Личность в контексте истории: Мухаммад Насируддин аль-Албани

Шейх аль-Албани
- – —
Европейские народы, традиционно исповедующие ислам, немногочисленны, однако они дали миру целый ряд выдающихся улемов. Но те классики исламской науки, что происходят из европейской (боснийской или албанской среды) становятся настоящими «хранителями знаний» глобального масштаба. Одно из таких имен – ведущий «мухаддис» прошлого столетия шейх Мухаммад Насируддин аль-Албани.

Аль-Албани родился в семье бедного ремесленника и торговца в городе Шкодер на северо-западе Албании. В 30-х годах его семья была вынуждена покинуть родину, из-за жесткой секулярной и явно антисуннитской политики президента Албании Ахмета Зогу, с 1928 г. провозгласившего себя королем. Надо сказать, что политическое руководство Албании до войны и после установления на много лет коммунистического режима состояло в основном из последователей неортодоксальной и крайней шиитской секты «бекташи», отличавшихся неприязнью к традиционной религиозности, вообще, и к суннитскому исламу, в частности. Позднее шейх аль-Албани в одной из своих работ назовет Ахмета Зогу «человеком, сердце которого Аллах сбил с пути истинного».

Первым учителем религии ислама для Мухаммада был его отец. После того, как семья эмигрировала в один из центров суннитской мысли – Дамаск, аль-Албани смог завершить свое образование по кораническим наукам, арабскому языку и ханафитскому фикху у местных учителей. При этом он вел скромный образ жизни, сначала работал плотником, а затем помогал в качестве мастера-часовщика отцу в открытой тем небольшом магазине – мастерской.

В 20 лет аль-Албани решил специализироваться на хадисоведении и смежных дисциплинах. Его первой большой работой стал анализ и транскрипция сборника хадисов Абд ар-Рахима ибн аль-Хусайна аль-Ираки. Вскоре он стал известным в Дамаске знатоком хадисов и в 1954 г начал преподавать хадисы частным образом. Его популярность росла, и в 1960 г мухаддис, несмотря на свою открыто декларируемую аполитичность, попал «под колпак» секуляристских властей, начавших в его отношении расследование. Тогда Сирия вместе с Египтом составляла единое государство – Объединенную Арабскую Республику, главой которой был тогдашний египетский президент Гамаль Абдель Насер.

В то время уже вышли и первые печатные труды аль-Албани, с которыми ознакомились в исламских научных кругах, и молодой мухаддис по приглашению Ибн База, тогдашнего проректора университета в Медине, уехал в Саудовскую Аравию для чтения лекций. Аль-Албани был по-настоящему и широко популярен как хадисовед, а популярность – эта такая вещь, которая порождает не только сторонников, но и недоброжелателей. Некоторые ультраконсервативные последователи ханбалитского мазхаба увидели для себя некий вызов в личности молодого ученого-ханафита. Конфликтная ситуация возникла через три года, в 1963 г. Аль-Албани тогда опубликовал небольшую книжку, в которой доказывал, что ношение женщинами закрывающего лицо «никаба» не является обязательным («фард») c точки зрения шариата. Это вызвало резко негативную реакцию со стороны местных традиционалистов, и аль-Албани покинул Медину, вернувшись в Дамаск. Он продолжил ученые изыскания в библиотеке «аз-Захирийя», оставив работу в мастерской отца на братьев.

В 1967 г. аль-Албани вместе с рядом других суннитских улемов Сирии оказался в тюрьме, где пробыл месяц. Заключение объясняется просто – в это время теперь уже в независимой Сирийской Арабской Республике к власти пришла «Партия арабского социалистического возрождения» (БААС), а точнее два офицера-алавита – Салах Джадид и Хафез Асад. А алавиты, как и другие «крайние шииты», специфически относятся к суннитам, тем более, к улемам. Тогда аль-Албани стараниями вышеупомянутого ибн База вновь оказался в Саудовской Аравии, но ненадолго, опять же из-за противодействия ультраконсерваторов. Он вернулся в Сирию, где опять ненадолго угодил в заключение в 1979 г, после чего выехал на жительство в соседнюю Иорданию.

Судьба приготовила аль-Албани жизнь странствующего мухаддиса. Он переехал из Сирии в Иорданию, затем ненадолго вернулся в Сирию, позднее перебравшись в Бейрут. Некоторое время он также проживал в ОАЭ, затем переехал в Амман, где и покинул этот мир в возрасте 85 лет 4 октября 1999 г. Он преподавал также в таких странах как Катар, Египет, Кувейт, ОАЭ Испания и, даже, Великобритания.

Аль-Албани именуют также одним из ведущих мусульманских ученых современности «салафитского» направления. И в этом смысле личность и труды аль-Албани (а всего он оставил после себя более 300) демонстрируют простоту и одновременно широту такого понятия, как «салафизм», которое сегодня многие пытаются засунуть в понятийное прокрустово ложе, увязав то с «фундаментализмом», то с «экстремизмом», то еще с каким-нибудь даже не научным, а политическим «измом». Образно можно сказать, что он держался за иснад хадисов, как за ту нить, что связывает нынешних мусульман с их праведными предками. Аль-Албани критически относился к фанатизму и слепой приверженности традиции, тем более, если нет доказательств ее достаточной аутентичности (а ведь этим грешат многие, идентифицирующие себя, как «салафиты»), но точно такого же отношения у ученого удостоился «путь тариката» – суфизм, а также то явление, которое принято в обиходе обозначать как «ваххабизм».

