Может ли вера исцелить от болезни

Молитва является лекарством, утверждают врачи

Молитва является лекарством, утверждают врачи

Теги:

0
15 Ноября 2015г. (02 Сафар)


Болезнь...Одно из нелюбимых определений человечества. На дворе век XXI-й, с неимовернейшим развитием высоких технологий, но болезни и эпидемии вплоть до сего дня не покидают планетарное сообщество. Хотя, пусть это и прозвучит на первый вгляд парадоксально, именно потрясающие умы технические достижения приводят к новым формам болезней, часто выплескивающихся в различные виды онкологии.

Безусловно, мировое верующее сообщество (вне зависимости от принадлежности к той или иной конфессии) убеждено в Божественном происхождении любой болезни, как и всего, связанного с человеческой жизнью. Атеисты, естественно, придерживаются в корне иной точки зрения. Тонкость, однако, в том, что и сегодня нет некоего единого общепризнанного определения понятия "болезнь". Согласно ряда источников, под этим термином подразумеваются "возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов"(1).

Язык сломишь, однако, ну да ладно. В любом случае, если атеисты уверены в возникновении болезни без "внешнего" вмешательства, верующие, повторимся, считают наоборот. Другое дело, мусульмане убеждены, что «какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, Он обязательно ниспосылает и средство ее исцеления»(2), благо, никто иной как Господь "исцеляет" заболевающих ("Поэты": 80). А вот форма избавления от напастей может варьироваться.

Немолчаливое сопротивление

Согласно размещенной на официальном веб-сайте прекрасного американского музыканта Дэвида Сэнборна информации, в трехлетнем возрасте он заболел полиомиелитом. "Частью его терапии" же стала игра на саксофоне(3).

Наверняка, связка между страшной болезнью ребенка и музыкальным инструментом может вызвать недоумение читателя, в свете чего целесообразно послушать непосредственно Д. Сэнборна. "Я не был похож на других детей, – с печалью в голосе вспоминает он, – вынужден был проводить много времени в постели". Его левая рука фактически не функционировала (4). Когда мальчику исполнилось 11 лет, а болезнь все не покидала его, "в качестве лечения врачи порекомендовали [ему] играть на духовом инструменте"(5), по утверждению докторов должном помочь "восстановить легкие"(6). Он прислушался к совету, тем более что лежа в постели, все время "слушал радио, ставшим моим театром воображения", и звуки музыки из Нью-Орлеана, Мемфиса казались ему "волшебными"(4). Взяв же в руки саксофон, мальчик "влюбился в него", озвучив желание играть только на нем(5).

Д. Сэнборн оказался уникально талантливой личностью. В 14 лет ему удосужилось играть с такими легендами, как Albert King и Little Milton. Ну а вслед за обучением музыке в Северо-Западном университете и университете штата Айова, где он играл и учился у маститого саксофониста JR Monterose,  – участие в проектах знаменитых Stevie Wonder, "Rolling Stones", David Bowie, сотрудничество с блестящим Gil Evans и др. После чего – сольные концерты, со впечатляющим составом исполнителей. Результат 35-летней карьеры Д. Сэнборна – не один десяток альбомов, восемь из которых – золотые и один – платиновый; обладание шестью "Грэмми", продолжение карьеры, "раздвигающей границы и создающей музыку", направленную "прямо к сердцу" слушателя(3).

Правда, в медицине существует термин "синдром полиомиелита", означающий рецидив признаков полиомиелита у лиц, ранее переболевших этой болезнью (спустя 30-40 лет)(7). Возвратился недуг и к Д. Сэнборну. Но он вновь не сдался, пытаясь противостоять развитию болезни как посредством лечения, так и с помощью физических нагрузок в тренажерном зале(8). Эта внутренняя сила и настрой позволяют ему и ныне продолжать гастроли по всему миру. В подтверждение чего можно сослаться на факт его участия на ежегодном Бакинском джаз-фестивале 2013 г.

Приведем другой пример.

