Кто виноват в нынешних бедах мусульман

Известный адвокат Мурад Мусаев в своем блоге эмоционально написал о том, что, не смотря на обвинения в агрессивности, самыми главными пострадавшими от насилия являются в первую очередь сами мусульмане.

«Есть такое общее место: принято считать, что мусульмане – главный источник агрессии в мире после Второй мировой войны.

На своём веку я помню множество вооружённых противостояний: от бесконечной Палестины и дважды Афганистана до Балкан и Кашмира, от Ирака, Ливии и Сирии до Карабаха, "осетино-ингушского конфликта" и "чеченских кампаний".

Все эти бойни были развязаны из политических и экономических соображений, все они происходили на землях мусульман, но ни в одном из кровавых спектаклей мусульмане не были ни продюсерами, ни сценаристами, ни режиссёрами. Зато главная жертва всех перечисленных войн – мусульмане, в абсолютном большинстве мирные и беззащитные»,-  пишет адвокат.

Редакция информационного агентства «IslamNews» попросила прокомментировать это высказывание Мурада Мусаева известных специалистов по исламу.



Руководитель центра арабских и  исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов

Если посмотреть на вторую половину 20-го века, то в исламском мире было больше войн чем на Западе. Одна ирано-иракская война стоила региону около миллиона жертв. Сейчас широко распространены такие идеи, что все войны здесь ведутся внешними игроками, но все гораздо сложнее. Конечно, есть и присутствие внешних игроков, но ими дело не ограничивается, потому что как это не прискорбно воюют между собой мусульмане. Да, например, в Ливии НАТО грубо в нарушение всех международных норм вмешалось в ситуацию, но сейчас между собой воюют уже ливийцы. Если взять Ирак и Сирию, то американцы сыграли негативную роль в судьбе этих стран, но воюют между собой сегодня иракцы и сирийцы.
Религия используется как инструмент в политической борьбе в том числе и внутренними и глобальными игроками

К сожалению исламский мир сегодня полон тяжелых внутренних проблем и эти проблемы не связаны с религией, а вызваны социально-политической ситуацией в регионе. Здесь скорее уместно говорить о том, что религия используется как инструмент в политической борьбе в том числе и внутренними и глобальными игроками, которые используют религиозную идентичность чтобы так или иначе мобилизовать своих союзников.



 Руководитель издательства «Ладомир» Юрий Михайлов, который редактировал переводы Корана и ряд фундаментальных книг по исламу, а также автор книги «Пора понимать Коран».

Это упрощенный взгляд. Ядром государства всегда являются элиты, а не народы, населяющие те или иные территории. Если бы элиты в исламском мире были бы сильными, то войн и в помине не было бы. Значительная часть войн ведется за сохранение политических режимов,  которые эти элиты олицетворяют.
Если бы элиты в исламском мире были бы сильными, то войн и в помине не было бы

Надо разделять две вещи: разложение элит и борьба за ресурсы. На примере Сирии видно, что идет борьба элит за ресурсы. Это геополитическая площадка, важная для всего региона и кто будет ее хозяином тот и будет во много определять судьбу всего региона.

Внешние игроки пользуются теми противоречиями, которые накопились в мусульманских странах и манипулируют ими. Они преследуют, прежде всего, цель поставить местное население в полностью бесправное и зависимое  положение по отношению к так называемой «мировой закулисе», по сути не дать развиваться народам, оставить их навечно отсталыми. Эти силы отстаивают свои интересы по всему земному шару и при этом в жертву приносятся и большие и малые государства, а их пропагандистская машина действия оппонентов представляет как изначальное зло и это бесконечная история, которая длится на протяжении всего существования человечества.

Российский философ, историк, публицист, общественный и политический деятель, Президент центра стратегических исследований «Россия – исламский мир», постоянный член Изборского клуба Шамиль Султанов

Дело в том, что есть одна большая проблема: исламская цивилизация в значительной степени отстала от общемирового развития и дело даже не в экономике, а в том, что резко отстала эффективность мышления мусульман, но это происходило не только в 20-м веке.

Постепенная деградация наблюдалась в последние несколько столетий.  Здесь есть много причин, но одна из главных заключается в том, что единая элита исламского мира как таковая перестала существовать на грани между 17 и 18 веками.

Это, с моей точки зрения  – главная проблема. Расколу исламского мира на страны, народы и племена предшествовал раскол элит.

Элиты замкнулись  в своих национальных рамках, а с другой стороны их качество стало резко падать.  Как таковые элиты мусульманских стран перестали ориентироваться на исламские ценности. В 20-м веке это дало свои кровавые плоды.

После того как глобальная конкуренция стала усиливаться и дело дошло до раздела  и предела мира то тут исламский мир оказался самым слабым звеном.

Поэтому мусульман и сталкивали друг с другом, но не из-за того что они были друг другу враждебны, а потому что сталкивались элиты мусульманских стран. Эта проблема остается на сегодняшний день.  Сегодня существует элита Турции, Ирана, Пакистана, но мы не можем говорить, что есть единая элита исламского мира.

Вот, например, есть элита Запада. Помимо отдельно взятых британской, германской американской есть общая элита Запада. Она достаточно интегрирована и у  нее есть свои интересы. Есть китайская глобальная элита, а исламской элиты нет.

