Кто такие казаки

Казаки в Российской империи считались надежной опорой монархии и государства. Про них было написано много книг и сочинены многочисленные песни. Как представители специфического сословия казаки находились в привилегированном положении и даже не платили налоги в казну. Вместо этого они должны были за свой счет снаряжаться на службу.

Сегодня ни для кого не секрет, что само слово «казак» имеет тюркское происхождение. Многочисленные попытки найти его корни в других языках не увенчались успехами. В качестве подтверждения можно привести в пример самоназвание народа казахов. По-казахски оно пишется как «қазақтар» (единичное – қазақ). Казахами их стали назвать для того чтобы не путать со служивыми казаками. То есть это был народ со своей воинской степной традицией. Во многом это позволило среднеазиатским басмачам долго и упорно сопротивляться Красной Армии с ее танками и самолетами.

Но вернемся к казакам. Первое упоминание этого слова встречается в известном литературно-филологическом памятнике «Кодекс куманикус», составленном в Крыму католическими миссионерами для возможности проповедовать в Золотой Орде на ее государственном языке, который европейцы назвали куманским (половецким), а сами жители Орды – татарским.

Самое первое его значение – молодой воин, вольный человек. Если буквально разложить его на составляющие то, по-тюркски оно обозначает «белый гусь». Вполне возможно, такое название было дано тем, кто в знак своей вольности украшал свои головные уборы белыми гусиными перьями.

Как считал татарский филолог Валиахмет Садур, казаками назвали членов разбойничьих ватаг, которые ходили в «сафар», то есть занимались грабежами в пограничных районах Золотой Орды. В эти ватаги собирались представители разных народов, в том числе и славянских племен, живших на Руси. Поэтому казаки не были строго связаны с определенным этносом. На стыке Дикого поля и Золотой Орды, а позже Российского централизованного государства они основывали свои общины, которые жили своей независимой жизнью и никому не подчинялись. При этом им приходилось и бороться, и вступать в союзы с теми, кто хотел их подчинить. Это в равной степени касалось и Крымского ханства, и Речи Посполитой, и Русской державы. При малейшем удобном случае казаки старались демонстрировать свою независимость. Но постепенно в процессе усиления одних государств и ослабления других вынуждены были поступать к ним на службу.

Еще раньше начался процесс изживания из казачьей среды иноверного элемента. Отчасти это объяснялось тем, что поступая на службу к христианским правителям, казаки стали позиционировать себя как защитники христианства. Тюрки могли пополнить ряды казаков, приняв крещение. Ярким примером этого являются нагайбаки – потомки крещенных татар, которых переселили в Южное Зауралье и создали из них Нагайбакское казачье войско, которое было позже слито с Оренбургским. Нагайбаки, которые говорят по-татарски, уже в начале 21 века были признаны отдельным малым народом России.

Однако, пусть и в небольших количествах казаки-мусульмане сохранялись в составе разных казачьих войск. На 1849 год в составе Донского войска насчитывалось 623 человека татарского населения. Татары славились как отменные кулачные бойцы. Однако после Крымской войны большая их часть уехала в Турцию и на родине осталось лишь 15 семей. Так, название хутора Татарский (который до отъезда большинства жителей в Османскую империю являлся станицей) свидетельствует о том, что некогда его основным населением были татары. Он был образован в составе Средне-Черкасской станицы и в нем, по данным переписи 1873 года, проживало 108 человек (59 мужчин и 49 женщин), имелся 21 двор. Причем 105 жителей было мусульманами. Хутор Татарский упоминается и в романе Шолохова «Тихий Дон» как родина главного героя произведения – Григория Мелехова.

Мусульмане служили и в других казачьих войсках. Так, в Оренбургском их было 5-6%, в Уральском – более 12%. С 1798 по 1865 годы существовало также Башкиро-Мещеряцкое войско, на правах казачьего, сформированное, как это явствует из названия, из башкир и мишар, а также Типтярские полки, позже преобразованные в 1-ый полк Оренбургского казачьего войска. Следует отметить, что даже православные казаки до революции себя русскими не считали. Этот факт также красноречиво свидетельствует о том, что казачество – изначально тюркский феномен.

Не стоит забывать о том, что потомки казаков – это не только жители Дона и Запорожья, но и многие другие: например, нижегородские и башкирские мишари, которые внесли свою лепту в защиту Российского государства. Есть даже целый народ казаков, название которых – казахи – было преднамеренно искажено в угоду проводившейся в царские времена политики сегрегации.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Николай 11 Сентября 2020г.
Ответить

Бредятина

Яндекс.Метрика