В 2014 г. известному комментатору и журналисту американского телевизионного канала TNT Крэйгу Сагеру поставили диагноз – острый лейкоз, в связи с чем пересадили костный мозг. Но рак вернулся, и врачи сообщили К. Сагеру, что его дни сочтены. Ответив: "еще не пришло время умирать, я надеюсь, поэтому думать и переживать по этому поводу я не хочу", он вновь подвергся операции по пересадке костного мозга и стволовых клеток. Последние  были позаимствованы у сына, также спортивного обозревателя. После 82-дневной программы реабилитации,  Сагер оказался дома, проходя под наблюдением врачей необходимые процедуры. Спустя некоторое время журналист услышал, что новые анализы показали хорошие результаты. А уже с началом нынешнего баскетбольного сезона Сагер – вновь в эфире на NBA TV, планируя освещать матчи баскетбольного турнира Олимпийских игр 2016 г. в Рио-де-Жанейро. Да, он должен периодически возвращаться в больницу в целях прохождения курса инъекций для лечения рака крови и костного мозга (при невозможности организма самостоятельно производить здоровые клетки крови). Но факт остается фактом: популярный ведущий не сдался на милость болезни. По его словам, огромным стимулом к лечению стали как желание вновь ощутить вкус от любимой работы, так и пожелания коллег по цеху и поклонников продолжать слышать его(9).

В свете рассматриваемого, нельзя не пройти мимо эпизодов из жизни известной российской писательницы Дарьи Донцовой, столкнувшейся с диагнозом – рак четвертой степени и услышавшей из уст московского профессора, что "жить тебе осталось, наверное, месяца три". "Страха смерти я не испытывала, – вспоминает она, – но у меня трое детей, пожилые мама и тогда еще живая свекровь, у меня собаки, кошка – умирать просто невозможно". Как следствие, 18 операций, нескольких сеансов облучения и ряд химиотерапий. После 8-ми часовой операции, когда она пришла в себя, по ее словам, у нее "образовалось свободное время". "Лежишь в палате, ничего не делаешь. Постоянно кто-то умирает, кого-то выносят. За полгода можно сойти с ума. Чтобы отогнать страшные мысли о близкой смерти, я начала сочинять". А когда уже оказалась дома, то прервала постельный режим: "взяла сумки и отправилась на рынок за продуктами".

Такой вот путь в литературу и возвращения к жизни прошла Д. Донцова, что явилось следствием ее понимания: она должна не просто безмолвно сопротивляться болезни, а продолжать активно жить и трудиться. Если бы не творческий порыв, то стала бы «разводить собак, я бы так построила день, чтобы мне все время было некогда. Нужно обязательно чем-то заниматься, хотя бы самозабвенно чистить пол. Не считайте себя больной. Никогда не произносите фразу: "Я умру!" Или: "Я умру, а они все меня вспомнят!" Это отнимает силы к чему-либо двигаться. Обязательно надо что-то делать». Да, после страшного диагноза можно "пожалеть себя первые два часа", но затем "вытереть сопли и понять, что это не конец. Придется лечиться. Рак лечится. По крайней мере, лечение продлевает жизнь"(10).

Возможно, прочитавшие эти строки зададутся вопросом – а причем тут предварившая описание этих случаев кораническая констатация об исцелении больных Всевышним? Разве не врачи и самостоятельные шаги "приговоренных к смерти" помогли им вернуться к нормальной жизни? Но можем ли мы быть уверены, что не Господь направлял этих людей к тем или иным действиям?

Не исключено, кто-то в свете сказанного сошлется на одну из основателей движения "самопомощь" – Луизу Хей, т. к. она использует термин "аффирмация", подразумевающий формулы самовнушения, помогающие человеку настроить свое сознание на положительную волну, "формируя" будущее, к которому хочется прийти. Да, Л. Хей видит точку силы "в наших умах", ибо "мы сами выбираем себе свои мысли и во что верить". Но в то же время, по ее словам, каждый из нас связан "с Бесконечным Разумом, со Вселенской Силой, давшей нам жизнь, через искру внутреннего света". А в основе Высшей силы, любящей "все свои творения" и управляющей "всем в нашей жизни", лежит "доброе, светлое начало". Осознавая это, желательно быть правдивыми "по отношению к себе и другим": раз "существует Сила Вселенной, которая намного мудрее и могущественнее человека, и что мы – ее частичка", то для нас открывается "путь к познанию своих безграничных возможностей"(11).