Главная причина исчезновения исламской глобальной элиты – отход от вселенских ценностей Корана. В конечном счете, получилось так, что для региональных элит их интересы стали доминирующими над интересами исламской уммы. Исчезновение общеисламской элиты связано с тем, что племенные или клановые интересы возобладали над общечеловеческими интересами ислама.
 Когда на первое место вышла проблема богатства, накопления личных, клановых капиталов и это стало мерилом успеха в жизни мусульман все было кончено

Необходимо учитывать и тот момент, что в рамках любой религии существуют противоречия между религиозными и социальными ценностями. В принципе,  когда в свое время исламский мир был авангардом человечества, то между ними было равновесие, а  позже  социальные интересы стали постепенно доминирующими. Прямой задачей элиты было сглаживание этих противоречий, но этого не произошло.

Самая главная ключевая ценность в исламе – справедливость, которая впитывает в себя и социальные и метафизические моменты. Ценность справедливости тоже стала постепенно деградировать. Справедливым стало считаться то, что развивалось  в виде различных форм  закята  и других формализованных институтов благотворительности,  и общество считало, что этого достаточно. На самом деле справедливость – более широкое понятие и оно господствовало первые триста или  четыреста лет существования ислама как наследие пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Кроме этого стал падать уровень образования. Это произошло еще в 10-11 веках когда в системе образования гармонично связанные воедино религиозные и научные принципы стали расходиться, и наука стала развиваться сама по себе, а религия – сама по себе.

Эта тенденция  усилилась после завоевания турками Константинополя и перехода большей части византийской элиты в ислам. Она и стала важным компонентом нового халифата. А для Византийской империи в течение столетий ключевой проблемой являлось противостояние западу и постепенно сложилась та система образования, где господствовали светские принципы, а  религиозный компонент отошел на задний план.

Вкупе с десакрализацией справедливости  это привело к тому, что социальное расслоение  добило исламскую цивилизацию.

Когда на первое место вышла проблема богатства, накопления личных, клановых капиталов и это стало мерилом успеха в жизни мусульман все было кончено.



Российский востоковед, доктор исторических наук, профессор, один из ведущих российских специалистов по проблемам ислама, руководитель исследований Института диалога цивилизаций, член научного совета российского центра Карнеги,  председатель программы «Религия, общество и безопасность» Алексей Малашенко

 

Когда все время твердят про беззащитных мусульман и про то, что ислам – религия мира,  я не соглашаюсь. Говорить надо правду о том,  что конфликты происходили, происходят и будут происходить в связи с исламом в том числе, и в мусульманском мире и между мусульманами и всеми прочими. Не нужно делать из этого никакой трагедии. Так сложилось.

Если в России в свое время пытались построить коммунизм, так что, всех русских надо обвинять в причастности к красному террору?

Ислам – самая политизированная религия. Исламский мир испытывает комплекс неполноценности: как же так – ислам конечная религия, а экономическое соревнование полностью проиграно, политическое, в общем-то, тоже?

Если вы хотите в этом разбираться, то подходить ко всему надо объективно, как бы кому-то это не нравилось. Когда говорят, что Бен Ладен не мусульманин – это вранье.

А инквизиция – это христианская контора была? Конечно, христианская.

И когда мне говорят, что исламское государство – это заведомо плохо, то я спрашиваю, почему?

Вы когда-нибудь видели исламское государство? А можно ли его построить?  Я считаю, что это абсурд, но кто-то в это верит, и я считаю, что мы должны это уважать. Мусульманский мир терпит поражение, какая-то реакция должна быть? Должна. Обида есть? Есть.

Отсюда возникает агрессивность, но это объективно как явление природы, как дождь, как град, например. И не надо за это кого-то ненавидеть. К этому надо относиться как к некой данности.
Мусульмане сами себе гадят с большим увлечением

Я считаю, что есть конфликт цивилизаций. Это нормально. Он всегда был. Сегодня он обострился. Каждая цивилизация хочет доказать, что она – лучшая и у каждой есть свое обоснование этого. Надо признавать, что мы – разные, но при этом искать возможности для диалога. Пусть мусульмане признают свои ошибки, но пусть и Запад думает о собственных.

Мы болтаем про диалог цивилизаций, но как доходит до дела, то мы действуем по принципу «Сам – дурак».

Не надо думать, что все только и заняты тем, чтобы нагадить исламу. Мусульмане сами себе гадят с большим увлечением. Не надо чувствовать себя ущемленным. Ислам – это великая религия, великая цивилизация. Нужно только  говорить правду и быть объективным.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Garib 04 Января 2017г.
Ответить

Естестенно жиды виноваты. )))) А только потом сами мусульмане.

Мусса 04 Января 2017г.
Ответить

Все злые дела творятся из-за денег.

Дуло 04 Января 2017г.
Ответить

Р.С.Дорогой Эрнст.,именно по вашей вине,ваши же сотрудники могут лишиться любимых офисных кресел..Дело в том что,-мы,добропорядочные российские налогаплатильщики ,-не хотим,что бы за наши жи деньги,-нам же вешали дерьмо на уши..И по сему,мой дорогой Энст,-грядут сокращения,и весьма чувствительные сокращения..

Дуло 04 Января 2017г.
Ответить

Кровавые пятна Первого или,Панкратовская чёска для чёлки Эрнста! Творческая ориентация дело,-сугубо личное и порой весьма плодотворное.,это я о фильме Викинг,снятого с участием Эрнста!А вот что касаемо эфира Первого российского канала то.,здесь пожалуй мне,-повод вмешаться,уж слишком много крови!И как в том средневековом зрелище;кровь так же часто,-сменяется буйством радостей..По моему это не очень нормально.К тому ж водится у меня подозрение что,"начёс такой вещание-"чёлки.,производится именно чёской Панкратовой..

Яндекс.Метрика