Многоженство в жизни Божьих пророков

Если мы взглянем на тему многоженства глазами пророков, то обнаружим, что Божьи посланники в этом отношении ничем не отличались от остальных людей и точно также испытывали естественные человеческие потребности, в том числе и полового характера. Несмотря на то, что Аллах выделил их среди остальных людей, почтив их посланием и откровением от Себя, они, как и все люди, состояли из души и плоти, точно так же ели, пили, ходили по рынкам, женились и оставляли потомство. И подтверждение этому мы находим в Благородном Коране.

Так, Всевышний Аллах, обращаясь к Своему пророку, верующим и всем людям, говорит: «Мы и до тебя отправляли только мужей, которым внушали откровение. Спросите людей Напоминания, если вы не знаете этого. Мы не сотворили их телами, которые не потребляют пищу, и они не были бессмертными. Потом Мы выполнили данное им обещание, спасли их и тех, кого пожелали, и погубили преступающих границы дозволенного».[1]

Также Он говорит: «Мы не ниспосылали до тебя посланников, которые не принимали бы пищи и не ходили бы по рынкам. Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь – Видящий».[2]

Да и сами посланники, от первого до последнего, подтверждали эту очевидную истину, говоря своим соплеменникам, что являются такими же людьми, как и они, если не считать того, что им ниспосылается откровение. Так, Всевышний говорит: «Посланники говорили им: "Мы – такие же люди, как и вы. Однако Аллах одаряет Своей милостью того из Своих рабов, кого пожелает"».[3] То же самое было велено подтвердить и Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует: «Скажи: "Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный"».[4]

Итак, все Божьи посланники были обычными людьми и во всем, что касается человеческой природой, ничем не отличались от остальных: так же, как и все женились, оставляли потомство и любили своих детей. И в этом нет ничего, что принижало бы их пророческий статус, непогрешимость их миссии или святость их цели. Так, например, Всевышний Аллах говорит:

«Тогда Закарийа воззвал к своему Господу, сказав: "Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе"».[5]

«Воистину, Аллах избрал над мирами Адама, Нуха, род Ибрахима и род Имрана. Одни из них были потомками других. Аллах – Слышащий, Знающий».[6]

А потому выступать против нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, упрекая его в том, что он имел много жен, все равно, что выступать против него за то, что он ел, пил и ходил по рынкам, как любой другой обычный человек. Кстати, подобный аргумент в свое время использовали курайшиты против Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, когда он стал пророком, пытаясь тем самым подорвать доверие к его миссии и опровергнуть ее. И надо отметить, что целью их критики был не сам пророк, ибо они знали его лучше, чем своих сыновей и жен, и до начала его пророческой миссии называли его между собой правдивым и доверенным. Все дело было лишь в их высокомерии и гордыне. Востоковеды и их прихвостни не придумали в этом смысле ничего нового. Они как прилежные ученики своих единомышленников курайшитов, пытаются использовать факт женитьбы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на множестве женщин для того, чтобы уличить его во лжи и подвергнуть критике его посланническую миссию. Их целью является не столько сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сколько его призыв, его Сунна и Писание, с которым он явился к людям от своего Господа. Другими словами, их целью является откровение Аллаха, в котором нет сомнения.

Прошло уже более четырнадцати столетий, но ничего не изменилось. Вы только посмотрите, в какой точности Коран описывает аргументацию этих востоковедов в лице тех, кто в свое время так же, как и они пытались опровергнуть истинность пророческой миссии посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говоря:

«"Что это за посланник? Он ест пищу и ходит по рынкам. Почему к нему не был ниспослан ангел, который предостерегал бы вместе с ним? Почему ему не даровано сокровище? Почему у него нет сада, из которого он бы вкушал?" Беззаконники сказали: "Воистину, вы следуете за околдованным мужем". Посмотри, как они приводят тебе притчи! Они впали в заблуждение и не могут найти дороги».[7]

Сегодняшние же иноверцы говорят: «Что это за посланник такой, понабравший себе столько жен?! Если бы он на самом деле был истинным пророком, то ни за что не поддался бы своим страстям и не пошел бы на поводу у своей похоти, заполнив свой дом женами и наложницами. Такое пристало лишь царям и им подобным, а что касается чистых пророков, то они премного далеки от этого». Иначе говоря, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, по их словам, не мог быть пророком, которому ниспосылались откровения от его Господа, потому что собрал у себя дома ни много ни мало целых девять жен, а подобное ну никак не вяжется с образом пророков.