Говоря иными словами, Л. Хей блестяще выводит связку между "самопомощью" и "движением" (сигналами, знаками, конкретными направлениями) Высшего Разума в сторону своих созданий, с чем невозможно не согласиться. Ибо духовный фон, как бы кто и не признавал этого, может оказаться важнейшей нитью для успешного прохождения болезни.

Медицина и матрица духовности

По словам викария Санкт-Петербургской епархии, ректора Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии, кандидата медицинских наук Преосвященного Константина (Горянова), для верующего сообщества "главнейшее заключается в религиозной этике: что значит болезнь для того, кто болен?". Почему поражающий тело недуг так или иначе "задействует душу человека, в которой следует видеть и образ Божий?", – задается он вопросом. Подчеркивая, что Библия не занимается анатомией и,  физиологией, а прямо и четко указывает на земное "в узком, а также в планетарном смысле этого слова", К. Горянов ссылается на библейский формат происхождения человека: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2: 7)(12).

Аналогичная мысль сформулирована и в Коране, констатирующим, что, сотворив человека "из глины", Аллах "придал ему соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа", даровав нам "слух, зрение и сердца" ("Поклон": 7-9). Как раз в этой конкретизации однозначно просматривается связь Божественного создания с Творцом, что составляет основу духовной ипостаси индивидуума. Но насколько и в какой форме этот тончайший нюанс может проявляться при болезнях человека?

В результате исследований, специалисты онкологического центра "Моффит" (Moffitt Cancer Center, Тампа, штат Флорида, США) – Национального института рака – пришли к выводу, что верующие люди справляются с раком лучше, нежели атеисты; религия и духовность становятся  утешением для большинства раковых больных, т. к. они верят в доброту Бога, отвечающего на молитвы. По словам одного из исследователей – Джима Хизера – "вследствии веры во Всевышнего", верующие осознают "как смысл и цель жизни, так и факт своей связи с источником значительно более крупного формата, нежели они сами", а это понимание облегчает борьбу с раковыми заболеваниями(13).

Схожие исследования были проведены и центром "Форбис" (Нью-Йорк, США), входящим в West Penn Allegheny Health System. Специалисты опросили 198 женщин с раком молочной железы на ранней и 86 женщин с идентичным диагнозом на поздней стадиях на предмет ощущения ими Божественной поддержки или озлобленности на Господа из-за развития болезни. По результатам наблюдения оказалось, что разочаровавшиеся в религии больше подвержены симптомам  депрессии, испытывают неудовлетворенность от жизни, чаще сталкиваются с утерей здоровья, нежели верящие в Бога. Последняя категория даже на конечной стадии рака была настроена "значительно оптимистичнее и легче переносила лечение".

По словам медицинского директора центра Рэнди Эбера, "врачи часто не обращают внимания на духовно-религиозную стезю тяжелобольных", хотя большинство из них убеждены: "медики обязаны знать убеждения пациентов". "Результаты исследования продемонстрировали чрезвычайную полезность информации о религиозности и духовности больных, в особенности при наличии факта разочарования в вере", – резюмировал он(14).

В свою очередь, ученые клиники Маклина (McLean Hospital) исследовали связь между уровнем веры в Бога, ожиданием результатов лечения и их фактических итогов посредством наблюдения за 159-ю пациентами с различными формами психического расстройства. Специалисты оценивали шкалу депрессии, благополучия и риска членовредительства в начале и при завершении исследования. По результатам было установлено, что верующие в два раза чаще отвечают на лечение, нежели атеисты. Свыше 30% больных, не позицинирующих себя представителями той или иной конфессии, но имеющих умеренный или значительный уровень веры в Божественное, также видели преимущества в лечении, в отличии от неверующих.

Как следствие, ученые пришли к выводу: люди с умеренной и высокой верой могут достичь более положительных результатов в борьбе (в краткосрочной перспективе), чем не верящие во  Всевышнего. "Вера способствовала не только улучшению психологического климата больного, – подчеркнул врач клиники и инструктор отдела психиатрии Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School) Дэвид Розмарин, – но и снижала уровень его депрессии"(15).