Мухаддис и его ученики однозначно не отождествляли себя с принадлежностью к какому-либо мазхабу. Правда есть свидетельство, что в одной из бесед на вопрос, не принадлежит ли он к не дошедшему до наших дней мазхабу «захири» (положения этого мазхаба сформулировал в IX веке ученик имамов Шафии и Ханбала имам Дауд, мазхаб отличался буквальным пониманием и толкованием Корана и Сунны (ар.-аз-захир), шейх аль-Албани будто бы ответил положительно. Однако его ученики не разделяют это мнение.

Деятельность аль-Албани, как бы к ней не относиться, безусловно, является выдающейся и во многом уникальной для суннитской хадисоведческой науки минувшего столетия. Вот что сказал о нем арабский ученый Мухибуддин аль-Хатиб: «Среди тех, кто призывал «возвратиться к Сунне», кто посвятил свою жизнь тому, чтобы оживить ее в наши дни есть и наш брат, Мухаммад Насируддин Нух Наджати аль-Албани».

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

martat 09 Декабря 2013г.
Ответить

Шейх Ахмад ан-Наджми говорил: “Кто ненавидит ученых саляфии, поступающих лишь в соответствии с тем, что сказали Аллах и Его посланник, обучающих людей лишь тому, что сказали Аллах и Его посланник, дающих фатауа в соответствии с тем, что сказали Аллах и Его посланник, днем и ночью занимающихся распространением шариата, тот приверженец нововведений и заблудший лицемер!” (См. “аль-Фатауа аль-джалия” 39).

abdelhafiz 04 Декабря 2013г.
Ответить

О братья модераторы. Ради Аллаха заблокируйте Гураба на 100 дней. Иблис овладел его сердцем и душой. А`узу булляhи миняш шайтани раджим. Возможно он очистится за время блока.

abdelhafiz 04 Декабря 2013г.
Ответить

Албани как и все неосалафиты и вахи, отрицают мазхабы, основателями которых были сами салефы, таби`ины - лучшее поколение людей Уммы, т.к. Пророк (Мир Ему и благословение Аллаха) подтвердил это в нескольких высказываниях. Три поколение мусульман, будут лучшим поколением, это суть салефы - праведные предшественники. Я уважаю Албани (Рахимуллах), но перед основателями мазхабов, он подобен муравью, перед гигантами.

гураба 04 Декабря 2013г.
Ответить

что умеренны е мусульмане не понравились хадисы?)))))Такова религия Аллаха,а вы перед кафирами челом бьёте со словами Ислам это любовь.Аллах любит Мусульман а не кафиров и их шестерок.вот одна из них.Заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов намерен предложить Русской православной церкви выпустить совместные осовремененные издания своих священных писаний, сообщает газета «Известия».

Maga Magaev 04 Декабря 2013г.
Ответить

О требованиях к мухаддисам которыми альбани никогда не обладал Великий мухаддис и факих, имам, хафиз Джалалуддин ас-Суюты (849-911 гг. по хиджре /1445-1505 гг.) пишет в книге «Тадриб ар-рави» — шархе на «Ат-Такриб ва ат-тайсир» имама ан-Навави:В книге «Аль-Камиль» у Ибн Удда передается от ан-Нафили, что тот сказал: «Я слышал, как Хашим говорил: «Кто не знает наизусть хадисы, тот не обладатель хадиса (ученый хадиса). И истина в том, что [степень] хафиз — особая». Таджуддин ас-Субки (683-756 х/1284-1355 м) сказал в книге «Му’иду ан-на’им»: «Среди людей есть такие, которы...
Читать дальше

гураба 02 Декабря 2013г.
Ответить

А теперь получите щок умеренные мусульмане и попробуйте опровергнуть эти хадисы)) Абдуллах б. Ахмад б. Ханбаль сказал (следует цепочка от того кто рассказал): Урвах б. Абдуллах б. Амр ибн аль-Аус передал: «Я, сказал ему, что было наиболее (явным), что вы видели, когда Курайшиты были поражены реальной враждой Посланника к ним? Он сказал: «Я присутствовал с ними и их благородными людьми, когда они встретились однажды у камня (то есть Каабы).Тогда они упоминали Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и говорили: «Не знаем никого, кто бы внес в свой народ подобное тому, что он ...
Читать дальше

умма 30 Ноября 2013г.
Ответить

قُلْ هُوَ اللَّـهُ أَحَدٌ сейчас наверное из вне за нами наблюдают и делают вывод.

Халид 30 Ноября 2013г.
Ответить

Я одно не понимаю. Почему когда приводится хадис из общепризнанного Сахиха имама Бухари, за ним пишут хадис достовреным признал Альбани? Не достаточно того имам Бухари их привел, подтвердил?

