Магомед хаджи: «У нормальных мусульман проблем нет»

Даргинское селение Уллуая Левашинского района Дагестана можно назвать одним из островков, на которых ислам сохранился даже в годы самых жестоких гонений и не утратил прочность и преемственность традиций по сей день.

Еще в советские времена жители этого селения отличались религиозностью и приверженностью к выполнениям шариатских предписаний, сохраняли свой исламский уклад жизни, черпая знания об исламе, несмотря на все запреты и преследования, из классической исламской литературы, от ученых. Одним из них в Уллуая был шейх Хизри, получивший религиозное образование в разных селах в том числе из уст Али-хаджи Акушинского, духовного лидера Горской Республики, избранного в 1919 г. шейх-уль-исламом Дагестана. Шейх Хизри в 20 лет стал имамом и продолжил свое образование. Исламские науки начал преподавать в самое тяжелое время, после репрессий, носивших антирелигиозный характер, когда многие улемы либо были сосланы, либо просто боялись обучать людей мусульманскому вероучению.

Таких соблюдающих сел в 70-е, 80-е годы прошлого века в Дагестане было мало. Однако несмотря на то, что в те времена к религии (особенно исламу) принято было относиться как к «опиуму для народа», а верующих преследовать, как наркоманов, у живших по шариату жителей села особых проблем с коммунистической властью (за исключением небольших трений) не возникало.

Потом началась перестройка, развалился Союз. А с «лихими 90-ми» в России неожиданно появились исламисты-джихадисты. Откуда они взялись? Из бывших советских граждан, из других сел и городов, смеявшихся над жителями Уллуая как над «пережитком средневековья». Некоторые новые мусульмане отрастили бороды и заговорили о «правильном исламе», призывая всех к джихаду и жестко критикуя мусульман из Уллуая, сохранявших исламскую веру и учение в годы воинствующего атеизма.

Житель села Магомед хаджи рассказал ИА IslamNews о жизни своего села и республики.

«Во времена Советского Союза у нас в селе были ученые-арабисты. Это были люди в возрасте, им было по 80 лет, и они учили нас исламу по классическим книгам, а не по переводным брошюркам на русском языке. Из книг мы знали, что нельзя, что можно, что халяль, что харам. Уже в 50-х и 60-х годах, благодаря нашим алимам, село стало более практикующим нормы шариата, из магазинов исчезли алкогольные и другие харамные продукты. Со стороны власти из некоторых сел, конечно, звучала критика в наш адрес – нас упрекали в нежелании быть строителями коммунизма, а быть приверженцами исламских традиций. Но назвать эти разногласия какими-то серьезными проблемами было нельзя. В 89 году, когда мы построили первую мечеть, к нам приходили представители власти, намекали на то, что по закону строить мечеть было нельзя, но мы построили мечеть, а затем и медресе», – рассказал он.

Потом «начали появляться люди другого направления, организовывали свои группы, критиковали нас и наш исламский уклад». «У них возникали постоянные проблемы с властью. Учились они по самиздатным брошюркам. Эти люди привнесли новые порядки, представляли людям религию по-своему, не признавая тот ислам, который дошел до нас через ученых. При этом ранее многие эти люди были далеки от исламской традиции и жили как обычные советские граждане. Мы остались при своем, но многие из тех, кто ничего не знал об исламе, приняли их новое радикальное учение», – отметил собеседник агентства.

Новые мусульмане вместо получения исламского образования решили все радикально исламизировать по своим понятиям. «Власть обращает на них внимание, периодически мы слышим о каких-то их стычках с силовиками, но, в целом, они не проявляют социальной активности, – считает Магомед хаджи. – А нас не трогают. У нас в селе уже 13 мечетей, медресе, все работают нормально, никто нечего не говорит. У нормальных мусульман проблем нет – мы и в Советском Союзе держали шариат, и сейчас его держим. А те, кто в советское время об исламе ничего не знал, сейчас говорят о джихаде. Хотя тогда они не были соблюдающими мусульманами, а сейчас им чего-то не хватает».

Автор: Галина Полякова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Александр Кипа 02 Сентября 2015г.
Ответить

Одним из них в Уллуая был шейх Хизри, получивший религиозное образование в разных селах в том числе из уст Али-хаджи Акушинского, духовного лидера Горской Республики, избранного в 1919 г. шейх-уль-исламом Дагестана,а знаете ли вы кем был Али-хаджи Акушинский и кто его избрал шейх-уль-исламом Дагестана,благо,что сегодня есть доступ к архивам коммунистов где они пишут,как противовес Нажмутдину Гоцинскому (один из руководителей контрреволюции в Дагестане и на Кавказе. IV имам Северного Кавказа) и как верно служил коммунистам Али-хаджи Акушинский тоже можете прочитать,а за "заслуги" после смерти е...
Читать дальше

    ashir01 13 Декабря 2020г.
    Ответить

    Уважаемый Кип! "Поросенок везде гряз найдет", - народная мудрость.

Яндекс.Метрика