Не случайно, первый инициатор количественного исследования здоровья и духовности в медицинской литературе и создавший в 1998 г. Центр духовности, теологии и здоровья (г. Дарем, Северная Каролина, США) Дэвид Б. Ларсон пишет, что "сила личной духовности человека или его религиозность" форматируются в благоприятный фактор для "предотвращения болезни, ее излечение и последующего выздоровления"(16). По его словам, "вера помогает справиться с тяжелой ситуацией", а "мировоззрение верующего способствует формированию у него внутренних мыслей", например, во время переживаемого стресса, на предмет: "А не является ли происходящее как бы уроком Бога?". Кроме того, эта категория лиц в сложные моменты верит, что "Господь исправит положение"(17).

Совместно с другими известными специалистами (на основе проводимых исследований) серьезность аспекта духовности пациентов на "медико-этическом поле" Д. Б. Ларсон видит в том, что в случае "пренебрежения к их духовным потребностям" при тяжелом заболевании, многие нуждающиеся в лечении не почувствуют его эффективности. Поэтому "матрица духовности больного" может оказаться основой серьезной болезни или инвалидности. По той причине, что, "матрица религиозной культуры" придает надежду больному, веру в будущее(18). Тем самым, "религиозные обычаи и верования" могут поспособствовать развитию "позитивного, оптимистичного

взгляда, помогающего ощутить смысл", обеспечивающий, в свою очередь, приближение к цели и мотивацию"(19).

В этом контексте, "взаимодействие" религиозности пациента, врачебной практики и благоприятного отношения к больному могут положительно отразиться на уменьшение депрессии, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, снижении высокого артериального давления, смягчении болевых ощущений, послеболезненном восстановительном процессе. Таким образом, "духовная поддержка" формирует надежду на жизнь через заботливые отношения и связь с высшей силой. Посему "для хронически больных и находящихся в терминальном состоянии [между жизнью и смертью] ракурс поддержания надежды должен включаться в сферу врача, ибо это может быть важно для пациента"(18).

В аспекте сказанного, конечно-же, возникает вполне резонный вопрос – хорошо, пусть врачи понимающе, мягко говоря, относятся к теме духовного оттенка своих больных, но насколько они могут посчитать действенной силу молитвы верующих?

Врачи – за молитвы?

Д. Б. Ларсон утверждает, что если пациент верит в потенциальную помощь в молитве, "скорее всего, в нужное время она будет более действенна". А это указывает "на клиническую важность изучения духовной и религиозной истории" для понимания, "как пациенты справляются с болезнью и в какой степени они используют эти вспомогательные механизмы"(16).Мало того, тот же Д. Б. Ларсон и др. ученые признают, что "на время отключения тяжелобольного надежда на жизнь может опосредованно поддерживаться через ритуал, медитацию, музыку, молитву, священные тексты или иные вдохновляющие чтения"(18).

Как подчеркивает в этой связи адъюнкт-профессор медицины Медццентра Джорджтаунского университета (штат Вашингтон, США) Дейл Мэтьюз (Dale Matthews), с началом его медицинской практики он столкнулся как с "обращением верующих больных к Богу с просьбой помочь им посредством химиотерапии", так и с молитвами родственников пациентов о поддержке последних. Опираясь на духовный фактор, больные и члены их семей не желали оказаться "заблокироваными разъединительной стеной, отделившей друг от друга медицину и религию на протяжении последних 500 лет". Ссылается Д. Мэтьюз и на результаты опроса (1998 г.), когда четверо из пяти респондентов признали "влияние веры на их здоровье". 2/3 опрошенных высказались за обращение с духовными вопросами к лечащим врачам; более половины – за совместную молитву больных и докторов.

По словам Д. Мэтьюза, "медицинская значимость веры" является, однако, вопросом не столь веры, сколь науки", ибо верующим удается испытывать меньшие страдания от боли и чаще избегать инвалидности; более скорыми темпами восстанавливаться после хирургического вмешательства. Молитвы же содействуют необходимым медицинским действиям. Вера придает больному оптимизм и надежду, ощущение смысла и цели, прочувствованность единства с семьей и обществом. Это не случайно, т. к. "молитва и поклонение благотворно влияют на стабилизацию пульса, давления, обмена веществ". И хотя очевидно, что сама  по себе молитва не является панацеей, могущей заменить необходимые медицинские процедуры, она высвечивается   дополнением к ним. Поэтому подход к лечению "должен  совмещать молитву и лекарства: веру и медицину". "Преодоление стены разделения" между этими полями приведет "к новой модели медицинской помощи" – как бы единых действий тела, ума и духа. "Будем надеяться и молиться за примирение в ХХI веке этих двух ветвей жизни в деле вылечивания больных", – резюмировал Д. Мэтьюз(20).