رشيد 29 Ноября 2013г.
Ответить

Каждый ученый - стремиться обогатить Ислам, но каждый ученый должен помнить, что за правильные труды получат они двойную награду, а если ошибутся - одну. А труды ученых - их надо или признавать или отвергать, но не судить их, за ошибки.

Antibeduin 29 Ноября 2013г.
Ответить

Очередные «саляфитские» «заносы» исламньюс.

mirror 29 Ноября 2013г.
Ответить

Альбани был выдающимся мухаддисом, знал наизусть десятки тысяч хадисов вместе с иснадом. Внес большой вклад в хадисоведение и «терминологию хадисов». Однако никогда не выдавал себя за муфтия - в отличие от наших 80 российских муфтиёв.

2597466 29 Ноября 2013г.
Ответить

ой как вахам то не нравится правда!!!!!!!!

2597466 29 Ноября 2013г.
Ответить

че за чушь редакция вы чего это обеляете главного раскольника уммы это главный шайтан современности все вахабайты только его и цитирут люди вы че одумайтесть!!! АЛБАНИ ЭТО ШАЙТАН!!!

Mazarli 29 Ноября 2013г.
Ответить

Да будет Аллах тобой доволен!

Бар*** 29 Ноября 2013г.
Ответить

Да это интересный феномен. Почему именно из албанцев, вышло непропорционально много мухаддисов 20-го века. Это не только Насир-ад-дин Албани, но и Абдул-Кадыр Арнаут и Шуайб Арнаут.

martat 09 Декабря 2013г.
Ответить

Шейх Ахмад ан-Наджми говорил: “Кто ненавидит ученых саляфии, поступающих лишь в соответствии с тем, что сказали Аллах и Его посланник, обучающих людей лишь тому, что сказали Аллах и Его посланник, дающих фатауа в соответствии с тем, что сказали Аллах и Его посланник, днем и ночью занимающихся распространением шариата, тот приверженец нововведений и заблудший лицемер!” (См. “аль-Фатауа аль-джалия” 39).

abdelhafiz 04 Декабря 2013г.
Ответить

О братья модераторы. Ради Аллаха заблокируйте Гураба на 100 дней. Иблис овладел его сердцем и душой. А`узу булляhи миняш шайтани раджим. Возможно он очистится за время блока.

abdelhafiz 04 Декабря 2013г.
Ответить

Албани как и все неосалафиты и вахи, отрицают мазхабы, основателями которых были сами салефы, таби`ины - лучшее поколение людей Уммы, т.к. Пророк (Мир Ему и благословение Аллаха) подтвердил это в нескольких высказываниях. Три поколение мусульман, будут лучшим поколением, это суть салефы - праведные предшественники. Я уважаю Албани (Рахимуллах), но перед основателями мазхабов, он подобен муравью, перед гигантами.

Maga Magaev 04 Декабря 2013г.
Ответить

О требованиях к мухаддисам которыми альбани никогда не обладал Великий мухаддис и факих, имам, хафиз Джалалуддин ас-Суюты (849-911 гг. по хиджре /1445-1505 гг.) пишет в книге «Тадриб ар-рави» — шархе на «Ат-Такриб ва ат-тайсир» имама ан-Навави:В книге «Аль-Камиль» у Ибн Удда передается от ан-Нафили, что тот сказал: «Я слышал, как Хашим говорил: «Кто не знает наизусть хадисы, тот не обладатель хадиса (ученый хадиса). И истина в том, что [степень] хафиз — особая». Таджуддин ас-Субки (683-756 х/1284-1355 м) сказал в книге «Му’иду ан-на’им»: «Среди людей есть такие, которы...
Читать дальше

умма 30 Ноября 2013г.
Ответить

قُلْ هُوَ اللَّـهُ أَحَدٌ сейчас наверное из вне за нами наблюдают и делают вывод.

Халид 30 Ноября 2013г.
Ответить

Я одно не понимаю. Почему когда приводится хадис из общепризнанного Сахиха имама Бухари, за ним пишут хадис достовреным признал Альбани? Не достаточно того имам Бухари их привел, подтвердил?

رشيد 29 Ноября 2013г.
Ответить

Каждый ученый - стремиться обогатить Ислам, но каждый ученый должен помнить, что за правильные труды получат они двойную награду, а если ошибутся - одну. А труды ученых - их надо или признавать или отвергать, но не судить их, за ошибки.

mirror 29 Ноября 2013г.
Ответить

Альбани был выдающимся мухаддисом, знал наизусть десятки тысяч хадисов вместе с иснадом. Внес большой вклад в хадисоведение и «терминологию хадисов». Однако никогда не выдавал себя за муфтия - в отличие от наших 80 российских муфтиёв.

Mazarli 29 Ноября 2013г.
Ответить

Да будет Аллах тобой доволен!

Бар*** 29 Ноября 2013г.
Ответить

Да это интересный феномен. Почему именно из албанцев, вышло непропорционально много мухаддисов 20-го века. Это не только Насир-ад-дин Албани, но и Абдул-Кадыр Арнаут и Шуайб Арнаут.