При этом они забывают или же намеренно умалчивают о том, что пророки, которых они возвеличивают, и чьими заслугами так гордятся в своих священных писаниях, имели в разы больше жен, чем Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Число их жен вместе с рабынями и наложницами превышало число жен Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в сотни раз. Однако считают ли они это фактом, порочащим их биографию, или недостойным поведением с их стороны?! Осмелятся ли сказать, что это доказывает то, насколько сластолюбивыми личностями они были, опережавшими друг друга в погоне за плотскими удовольствиями?! О нет, они никогда не скажут этого о своих пророках, как и мы не скажем этого о пророках Аллаха и Его посланниках, и в том числе о Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует. Все пророки, от первого до последнего: Адам, Нух, Ибрахим, Муса, Иса, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и т.д. – братья от разных матерей, которые проповедовали одну и ту же посланническую миссию, и мы говорим о них лишь то, что сказал о них Всевышний Аллах и Его посланник. Так, Всевышний Аллах сказал:

«Это – те, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, которые были потомками Адама и тех, кого Мы спасли вместе с Нухом, и потомками Ибрахима и Исраила, и из числа тех, кого Мы наставили на прямой путь и избрали».[8]

«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: "Мы не делаем различий между Его посланниками"».[9]

А Посланник говорил: «Пророки братья от разных жен одного отца. Матери у них разные, а религия одна».[10]

Теперь же давайте взглянем, что говорится об Божьих пророках в их же источниках:

Так, христиане признают, что:

"…веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим".[11]

«…Исав был человек искусный в звероловстве, любящий быть в поле; а Иаков человек кроткий, живущий в шатрах».[12]

«…И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу».[13]

В Ветхом Завете мы находим следующий псалом о Давиде: «…возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя…»[14]

А про Соломона говорится, что Господь сказал ему: «…вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе…»[15]

Также они утверждают, что Аллах сказал о нем: «Он построит дом имени Моему, и он будет Мне сыном, а Я ему отцом, и утвержу престол царства его над Израилем навек».[16]

И всё это о пророках, которых высоко чтят как христиане, так и иудеи; о пророках, чьи слова и дела они признают подлинным образцом морали и нравственности, и это действительно так. Так давайте же посмотрим на то, каким было их отношение к многоженству: моногамными или полигамными были их браки?

У Ибрахима (Авраама), мир ему, было три жены и это:

1. Хаджар (Агарь) мать Исмаила (Измаила), мир ему.[17]

2. Сара мать Исхака (Исаака), мир ему.[18]

3. Хеттура мать Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха.[19]

У Йакуба (Иакова)[20], было четыре жены, и это:

1. Лия[21] мать Рувима[22], Симеона[23], Левия[24], Иуды[25], Иссахара[26], Завулона[27] и Дины[28].

2. Рахиль[29] мать Йусуфа (Иосифа)[30] и Вениамина[31].

3. Валла[32] мать Дана[33] и Неффалима[34].

4. Зелфа[35] мать Гада[36] и Асира[37].

У Мусы (Моисея) было четыре жены, и Тора разрешала ему брать в жены любую женщину, которую он пожелает. Так в Торе говорится: «Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен, и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену, то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои, и снимет с себя пленническую одежду свою, и живет в доме твоем, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твоею женою…»[38]

У Дауда (Давида), мир ему, было много женщин. Вначале он женился на Мелхоле дочери израильского царя Саула[39], затем – еще на шести женщинах.[40] Помимо них у него были наложницы и жены из Иерусалима.[41] Еще у Дауда было десять жен-наложниц, которых он наказал и не входил к ним, поместив в заключение, где они содержались до дня смерти своей, живя как вдовы.[42] В Библии сообщается, что Господь даровал Дауду право жениться на любом количестве женщин.[43]

Хафиз Ибн Касир сказал: «Многие предшественники сообщали, что у Сулеймана было тысяча женщин: семьсот, взятых за брачный дар, и триста наложниц. Согласно другому мнению, триста из них были свободными, а семьсот рабынями. И был он наделен неимоверной мужской силой».[44]