В свою очередь, доктор медицины, экс-руководитель центра «Humana Medical City» в Далласе (штат Техас, США) и глава отделения нетрадиционной и альтернативной медицины Национального института здравоохранения, главный редактор издания «Alternative Therapies» Ларри Досси признает, что в свое время «избегал любых духовных или религиозных влияний в лечении, потому что считал себя врачом, применяющим только научные методы». В процессе исследований он «понял, что молитва может принимать разные формы. Во многих экспериментах, похоже, сама позиция веры – всеохватывающее чувство благожелательности и сопереживания, желание помочь и осознание единства с Высшей Силой в моменты крайней необходимости – настраивала человека на исцеление». Даже когда «исследуемый объект» помещали в оцинкованное помещение, «стены которого защищали от всех известных науке форм электромагнитной энергии», молитва «оказывала свое позитивное действие».

Когда я ознакомился с этими данными, продолжает он, ход моих мыслей изменился. Я говорил себе: «Похоже, молитва срабатывает. Это подтверждается научными данными. Не попробовать ли и мне использовать молитву в моей врачебной практике?». С течением времени у него появилось твердое убеждение, что не использовать молитву во врачебной практике "равнозначно отказу больному в том или ином сильнодействующем лекарстве или в хирургической операции". Посему он "не мог игнорировать свидетельства эффективности молитвы", хотя и испытывал при этом неприятное чувство, "будто предает заветы ученых-медиков". После многих месяцев раздумий, взвешивания всех «за» и «против», Л. Досси пришел к заключению, что ему "следует молиться за своих пациентов"(21).

Здесь же отметим, что и Л. Хей, чьи высказывания о связи человека с Высшей силой приведены выше, также подчеркивала осуществление данного "контакта" посредством молитвы(11).

В этом свете обратим внимание, что все приведенные мнения (убеждения) принадлежат не приверженцам Ислама. Но для самих мусульман в понимании вопроса именно в таком ключе ничего удивительного нет, т. к. Коран констатирует призыв Всевышнего к уверовавшим обращаться "за помощью к терпению и намазу" ("Корова": 153)? Кроме того, в Книге запечатлены слова Ибрахима (Авраама) в аспекте Аллаха, Который, в том числе, "сотворил меня и ведет прямым путем... кормит меня и поит... исцеляет меня, когда я заболеваю" ("Поэты": 80).

Исцеление и милость Всевышнего

Рассматривая аят о ниспослании Аллахом в Коране того, "что является исцелением и милостью для верующих" ("Перенес ночью": 82), один из основателей Исламской медицинской ассоциации Северной Америки (IMANA), специалист американской клиники "Акбар" и Института исламской медицины для образования и исследований (г. Панама, штат Флорида, США) Ахмад аль-Кади  отмечает, что эффект исцеления не ограничивается рассмотрением болезней (бед) общества и целого мира, а распространяется на человека, способствуя укреплению его физико-психического здоровья и благополучия(22).

В данном контексте, комментируя процитированный аят, известный мусульманский правовед ХХ века, шейх Абд Ар-Рахман Ас-Саади отмечает, что Коран представляет собой источник исцеления и милости, "добраться" до которого удается лишь уверовавшим в Откровение, признающим истинность аятов и соблюдающих их на практике. По его словам, подразумевающееся здесь исцеление направлено на "избавление сердец от сомнений, невежества, порочных воззрений, вредных измышлений и дурных намерений"(23).

