «татары». Стоит отметить, что нетюркоязычных «иноверцев», например, тех же черемисов или мордву русские отличали по их племенным названиям, а тюркоязычных христиан, например, нагайбаков, татарами не назвали, хотя они и говорят на татарском языке.

Таким образом, можно еще раз констатировать, что «татарин» в дореволюционной России – это общее понятие для тех, кто говорил на различных тюркских наречиях (без различия по названиям народностей), и исповедовал ислам.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Сергей Петрович Михайлов 21 Июля
Ответить

О чем статья ?Я-русский. Бабуля-была,-эрзянкой.

Сергей Петрович Михайлов 21 Июля
Ответить

Ребя,-все,-нормально. Религиозные националисты, снова-пришли в Российские-сайты.... Пускай идут в-жопу ! Я-вот немного-не-русский. Считаю себя--русским. У нас-многонациональная семья. Русских-в России%--80.

    Василии Скобелев 30 Июля
    Ответить

    Ты как единоросс,в зависимости от личной выгоды,сегодня коммунист,пока они во власти,завтра единоросс,потому,что сменилась власть,по этому ты пока русский,потому,что в России большинство русских,вот Хабат убавит русских и ты завтра скажешь,что ты китаец,хохол или кто другой,которые окажутся в большинстве.

Алекс Смирнов 23 Июля
Ответить

Татары не нация а все народы покорённые Монголами и воевавшие на стороне Монголов .

    Али 25 Июля
    Ответить

    А русские нация?)

Kalsun Babatov 24 Июля
Ответить

И откуда автор все это выкопал, сочинение автора ,а так сказки прада не Пушкина.

Абдулмеджит 26 Июля
Ответить

Популярно изложенная правдивая история.

иЛЬДАР вАЛИЕВ 26 Июля
Ответить

Автор ты знаешь какая ГГ у осетин?Причем тут R1A,и кто вам сказал что эта ГГ "представителей иранского народа"////

Сид 26 Июля
Ответить

На самом деле оборигены Кавказа это Аварцы Даргинцы Чеченцы Ингуши все остальные нации потомки Татар Монголов и выходцы из Ирана

Вит 27 Июля
Ответить

У осетин , да будет известно автору, R1a, практически отсутствует. Осетины переняли у алан (если считать их "индоевропейцами с пребладающей гаплогруппой R1a)" только язык и элементы кудьтуры.

Rash 01 Августа
Ответить

Для тех кто пишет о чем статья .Статья о том что до 1928 года языком межнациаоанального общения на кавказе и в крыму были языки тюркского наречия .