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Однажды Сулейман сын Дауда, мир им обоим, сказал: “Клянусь, этой ночью я обойду сто женщин, и каждая из них родит мне мальчика, который будет сражаться на пути Аллаха”. Тогда ангел сказал ему: “Скажи „ин шаа-Ллах”, но Сулейман не сказал этого (сразу), а потом и вовсе забыл об этом. В итоге, он обошел своих женщин, но родила ребенка из них только одна, да и то с половиной тела». После чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы он сказал „ин шаа-Ллах”, то ему бы не пришлось искупать свою клятву, и он имел бы больше надежд получить то, на что рассчитывал».[45]

Итак, как мы видим из этих текстов, «ветхозаветные» пророки имели по многу жен, а у некоторых из них жен было куда больше, чем у нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, однако никто из людей Писания никогда не критиковал и не очернял их за это. Так почему же, когда речь заходит о нашем пророке, да благословит его Аллах и приветствует, они пытаются посрамить его и представить в образе сластолюбивого самца только за то, что он был женат одновременно на девяти женщинах, которые, надо заметить, ранее уже побывали замужем за другими мужчинами (за исключением ‘Аиши, вышедшей за него, будучи девственницей)?! И это при том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женился на этих женщинах, преследуя вполне конкретные задачи, продиктованные шариатскими соображениями, о чем, если будет угодно Аллаху, мы поговорим чуть ниже.

Повод, который заставляет этих неверных обрушиваться с критикой на нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, имеется и у других упомянутых нами пророков, однако о них они не говорят и слова! Это отнюдь не означает, что мы, мусульмане, призываем их критиковать кого-либо из пророков. Нет, ибо мы не делаем различий между пророками и верим в каждого из них. Мы говорим это лишь для того, чтобы выявить несостоятельность их аргументов, и уличить в фальши и неискренности этих людей, которые разглагольствуют о своей любви к Ибрахиму, Йакубу, Мусе и Дауду, мир им, но в то же время не стесняются критиковать Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ровно за то же самое, что совершали и они.

Истинная причина этого откровенно необъективного и неодинакового подхода к пророкам заключается в неверии и зависти к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, за то, что Аллах почтил его и превознес над всеми остальными, возложив на него завершающую пророческую миссию по донесению Его послания до всех людей.

Ибн Касир писал: «Поведал нам Мухаммад ибн Са’д, а ему – Мухаммад ибн ‘Умар аль-Вакиди, а ему – Хишам ибн Са’д о том, что ‘Умар, вольноотпущенник племени ‘Афра, говорил: «Когда иудеи, видели, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (в очередной раз) женится, то говорили: «Вы только посмотрите на этого ненасытного человека. Ей-богу, у него на уме одни женщины!» Они завидовали множеству его жен и порицали его за это, говоря, мол, если бы он был пророком, то не вожделел бы к женщинам, и больше всех в этих упреках отметился Хуяй ибн Ахтаб. Тогда Аллах обвинил их во лжи (в Своем Писании) и сообщил им о том, что такова обширная милость Аллаха, которой он удостоил Своего пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказав: «Или же они завидуют тому, что Аллах даровал людям из Своей милости? (под «людьми» здесь имеется в виду посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) А ведь прежде Мы (также) даровали роду Ибрахима Писание и мудрость и наделили их властью великой».[46] Имеется в виду власть, дарованная Сулейману сыну Дауда, у которого было тысяча жен, семьсот из которых были взяты за брачный дар, а триста – наложницами. У самого же Дауда, мир ему, было сто жен, и в их числе бывшая жена Урии (Вирсавия), на которой он женился, соблазнившись (ее красотой) и которая родила ему Сулеймана. А ведь это гораздо больше, чем было у Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует».[47]

Этот их фанатизм и необъективность в суждениях передается у них из поколения в поколение. Так, доктор Мустафа ас-Сиба’и пишет: «Находясь в 1956 году в Дублине, я посетил местное общество иезуитов, где имел долгую беседу с его руководителем. Среди прочего я сказал ему тогда: «Почему, когда на дворе уже двадцатый век, и мы живем в эпоху мультикультурного и многонационального мира, вы так агрессивно настроены против Ислама и его Пророка, что особенно явно прослеживается в вашей учебной литературе?» – на что он ответил мне: «Мы, как представители западной культуры, не можем уважать человека, имевшего девять жен!» Тогда я спросил: «А как вы относитесь к пророкам Бога, Давиду и Соломону? Уважаете ли вы их?» Он ответил: «Конечно! Для нас они ветхозаветные пророки!» Тогда я сказал: «Но ведь у Давида, как это известно, было девяносто девять жен, которыми он не ограничился и довел их количество до ста, женившись на бывшей супруге своего военачальника Урии. А у Соломона и того больше, ведь согласно Ветхому Завету, он имел семьсот жен из числа свободных женщин и триста из числа наложниц, и все они были самыми красивыми женщинами своего времени. Так почему же тот, кто имел тысячу жен, заслуживает вашего уважения, а тот, кто – девять, нет?! Почему не заслуживает вашего уважения тот, кто имел девять жен, восемь из которых до него уже побывали замужем и имели детей, а некоторые и вовсе были в преклонном возрасте, и лишь одна из девяти вышла за него замуж, будучи девственницей – единственной девственницей взятой им в жены на протяжении всей своей жизни?!» Он немного помолчал, а затем сказал: «Я неправильно выразился. Я имел в виду, что мы, западные люди, не можем жениться больше, чем на одной, и нам кажется, что тот, кто имеет много жен, является либо весьма странной и эксцентричной личностью, либо попросту сексуально озабочен». Я спросил: «Что же в таком случае, вы скажете о Давиде, Соломоне и остальных пророках Колен Израилевых, каждый из которых, начиная с Авраама, был многоженцем?!» После чего он не нашелся, что ответить и замолчал…»[48]


[1] Св. Коран, «Пророки», 7-9.

[2] Св. Коран, «Различение», 20.

[3] Св. Коран, «Ибрахим», 11.

[4] Св. Коран, «Пещера», 110.

[5] Св. Коран, «Семейство Имрана», 38.

[6] Св. Коран, «Семейство Имрана», 33-34.

[7] Св. Коран, «Различение», 7-9.

[8] Св. Коран, «Марьям», 58.

[9] Св. Коран, «Корова», 285.

[10] «Сахих» Муслима, Книга достоинств, 4/1837.

[11] «Послание Иакова», 2:23.

[12] «Бытие», 25:27.

[13] «Второзаконие», 34:10.

[14] «Псалтирь», Псалом 2:7.

[15] «Третья книга Царств», 3:12.

[16] «Первая книга Паралипоменон», 22:10.

[17] «Бытие», 16:4.

[18] «Бытие», 18:15.

[19] «Бытие», 25:1.

[20] Он же Исраил (Израиль).

[21] «Бытие», 29:23.

[22] «Бытие», 29:32.

[23] «Бытие», 29:33.

[24] «Бытие», 29:34.

[25] «Бытие», 29:35.

[26] «Бытие», 30:18.

[27] «Бытие», 30:20.

[28] «Бытие», 30:21.

[29] «Бытие», 29:28.

[30] «Бытие», 30:24.

[31] «Бытие», 35:18.

[32] «Бытие», 30:4.

[33] «Бытие», 30:6.

[34] «Бытие», 30:8.

[35] «Бытие», 30:9.

[36] «Бытие», 30:11.

[37] «Бытие», 30:13.

[38] «Второзаконие», 21:10-13.

[39] «Первая книга Царств», 18:27.

[40] «Вторая книга Царств», 3:2-5.

[41] «Вторая книга Царств», 5:13.

[42] «Вторая книга Царств», 20:3.

[43] «Вторая книга Царств», 12:7-8.

[44] «Аль-Бидая ва ан-нихая» хафиза Ибн Касира, 2/29.

[45] «Сахих» аль-Бухари, Книга брака, 6/160.

[46] Св. Коран, «Женщины», 54.

[47] «Аль-Бидая ва ан-Нихая», 2/15.

[48] «Женщина между исламским правом и законом», стр. 96.

Ахмад Мухаммад Аль-Къасимий “Многоженство в исламе”

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Виктор Гаврильченко 02 Сентября
Ответить

Хорошая статья и аргументированная.