В этом аспекте Ахмед аль-Кади высказывается в том разрезе, что Коран выражает заботу о здоровье человека в нескольких ипостасях. В правовом ракурсе речь идет как о законодательном запрете действий, могущим нанести урон здоровью личности, так и соблюдении норм, укрепляющих организм. С другой стороны, Откровение предоставляет общие правила жизнедеятельности (поведения) творений Господа, которыми мусульманин должен руководствоваться повседневно. Правда, этот нюанс "положительно воздействует" на благополучие индивидуума в вопросе здоровья индивидуума как бы "косвенно". Но ведь Книга говорит и о прямом исцелении человека. Другое дело, если два первых пункта известны и хорошо изучены, "прямой лечебный эффект Корана на органы человеческого тела является новым полем", открытия которого только начинают проявляться и приближаться к нашему пониманию.

В целом, продолжает ученый, прямой лечебный эффект Корана был отмечен еще с момента его доведения до людей пророком Мухаммедом, да благословит его Аллах и приветствует. Непосредственно посланник и многие его последователи читали Откровение, передающие слова Всевышнего, больному (принцип "Рукия"). С того времени и функционирует вопрос о целительной силе Корана, т. е. об "объеме" его воздействия на людей. Так, спрашивается, чтение Книги (смысловая нагрузка аятов или эффект звуков от прочтения) помогает только слышащим и осознающим текст? Действует данный эффект исключительно на верующих? Конкретно какие болезни в большей степени могут вылечиться Кораном? Может ли Книга использоваться сама по себе или же ее лечебные свойства должны сочетаться с другими методами лечения?

В свое время, в целях получения ответов на эти и многие другие вопросы, в клинике "Акбар"была начата программа исследований. Проверялись физиологические изменения у лиц, которым читались коранические тексты. На первом этапе было выявлено как снижение в отдельные моменты "текстового" влияния  на различные части тела, так и наличие в организме изменений, по цепочке  передающихся от одного органа к другому. В частности, фиксировался положительный результат для "скелетной мышечной ткани, сердечно-сосудистой системы"; также удалось установить значительное влияние процесса на состояние людей, перенесших стресс (в различных проявлениях).

Тонкость тут – в достижении "физиологического эффекта" от коранического чтения в двух вариантах. Воздействие происходило и на воспринимавших смысловую нагрузку Божественных слов (как на арабском языке, так и благодаря переводу), и на непонимающих значимости слышаемого. Результаты исследования позволили Ахмеду аль-Кади вывести возможность "благоприятного влияния Корана на иммунную систему человеческого организма". По словам ученого, все эти эффекты, конечно же, не приведут к "полному устранению болезней", но поспособствуют получению возможностей для их физико-психического контроля и, в определенной степени, снижению болевых ощущений(22).

Заключение

Без сомнений, рассмотреть в одной статье большинство тонкостей озвученной темы не представляется возможным. Да и под силу ли это вообще кому-нибудь? Однако, как бы мы не убегали от обращения к этому серьезнейшему ракурсу, актуализировавшегося в сегодняшние дни, обойти его не представляется возможным. Уж слишком рядом болезни, недуги, смерть.

"Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов", – гласит Коран. Да, здесь напрямую о болезни не говорится, но аят объединяет эти моменты под названием "беда". А разве болезнь не входит в данный ряд? И случайно ли Творец призывает посланника обрадовать терпеливых из числа столкнувшихся с бедой, молвящих: "Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся", обещая им удостаивания "благословения своего Господа и милости", ибо "они следуют прямым путем" ("Корова": 155)?

В свете отмеченного, вспоминается хадис, называющий удивительным положение верующих, т. к. все в нем  "является для него благом". Это никому не дано, за исключением поклоняющихся. Потому, радуясь чему-либо, верующий благодарит Аллаха, что "становится для него благом", однако, и при постижении горя, "он проявляет терпение", также становящимся благом для него(24). Но при этом актуализируется взятие у своего здоровья того, что "пригодится для твоей болезни"(25). Правда, к сожалению, к двум из предоставленных нам Создателем благ "многие люди относятся небрежно: здоровье и свободное время"(26).

Так что постараемся осмыслить эту констатацию, стремясь оберегать свою жизнь и жизнь близких от различного рода напастей, хотя бы соблюдением элементарных норм, способствующих укреплению нашего здоровья.



1.Болезни

http://my-health.ru/content/bolezni

2."Сахих” аль-Бухари, 5678

http://crimean.org/islam/hadisi/sahih-al-buhari/78/1392#1870

3.Biography

http://www.davidsanborn.com/bio.html

4.Geoffrey Himes. David Sanborn: The Blues and the Abstract Truth

http://jazztimes.com/articles/20787-david-sanborn-the-blues-and-the-abstract-truth

5.David Sanborn on Polio, David Bowie and a New Solo Album

http://www.pledgemusic.com/blog/david-sanborn-interview

6.Shanon Cook. Once-stricken saxman: Music 'gave me my life'

http://edition.cnn.com/2008/SHOWBIZ/Music/08/15/david.sanborn/index.html?eref=rss_latest

7.После полиомиелита, синдрома

http://elobot.net/posle-poliomiyelita-sindroma

8.Down Beat devotes cover story to David Sanborn

http://stljazznotes.blogspot.com/2007/02/down-beat-devotes-cover-story-to-david.html

9.«Спокойная жизнь закончилась». Сагер вернулся в эфир, победив рак

http://www.championat.com/basketball/article-234010-krejg-sager-vnov-rabotaet-na-matchakh-nba.html

10.Дарья Донцова: Как я победила рак

http://www.rg.ru/2006/09/29/doncova.html

11.Луиза Хей. Исцели себя сам

http://www.klex.ru/5hf

12.Преосвященный Константин (Горянов). Медицина в Библии

http://www.wco.ru/biblio/books/goriynov1/Main.htm

13.Religious people cope better with cancer...unless they think God is punishing them

http://www.telegraph.co.uk/news/science/science-news/11793286/Religious-people-cope-better-with-cancer...unless-they-think-God-is-punishing-them.html

14.Spiritual Outlook Can Affect Mental Health in Breast Cancer

http://www.medicinenet.com/script/main/art.asp?articlekey=103909

15.Rachel Reilly. The power of prayer: Believing in God can help treat depression

http://www.dailymail.co.uk/health/article-2314781/Believing-God-help-treat-depression.html

16.Дэвид Б. Ларсон и Сьзен С. Ларсон. Забытый фактор здоровья: медицинские исследования открывают эффективность религии. В кн. Роберта Л. Херрмана "Бог, наука и покорность: Десять ученых о теологии смирения"

http://in.prihod.ru/users/56/1156/editor_files/file/Bog%20_nauka%20i%20pokornost%20PDF.pdf

17.David Larson. Interview on the Role of Faith in Health

http://www.faithandhealthconnection.org/wp-content/uploads/2007/11/insight-on-the-news-david-larson-interview.pdf

18.Stephen G. Post, PhD; Christina M. Puchalski, MD, MS; and David B. Larson, MD, MSPH. Physicians and Patient Spirituality: Professional Boundaries, Competency, and Ethics

http://courses.washington.edu/bh518/Articles/physicians%20and%20patient%20spirituality%20-%20ann%20int%20med.pdf

19.David B. Larson, Susan S. Larson. Patient Spirituality and Mental Health: An Expanding Focus in Clinical Care and Research

https://www.rcpsych.ac.uk/pdf/larson1.pdf

20.Dale A. Matthews. Praying Is Good Medicine

http://www.wsj.com/articles/SB901170339352109500

21.Ларри Досси. Исцеляющие слова

http://naturalworld.ru/kniga_iscelyayushchie-slova.htm

22.Ahmed Elkadif. Health and Healing In The Qur'an

http://i-epistemology.net/v1/attachments/321_V2N2%20December%2085%20-%20A%20Elkadi%20-%20Health%20and%20healing%20in%20the%20Quran.pdf.

23.Толкование Священного Корана  шейха ‘Абд ар-Рахмана ас-Са‘ди

http://qurani-kerim.narod.ru/sady/017.htm

24."Сахих" Муслима, 2113

http://crimean.org/islam/hadisi/sahih-muslim?q=%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BC

25."Сахих” аль-Бухари, 7378

http://crimean.org/islam/hadisi/sahih-al-buhari/97/1601#2126

26.Цит. по: Эльмир Кулиев. Используй свой шанс

http://e-minbar.com/success-secrets/ispolzuj-svoj-shans

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий