Кузнец кадров для ислама СССР и России

Маруф Рахимчонов в Москве

В Москву прибыл Маруф Рахимчонов (Мулло Маъруфчони Истаравшани) – историческая личность и видный мусульманский ученый богослов, давший «путевку в жизнь» не одному поколению современных традиционных постсоветских муфтиев, богословов, мусульманских политических и общественных деятелей среди которых Ахмад Кадыров, Равиль Гайнутдин, Исмаил Бердиев, Нафигулла Аширов, Умар Идрисов, Нурислам Ибрагимов, Мухамед Саляхетдинов и многие другие.


Также его учениками являются нынешний и бывший муфтии Узбекистана Усман Алимов и Абдурашид кори Бахромов. По пути в столицу шейх Маъруфчони посетил Казань, где также встречался со своими многочисленными учениками среди исламской элиты Татарстана, среди которых два бывших муфтия республики Габдулла Галиулла и Гусман Исхаков.


Маруф Рахимчонов родился 12 июня 1950 года в городе Ура-тюбе (Истаравшан). Отец таджик Гафур был портным, мать татарка Карима работала агентом Госстраха. После смерти отца мальчика воспитывала мать. Учился в школе №3 им. Калинина. С детства у Маруфа было дарование: он с легкостью запоминал серьезные тексты, имел предрасположенность к чтению Корана и персидской классики на старо-персидском (родственном таджикскому) языке, читал старые дореволюционные произведения, учил наизусть поэмы. В школьные годы он решил найти людей, которые смогли бы помочь ему в его стремлении овладеть исламскими знаниями. В его городе жили дореволюционные шейхи, получившие образование в Бухаре еще при царе, которые, услышав о талантливом юноше, взяли его в ученики.


Таким образом, с 1964 по 1968 год он брал частные уроки у местных богословов ишан Субханкулихан-тура (1895-1985 год), затем у кары Мириса (1900 – 1970 год), а после у кари Фазлулла (1897-1992 год). Вначале он обучался по персидским книгам «Гулистан» ас-Саади, «Бустан» ас-Саади, «Дивани хафиз» аш-Ширази, «Бедил», а также учебники по вероубеждению ислама «Акаид» и грамматику «Сарф-наху» на арабском языке и др. У кары Мириса обучался «Кофия» (грамматика арабского языка), «Шархи мулла» (комментарии к «Кофия»), Акаиди насыфи – комментарии алламы Тафтазани, тафсир аль-Байдави, «Усуль аль-Фикх». У Фазлулла брал уроки по книгам «Мукхтасар альвикая», «Шархи аль-викая», «Аль-Хидая», «Улуми кыраат» аш-Шатыби. Поскольку в советское время такие вещи не поощрялись, считались буржуазным пережитком и иностранным веянием, исламским наукам и древней персидской литературе, классике прошлых веков Маруфа Рахимчонова обучали втайне. В 1968 году в Ура-тюбе приехал известный богослов Хакимджан кори Маргилани, и, прослышав о подававшем надежду молодом Маруфе, предложил ему поехать для дальнейшего обучения к нему на домашние обучение в Маргилан.


Однако молодого человека интересовало образование в официальном исламском образовательном учреждении медресе Мир-и Араб – единственном в советское время на всем пространстве СССР легальном исламском учебном заведении, расположенном в Бухаре. Один из шейхов был знаком с муфтием Средней Азии (председатель Среднеазиатское духовное управление мусульман – САДУМ) Зияуддинханом ибн Эшоном Бабаханом (1957 – 1982) и порекомендовал Маруфа муфтию в качестве студента. В медресе Маруф учился вместе с Мухаммадом Садыком, Талгатом Таджудиновым, а Аллахшукюр Паша-зада учился двумя курсами старше.


IMG-20160121-WA0002


М. Рахимчонов среди учеников: Бывшие муфтии Татарстана Габдулла Галиулла и Гусман Исхаков, имамы Габделхамит Зиннатуллин и Нурислам Ибрагимов. Казань 2016 г.


После окончания Маруф начинает преподавать в Бухаре фикх, тафсир, сарф и наху. Во время каникул направлялся в качестве имама в Душанбе и Худжанд (Ленинабад). Многие нынешние классические постсоветские муфтии и имамы были его учениками. Однако, что примечательно, в те годы в Бухаре запрещалось преподавать веру (предмет «акыда» и «ильмуль-калям» – вероубеждение – из программы медресе были исключены). Преподавали, в основном, ритуалы, но вероубеждения были под запретом. Тогда Маруф решил преподавать этот предмет на дому. Следует отметить, что студенты бухарского медресе состояли на строгом контроле КГБ, ежемесячно вызывались на собеседование. Их спрашивали о других студентах медресе, требовали писать доносы на своих товарищей и гостей учебного заведения. Стукачей обещали поощрять обучением за границей.


«Мне не довелось учиться за границей», – признался позже Маруф Рахимчонов. Ректор медресе Абдулькохар, узнав о надомном обучении, проводимом Маруфом Рахимчоновым, организовал собрание и обвинил инициативного преподавателя в попытки сколотить группировку и пропаганде национализма, а затем послал жалобу в САДУМ. В 1981 году Рахимчонов был уволен из медресе. Впоследствии вспоминал, что сотрудники КГБ относились к нему уважительнее, чем ректор медресе.


До этого он успел жениться на дочери Яхя кари Исмаилова, имам-хатыба мечети им. имама Тиримизи в Ташкенте, и после увольнения переехал из Бухары в Ташкент, где устроился в Институт рукописи им. академика Хамида Сулейманова и в Узбекский научно-исследовательский проектно-изыскательский реставрационный институт (УЗНИПИРИ) расшифровывать каллиграфию старинных книг. В то же самое время, в Ташкенте Маруф Рахимчонов продолжил преподавательскую деятельность и создал сеть неформальных образовательных центров (худжр), которые имелись также в других городах Узбекистана. Это получилось фактически экспромтом: его хорошо знали как очень образованного в области исламских наук человека, что было большим дефицитом, к нему начали приходить и просить о занятиях. Даже студенты из бухарского медресе приезжали к нему летом на каникулы и просили о частных уроках, и он преподавал им исламские науки в том числе те, что не преподавались в Бухаре. Эти предметы базировались как на старой дореволюционной литературе, так и на прибывающих из мусульманского мира современных богословских трудов. Изначально в программу худжр входила учебная литература дореволюционных изданий, но в конце 70-х стали поступать книги современных зарубежных мусульманских богословов.


SAM_3158


Маруф Рахимчонов с Мухамедом Саляхетдиновым. Москва 2016 год.


 


Далее уже студенты Маруфа Рахимчонова собирали молодежь на «конспиративных квартирах» Ташкента и просвещали их, создав, таким образом, целую образовательную сеть. Через пару лет в Ташкенте по такой системе обучалось около 300 человек, в то время как в медресе Бухары было около 80 студентов. Большинство учащихся приезжало из различных регионов Узбекистана, из других республик Средней Азии и РСФСР. «В 80-х годах мне также довелось учиться у шейха Маруфа. Вначале я сам на каникулы прилетал на учебу, а после набирал группу молодежи из Центральной России (желавших познавать арабский язык и исламские науки) и направлял на обучение в худжры», вспоминает российский мусульманский деятель Мухамед Саляхетдинов. В советских правоохранительных органах Узбекистана знали об этом, но даже там были сочувствующие исламскому просвещению люди, лоббировавшие это обучение и прикрывавшие преподавателей перед Москвой. Из Москвы же эпизодически требовали пояснений по поводу распространившегося в Ташкенте «опиума для народа» и ждали от узбекских коллег решительных действий. В конце 80-х годов, благодаря политике перестройки в СССР, начали разрешать открывать новые мечети. Так, в родном городе Маруфа Рахимчонова открылась соборная мечеть, куда он был назначен имам-хатыбом.


Иран-


Тегеран 1996 год


В начале 90-ых, когда в Средней Азии, с распадом СССР, начались волнения, доставалась многим – даже такой аполитичный человек и классический учитель, как Маруф Рахимчонов, не выдержал и решил иммигрировать в Иран, поскольку не хотел участвовать в этих событиях. «Ситуация в республике стала обостряться, и в это время Мирбоба Миррахимов (активист «Растохез») предложил мне полететь вместе с ним через Туркмению в Иран. Однако Миррахимов был в розыске, и в аэропорту его задержали, а вместе с ним и меня, и отправили в Душанбе, – рассказывает Маруф Рахимчонов. – Пытались засудить за антигосударственную пропаганду, но не нашли доказательств». В итоге, засудили на 5 лет за то, что выдал замуж несовершеннолетнюю дочь. В ноябре 1995 года он вышел по амнистии и уехал в Иран, где прожил 14 лет. В 2009 году по приглашению президента республики Таджикистан Маруф Рахимчонов прибыл в Душанбе для участия в симпозиуме, после чего решил остаться на родине.


Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

ashir01 02 Февраля 2016г.
Ответить

Из истории худжровского обучения Основатель худжровского обучения в Средней Азии был Хакимджан коры Маргилани умер в 114 лет, который получил образование у Сулеймана Кажгари (из Китая попал в плен в СССР). Рахматулла ‘аллома (погиб в автокатастрофе в 1981 г.) интересовался политической тематикой, прочитал Капитал Маркса и собрание сочинения Ленина. Преподавал по классическим книгам «Макамат аль-Харири» аль-Харири, «Макамат Замахшари» аллама Замахшари. Написал несколько книг: «Что такое ислам», «Джанах ат-Талиб» (арабская морфология-сарф), «Наджах ат-талиб» (синтаксис-наху), История ислама...
Читать дальше

Кылчык 22 Января 2016г.
Ответить

ДжазакАллах хайр! Очень познавательно!

Яндекс.Метрика