"Лучше турецкая чалма, чем латинская митра"

Мечеть Айя София, в прошлом Софийский собор

Мечеть Айя София, в прошлом Софийский собор

Теги:



0
29 Мая 2008г.
- – —
Каждый год 29 мая мы вновь и вновь вспоминаем о том событии, что произошло ровно пятьсот пятьдесят пять лет назад. Тогда столкнулись два мира, два цивилизационных подхода – авраамическая традиция и византизм. Один олицетворял учение всех пророков единобожия, другой – наследие языческого рабовладельческого Рима. Один явился продолжением традиций чести, рыцарства и достоинства, верности слову; другой – лжи, вероломства и плетения интриг. Оба они сошлись под стенами великого города, который вследствие этого столкновения из града Константина – язычника, исказившего и переделавшего на свой лад пророческое учение, стал Истанбулом. Новое название города символизировало призыв к исламу. Как же произошел переход из Константинополя в Истанбул?

Последним византийским правителем был Константин XI. Сын Мануила II Палеолога, того самого, которого так оригинально процитировал Римский папа с нацистским прошлым. Императором Константин стал в 1449, а в декабре 1452 года принял усердно навязываемую ему унию с католической церковью. По-видимому, причиной, побудившей его к этому, было наступление османских войск на последний оплот Византийской империи – ее столицу. Хотя в жизни все взаимосвязано, и возможна и иная причинно-следственная связь.



В конце марта началась двухмесячная осада Второго Рима, закончившаяся его взятием, произошедшим 29 мая 1453 года. На этом существование Восточно-Римской империи было закончено. На самом деле дни этого государства были сочтены еще раньше, когда в результате серии крестовых походов Константинополь был взят и разграблен крестоносцами, а на землях его многочисленных провинций были образованы независимые крестоносские государства (Трапезундская и Латинская империи, Ахейское княжество) или же они были напрямую присоединены к тем или иным государствам Запада (Морея, о.Эвбея и др.).



Между прочим, крестоносцы и османы проявляли совершенно различные модели поведения по отношению к побежденному населению. Если о грабежах и бесчинствах первых очевидцы рассказывали истории, подходящие перу Хичкока и Стивена Кинга, то вторые с установлением своего правления вводили законность и порядок. Все их новые подданные, попадая под юрисдикцию османов, получали с их стороны всеобъемлющую защиту в соответствии с законами ислама.



Именно это обстоятельство побудило византийского патриарха провозгласить лозунг "Лучше турецкая чалма, чем латинская митра". Между прочим, с переходом константинопольского патриарха в подданство османов все патриархи православного мира проживали в мусульманских государствах: константинопольский, иерусалимский (Палестина), антиохийский (Сирия), александрийский (Египет). Когда великий князь московский решил учредить в Москве кафедру патриархии, то он направил османскому султану посольство с просьбой разрешить ее организацию.



Оставшиеся за пределами мусульманских государств православные интенсивно истреблялись своими католическими единоверцами. В первую очередь такая судьба постигла балканских славян и греков, так что стоит ли удивляться тому, что большинство из них предпочли поддержать турецкие войска. Именно так были присоединены к Османскому государству Сербия, Босния, Морея, остров Эвбея и другие земли. Их единоверцы в России находились под защитой мусульманских войск Золотой Орды уже на протяжении двухсот лет.



Как уже упоминалось, османы установили порядок и законность на своих территориях, что не могло не привлечь многих и многих тысяч их жителей к несомой ими идеологии – исламу. Так стали мусульманами многие жители Боснии, Албании, Болгарии (помаки), Македонии, Санджака (область на границе Черногории и Сербии), Греции и северного Причерноморья (урумы).



В исламской истории событие, произошедшее 29 мая 1453 года, именуется Фатх уль-Истанбул – исламское открытие Исанбула, а султан Мухаммед Второй (Мехмет) – Мухаммедом Освободителем.

Автор: Ахмад Макаров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий